Цель занятия: развивать творческие способности у детей, вызывать интерес к украшению кокошника или сарафана.
Задачи:
Обучающие
- Учить детей составлять узор, композицию по замыслу.
- Инициировать самостоятельный выбор способа украшения.
- Помогать осваивать новые техники работы с пластелином.
- Учить оценивать поступки, делать выводы, умозаключения.
Развивающие:
- Развивать чувство формы, цвета, композиции.
- Развивать умение по собственной инициативе объединять разные способы украшения.
- Развивать интерес к русскому народному творчеству, художественному слову.
Воспитательные:
- Формировать у детей представления о добре, доброте, хороших добрых поступках.
- Воспитывать такие качества, как доброта, сострадание, желание помочь.
- Воспитывать аккуратность в работе, умение поддерживать порядок на рабочем месте.
Оборудование:
- Различные по форме и цвету вырезанные из картона кокошники и сарафаны.
- Материал для украшения (бусины, бисер, пуговицы, ленты, разнообразные элементы узора, клей, пластелин).
- Образцы украшения русских кокошников и сарафанов.
Предварительная работа: Рассматривание кукол в русских народных костюмах, репродукции картины «Портрет крестьянки в русском костюме» И.П.Аргунова.
Пополнение словарного запаса (кокошник, расписной, расшитый, сундук, русская красавица – «лебедушка»)
Использование художественного слова для положительного эмоционального настроения.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети входят в «избу», воспитатель встречает детей.
Воспитатель: Добрый день, детушки. Добрый день ребятушки. Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь. Вам ли видно? Вам ли слышно? А я хозяйка в этом доме. Давно вас поджидаю, без вас сундук не открываю. Вы посмотрите, что у меня есть.
Стоит у нас чудесный
Старинный сундучок.
Красивый, расписной он
И петли на замок.
Рисунком он украшен
И красками блестит.
Ну как же интересно
Что он в себе хранит?
Скажите, что же можно хранить в этом красивом расписном сундуке? Как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: Да, здесь можно храниться одежда, головные уборы, предметы быта.
Сундучок, сундучок,
Открывай скорей бочок!
Воспитатель открывает сундук.
Воспитатель: Вот, посмотрите, что это? Как называется этот головной убор?
Дети: Кокошник.
Воспитатель: Правильно, кокошник. Слово кокошник происходит от слова «кокош» - то есть петух, курица. Верх у кокошника похож на гребень петуха. Давайте посмотрим, как украшен кокошник (показ кокошника) Кокошник украшают узором из бисера, цветами, бусинками, завитками, золотой нитью.
Всех драгоценней убор головной,
Бусами вышит узор золотой.
Так до сих пор сохранен на Руси
Женский кокошник небывалой красоты.
А что же еще лежит в нашем сундучке? Как называется этот предмет женской одежды?
Дети: Сарафан.
Воспитатель: Конечно. Это сарафан. Раньше девочки и женщины носили сарафаны. А чтобы они были красивыми их украшали. Посмотрите, как и чем украшали сарафаны?
Дети: Тесьмой, вышивкой, бисером, бусами.
Воспитатель: Сарафаны были разного цвета, широкими и приталенными. Когда русская красавица шла в таком сарафане, её называли «лебёдушкой».
Сарафан красивый, длинный
Это же наряд старинный.
Расшитой, расписной
Яркий, прямо золотой.
А кто же мастерил такие красивые кокошники, сарафаны.
Дети: Русские люди, мастерицы.
Воспитатель: Мастерицы мастерили наряды русские, а между делом пели, плясали, хороводы водили. Давайте и мы с вами поиграем. И на нашу девицу красавицу кокошник наденем.
Игра «С лентой»
Вбегает Баба Яга.
Баба Яга: Малы еще о нарядах говорить, заберу ка я сундук с собой.
Баба яга берет сундук, убегает к себе в домик.
Воспитатель: Дети, Баба Яга забрала наш сундук и была такова. Что же нам делать? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, давайте догоним её и вернем наш сундук. А вы знаете где живет Баба Яга?
Дети: В темном лесу, в избушке на курьих ножках.
Воспитатель: Беритесь за руки и пойдем её искать. Держитесь крепко, чтобы в лесу не потеряться. А дорогу нам покажет волшебный клубочек.
Так катись, катись клубочек,
только сильно не спеши, нам дорогу покажи.
Дети идут по дорожке подходят к домику Бабы Яги.
Воспитатель: А вот и избушка, давайте постучим.
Баба Яга: Кто такие, что явились? Я гостей не жду.
Воспитатель: Ой, Баба Яга. Что же ты такая сердитая и голос у тебя грубый и слова не приветливые.
Баба Яга: Хватит разговоры разговаривать, зачем явились?
Воспитатель: Мы с ребятами пришли забрать наш сундучок с нарядами.
Баба Яга: Я у вас ничего не брала, и вообще уходите отсюда, а то я вас съем!
Воспитатель: Баба Яга, да что же ты такая сердитая.
Баба Яга:
Все считают, что Яга хитрая и злая!
А мне кажется, что я вовсе не такая.
Если мне прическу сделать, макияжек навести
Да назвать меня Ягуся, сразу я начну цвести.
Мне тоже хочется быть нарядной и красивой. Вот я ваш сундучок и забрала.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, мне жалко Бабу Ягу, может быть она злится и совершает плохие поступки потому, что никто ее не любит, никто о ней не заботится. Как же мы с вами можем помочь Бабе Яге. Она ведь хочет быть нарядной и красивой.
Дети: Мы сделаем для нее красивые кокошники и сарафаны.
Воспитатель: Конечно, пойдемте в нашу мастерскую. Здесь много разных заготовок кокошников, сарафанов. Они разного цвета и разной формы. Будем мастерами, и каждый из вас украсит свой кокошник или сарафан и подарит Бабе Яге. Садитесь за столы. Посмотрите, какие красивые перед вами кокошники и сарафаны.
С чего вы начнёте работу? Сначала решите, что будете украшать: сарафан или кокошник. Задумайте узор. Подумайте, какой материал нужен для узора, какого цвета пластилин надо выбрать для работы. Ну, что начинайте работать.
Дети работают. Украшают кокошники или сарафаны бусами, бисером, аппликацией.
Воспитатель:
Мы старались мастерили,
Трудно было не устать
Постарались от души
Все работы хороши.
Смотри, Баба Яга, какую красоту тебе сделали ребята.
Дети дарят свои работы Бабе Яге. Баба Яга благодарит, забирает.
Баба Яга: Как красиво, ребята, большое вам спасибо. А за то, что вы сделали для меня такой подарок я верну вам ваш сундук. Я скоро к вам приду.
Уходит с детскими украшенными кокошниками и сарафанами за сундуком.
Игра «Сидит ворон»
Входит Баба Яга, наряженная в сарафан и кокошник.
Баба Яга: Ну, спасибо вам большое, порадовали вы меня, теперь держите свой сундук и будьте добры, внимательны, любите и берегите друг друга и всех своих близких.
Воспитатель:
Посмотри, как хороша
Это девичья душа.
Сидит кокошник горделиво
Баба ёжка так красива!
Как лебедушка плывет
Песню тихую поет.
Пусть все герои сказок дарят нам тепло. Пусть добро на свете побеждает зло.