Проектно-исследовательская деятельность в краеведении как эффективное средство развития познавательной деятельности обучающихся

Разделы: Краеведение

Ключевые слова: краеведение, проектно-исследовательская деятельность


 В современной школе, исходя из ФГОС, вся учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, что обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. [4] Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Кроме того здесь обучающиеся делают первые шаги в профессиональной ориентации.

Одним из направлений в воспитании духовно-нравственного человека является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободами обязанностям человека, куда относятся любовь к России, своему народу, своему краю, поликультурный мир, свобода личная и национальная, многообразие и уважение культур и народов.[3]

В старинной марийской пословице говорится: «От ушедшего память остаётся». В далекое прошлое ушли сотни веков, десятки недавних столетий, а память народная, вечно живучая, нетленная и прозорливая, бережно сохранила для потомков дела минувших дней, события тысячелетней давности. Благодаря памяти, запечатленной в песенном слове, дереве и камне, оживает перед нами историческая судьба многих поколений… [1,с.28] Именно занимаясь исследованиями в области краеведения, мы достаем, изучаем то многое, что осталось нам от наших предков.

Что такое краеведение? Это – в первую очередь, историческая память, это - память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. По моему мнению, именно с осознания себя частью своей малой родины начинают зарождаться в человеке патриотические чувства. Об этом говорит академик Лихачёв Д.С.: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».[1]

На основе самостоятельной, индивидуальной или групповой, урочной и внеурочной, поисковой и исследовательской деятельности и создании собственных исследовательских краеведческих работ оживает перед нами жизнь, быт, культура наших предков, события давно минувших дней. Кроме того у обучающихся развивается познавательная деятельность путем использования различных форм и методов исследовательской работы.

Конечно, для исследований больше возможностей дает внеурочная работа. Наши дети посещают творческие мастерские, кружки, занимаются исследовательской и проектной деятельностью именно здесь. Ежегодно я веду кружки «Следопыт», «Печатное слово», обе программы внеурочной деятельности нельзя реализовать без обращения к проектно-исследовательской деятельности. Так, например, несколько лет назад с шестиклассниками мы подготовили групповой проект «Играем в народные игры». Для этого шестиклассники провели анкетирование среди учащихся школы и выяснили, что в народные игры они почти не играют. Дети собрали богатый материал по данной теме: забытые марийские и русские народные игры, считалки бабушек и дедушек, нашли современные считалки. Изучив описание игр, играли в них сами и научили младших школьников. Итогом проектной работы стала выпущенная брошюра с описанием русских и марийских народных игр, которая была подарена в школьный летний оздоровительный лагерь.

Учащиеся занимаются исследовательской работой по изучению истории и этнографии родного края, судеб людей, оставивших яркий след в истории родной стороны. Так столкнувшись однажды на уроке со словом «тамга», появилось желание узнать о нем подробнее. Под моим руководством одной из старшеклассниц была написана исследовательская работа «От родовых знаков «тамга» до современных печатей». Была проделана большая работа не только по поиску литературы, но и по поиску старожилов, от которых можно было узнать о наличии родовых знаков дословно: как они могли выглядеть, откуда они, на какие предметы они ставились. В ходе исследования были найдены для школьного музея новые экспонаты – предметы старинной утвари, содержащие родовой знак. Данное исследование было представлено на республиканской научно-практической конференции - конкурса научно-исследовательских проектов школьников в рамках реализации проекта Российского гуманитарного научного фонда научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития этнотуризма для детей и юношества в РМЭ. Работа вошла в сборник материалов данной конференции «Прошлое и настоящее республики Марий Эл».

Ученицей 11 класса в 2016 году была подготовлена исследовательская работа «Эпохи света», где изучили долгий путь появления первых электрических лампочек в домах наших бабушек и прабабушек, жизнь и быт людей до ее появления в нашей деревне Елымбаево. Было интересно узнать, как назывались первые источники света (познакомились с совершенно незнакомыми названиями ламп), и что они из себя представляли. Работа заняла 1 место в секции «Краеведение» на муниципальной научно-практической конференции «Шаг в будущее».

В старших классах в рамках уроков истории и культуры народов Марий Эл учащиеся создают презентации по истории родного Мари-Турекского района: «Герои Великой Отечественной Войны - мои земляки», «Вклад тружеников тыла в Великую победу», «Охраняемые природные памятники Мари-Турекского района», «Известные люди моего района». Ежегодно проводятся в школе Неделя марийского языка и ИКН, мероприятия, посвященные Дню марийской письменности и Дню национального героя, юбилейным датам.

В этом году мы будем отмечать 75-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне. Собран материал о судьбах педагогов – участников Великой Отечественной войны, работавших в Нартасской средней общеобразовательной школе. В ходе данной исследовательской работы, как в прочем и при работе над другими темами исследовании, были использованы следующие методы: запись воспоминаний родных и близких, бывших учеников педагогов-участников Великой Отечественной войны и их коллег в данном случае, изучение фотографий из семейных архивов, чтение и анализ документальной и художественной литературы, проведение опросов и анкетирования и их обработка. Итогом стала исследовательская работа одной из учениц школы «Ты мир добыл и знаний свет пронес», которая так же была представлена на муниципальной научно-практической конференции «Шаг в будущее». На данный момент эта работа продолжается дальше, пополняется новым материалом.

Изучение родного края открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. А местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, он помогает понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге выработать активную, жизненную позицию, зрелое мировоззрение. Новизной данного опыта считаю развитие познавательной деятельности учащихся на основе самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности и создании собственных исследовательских краеведческих работ как один из способов развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС. Представлен опыт и результат моей работы в течение 5 лет.

Литература

  1. Лихачёв Д.С. Земля родная. Издательство Советская Россия, 1983.
  2. Марийский край, земля Онара./ Сост. Ким Васин, А. Юзыкайн. – М.: Современник, 1989. - 486 с.: фотоил. – («Сердце России»)
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. 342с. – (Стандарты второго поколения) – ISBN 978-5-09-019043-5.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под редакцией А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.: ил. – ISBN 978-5-09-024005-5.