Изучение культуры ислама как основы межнационального общения в системе современного школьного образования

Разделы: История и обществознание

Класс: 8

Ключевые слова: ислам, культура ислама, религиозная культура


Россия всегда была и есть страна многонациональная. Вся её территория заселена многими десятками народов с различными самобытными культурами, разными историческими традициями, религиозными верованиями. Поэтому на сегодняшний день очень актуальна  проблема взаимоотношений разных народов, особенно в пределах одного города. Оренбург в этом плане является уникальным городом, центром области, в которой официально зарегистрировано 519 религиозных организаций. Самыми многочисленными являются православие – 388 организаций – и ислам – 102 организации.

В такой обстановке важным условием  построения позитивных отношений с представителями других религий является взаимодействие на основе толерантности, понимания, уважения иных взглядов, мнений, традиции. В общеобразовательных  учреждениях Оренбурга – школах, гимназиях, лицеях – воспитанию культуры межрелигиозного общения в данный момент  уделяется особое внимание. Важность этого воспитания определяется рядом факторов: процессами, происходящими в мировом сообществе, обусловленными изменением его социально-экономическими ориентациями и обострением внимания к этнической специфике; регионализацией образования как средства жизнеустройства региона, призванного выстроить систему взаимосвязей образования с другими социальными институтами, учитывающими национальный компонент1.

ООН и ЮНЕСКО в своих документах рассматривают воспитание детей и молодежи в духе ненасилия, мира и уважения к другим народам как ведущую задачу современного образования.2

______________

1 Новикова И.А. Воспитание культуры межнационального общения старшеклассников. Дис. канд. пед. наук : Барнаул, 2006.-С. 45-47.
2 Брынзов И.И. Миротворческая деятельность международных педагогических организаций. Дис. канд. ист. наук М.: 2000. – С.67.

В подтверждение важности воспитания детей в духе уважения народов в многонациональной России установлено обязательное изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»3 в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года.

______________

3 Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018г. №08-96 «О методических рекомендациях» [электронный ресурс сайта http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=582023#02090194290100107].

Задачами данного курса являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору законных представителей.  Формирование  представлений школьников о важности нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества. Обобщение знаний и  представлений о духовной культуре и морали. Развитие у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие истории и культуры при изучении гуманитарных предметов. Формирование  способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе уважения и понимания.

С 1 сентября 2015 года в связи  введением  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  предполагающего знание обучающихся основных норм морали, культурных традиций народов России, развитие представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества, введено обязательное изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Учебная деятельность, научно-исследовательская, внеклассная и внешкольная работа МОАУ «Гимназия № 8» г. Оренбурга ориентированы на развитие у обучающихся национального самосознания, интереса к родной культуре, культуре народов, проживающих в стране, регионе4. Администрация и педагоги гимназии создают условия для воспитания культуры межнационального общения различными методами, способами и средствами. Это проявляется в учебной, внеурочной деятельности, при работе с родителями и социальными партнерами.

______________

4 https://www.gim8/ru/

Учебная деятельность является основной для обучающихся. На уроках Основ духовно-нравственной культуры народов России дети узнают о традициях, культуре и обычаях различных народов, знакомятся с фольклором, литературой, географией, историей, особенностями поведения и характера народов. Очень значимо,  что процесс ознакомление происходит на высоком положительном эмоциональном уровне.

Помимо этого нового предмета, воспитанием и формирование межнационального общения занимаются и на уроках  истории и обществознания. Как учитель истории и обществознания, я использую различные методы и приемы.

При изучении в 5 классе на уроках обществознания темы «Мы – многонациональный народ», обращаем внимание на национальный и религиозный  состав Оренбургской области. Дети создают проекты,  в которых описывают и показывают особенности традиций и культур народов нашего региона.

При изучении в 6 классе на Истории Средних веков темы «Зарождение ислама» обучающиеся делятся на произвольные группы, и каждая группа работает с  понятием толерантности с точки зрения ислама, буддизма и христианства. Это позволяет детям осознать, что существуют общечеловеческие ценности, которые  помогают из века в века жить различным народам в мире и согласии, и среди  этих ценностей ведущей является  веротерпимость.5

______________

5 Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность// Семья и школа, 2001.№11. С. 32-34

Во внеурочной деятельности, опираясь на собственной опыт, рекомендую использовать программу ознакомления обучающихся с народами и культурами России. В рамках темы «Традиции и обычаи народов Оренбургской области» мы посещаем национальные музеи, составляем проекты, такие, как «Вероисповедание моих соседей