Урок-соревнование «Малые олимпийские игры». Тема урока: "Легкая атлетика"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 5

Ключевые слова: легкая атлетика


Предмет: физическая культура.

Класс: 5.

Цель. Проконтролировать и оценить технику выполнения легкоатлетических упражнений.

Задачи:

  • Создать условия для демонстрации умения выполнять упражнения по легкой атлетике.
  • Развивать физические качества: силу, ловкость, координацию.
  • Формировать понятия о нормах этического общения и коллективном взаимодействии в соревновательной деятельности.
  • Развивать морально-волевые качества личности.

Вид урока: легкая атлетика.

Тип урока: образовательно-тренировочный.

Проблемная ситуация. Пригодятся ли человеку в жизни легкоатлетические навыки? В каких ситуациях?

Структура урока

1. Подготовительная часть

а) организация подготовки учащихся к уроку;

б) постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися;

в) психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока.

2. Основная часть

а) развитие двигательных качеств;

б) воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности;

в) контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности занимающихся;

г) коррекция учебно-воспитательных воздействий;

3. Заключительная часть

а) снижение физической нагрузки учащихся;

б) подведение итогов урока;

в) задание на дом;

г) организованное завершение.

Планируемые результаты:

личностные:

  • умения проявлять физические способности (качества)

метапредметные:

  • проявлять осознанную дисциплину и готовность отстаивать собственную позицию;

предметные:

  • преодолевать трудности при выполнении учебных заданий;
  • уметь обеспечивать безопасность мест занятий.

Оборудование: символика олимпиады (эмблема, флаг, талисман), секундомер, рулетка, малый мяч, жетоны, медали.

Этапы работы

Содержание этапа

1. Подготовительная часть

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой;
- напомнить о важности следить за самочувствием во время соревнований;
- помочь подготовиться к выполнению упражнений основной части урока через разминку; напомнить о важности разминки в подготовительном этапе.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные.

Метод стимулирования: похвала.

Построение.
Дежурный сдает рапорт.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок-соревнование «Малые олимпийские игры», где вы покажете свои результаты по пройденному разделу - легкая атлетика. Ребята, какие упражнения мы будем демонстрировать на уроке?
- Бег, прыжки, метание мяча.

- Пригодятся ли вам навыки выполнения упражнений по лёгкой атлетике в жизни? В каких ситуациях?
- Участвовать в соревнованиях, перепрыгивать преграды, убегать от опасности, помогут сохранить здоровье.
- Сегодня на уроке вы покажете результаты: бег на 100м., прыжки в длину с разбега, метание малого мяча на дальность, подтягивание. Увидите церемонию открытия Олимпийских игр с использованием атрибутов олимпиады.
- Прежде чем начать соревнование, проверим с помощью измерения частоту сердечных сокращений. Определим по показаниям ЧСС, кто готов к выполнению всей программы соревнований. (ЧСС замеряется в состоянии покоя). Измеряем способом наложения трёх пальцев на запястье в течение  10 секунд, результат умножим на 6. (Измеряют ЧСС, озвучивают результаты).
- Хорошо! К соревнованиям допускаются все.

Если ЧСС учащегося немного превышает нормативные показатели, то он выполняет неполный комплекс упражнений, учитель отслеживает в течение урока самочувствие ребёнка по внешним признакам.  В случае значительного превышения  ЧСС, ребёнок не допускается к соревнованиям и отправляется к медработнику.
Разминка.
- Класс, направо, в обход по залу шагом марш!
Руки вверх, на носках, спина прямая, смотрим вперед.
Руки за голову, на пятках, локти точно в стороны.
Присед, руки на коленях.
Без задания.
Бегом марш, медленный бег в течение 3 минут, дыхание ровное, не задерживать.
Восстановление дыхания самостоятельно.
На прошлом уроке вы самостоятельно разрабатывали комплекс обще-развивающих упражнений, по вашей оценке лучший комплекс был у Старцевой Валентины, она и проведет разминку. (Разминка проводится ученицей).
- Молодец Валя, подготовила разминку и использовала упражнения, направленные на подготовку всех групп мышц к основным упражнениям. Чёткая установка на выполнение упражнений, технически правильно выполнила упражнения.

2. Основная часть

Цели, которые учитель ставит перед учениками: продемонстрировать умения правильно выполнять программные упражнения

Цель, которую учитель хочет достичь:
- создать условия для формирования интереса к олимпийской символике, к традициям олимпийских игр,
- проверить технику выполнения программных упражнений, зафиксировать результаты.

Методы организации работы: словесные

Методы стимулирования: похвала.

Методы оценивания: фиксация результатов судьей, словесная оценка, самооценка с помощью жетонов.

- Класс, в шеренгу становись! Пятый класс приветствую вас на Олимпиаде класса- 2019.
- Класс, равняйсь, смирно! (В роли судьи учитель ОБЖ)
Товарищ главный судья, участники Олимпиады 2019 построены и к соревнованиям готовы. Разрешите олимпийский флаг внести, малый олимпийский огонь зажечь. Клятву от имени всех участников соревнований произносит победитель осеннего кросса-2019 Киселев Иван. «От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд».
- План Олимпиады:
- бег 100м.;
- прыжки в длину с разбега;
- метание малого мяча на дальность;
- подтягивание.
- Ребята, после выполнения задания на каждом этапе соревнований вы должны сделать самооценку, согласно нормативной таблице показателей, которая находится на столе у судьи. Вы берёте жетоны в соответствии со своими результатами: зеленый (5б.) - высокий уровень, желтый (4б.) - средний, синий (3б.) - низкий. В конце урока по жетонам (баллам) определим победителя всех этапов.
- Прежде, чем приступим к первому этапу, давайте вспомним технику безопасности при выполнении упражнений. (Учащиеся отвечают).

1. Бег 100м.
Напоминаю вам, что бег осуществляется с низкого старта, бег должен быть ритмичным, свободным, туловище слегка наклонено вперед, взгляд устремлен вперед. (Лучший ученик демонстрирует технику выполнения низкого старта).
Учащиеся выполняют бег на 100 метров.
Результаты фиксируются.
- Молодцы!
Судья оглашает результаты. Учащиеся делают самооценку с помощью жетонов.

2. Прыжки в длину с разбега.
– Каждый имеет 3 попытки, лучший результат фиксируется. Длину разбега выбираете в зависимости от индивидуальных особенностей каждого из вас. (Лучший ученик напоминает технику выполнения).
Участники соревнований выполняют прыжки в длину с разбега. - Молодцы!
Судья оглашает результаты. Учащиеся делают самооценку с помощью жетонов.

3. Метание малого мяча на дальность.
– Метание мяча выполняется с шага, за линию не заступать. Выполняют 3 попытки, лучший результат фиксируется. (Лучший ученик показывает технику выполнения).
Выполняется метание малого мяча учащимися.
- Молодцы!
Судья оглашает результаты. Учащиеся делают самооценку с помощью жетонов.

4. – Заключительный этап Олимпиады
- подтягивание.
- Вы уже немного устали, нужно собраться и показать лучшие результаты. Девочки подтягиваются на низкой перекладине, мальчики - на высокой. (Лучший ученик показывает технику выполнения).
Учащиеся выполняют подтягивание.
- Молодцы!
Судья оглашает результаты. Учащиеся делают самооценку с помощью жетонов.

3. Рефлексия

Цели, которые учитель ставит перед учениками: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка и самооценка общих результатов.

- Класс! Равняйсь! Смирно!
Малые олимпийские игры 5 класса подошли к завершению. Ребята, у каждого из вас по 4 жетона. На оборотной стороне жетонов указаны баллы, суммируйте их. По очереди огласите количество баллов. Приглашаем для награждения победителя малых олимпийских игр (победителю вручается грамота).
Награждаются медалями учащиеся, имеющие лучшие результаты по номинациям «Бег 100м», «Прыжки в длину с разбега», «Метание малого мяча на дальность», «Подтягивание»
- Ребята, кто не одержал сегодня победу, не огорчайтесь, занимайтесь спортом, работайте над собой, в конце года мы повторим классную Олимпиаду, вы покажите, чему вы научились за год.

4. Домашнее задание

Цели, которые учитель ставит перед учениками: подготовить сообщение по теме «Марафонский бег», используя различные источники.

Цель, которую хочет достичь учитель: создать условия для формирования умения отбора информации для сообщения.

- На следующий урок мы начнём изучение раздела «Кроссовая подготовка». Мы будем изучать особенности длительного бега. Дома подготовьте небольшие сообщения, темы предлагаются по выбору: «История марафонского бега», «Марафонский бег в современных Олимпийских играх», «Спортсмены - победители марафонского бега 20-21 веков».
- Спасибо за урок. Не забудьте о гигиенических процедурах. До свидания!
Выход из зала.

Список материалов

  1. https://hvat.ru/istoriya-olimpijski-igr-kratko.php
  2. https://www.sportobzor.ru/pamyatnye-daty-istoriya-sporta/istoriya-poyavleniya-marafonskogo-bega.html
  3. http://keeprun.ru/competition/42-kilometrovyj-marafon-rekordy-i-interesnye-fakty.html
  4. https://fizkultura-fgos.ru/tablitsa-normativov-po-fizicheskoy-kulture-dlya-uchashhihsya-1-11-klassyi-na-2018-2019-uch-god.html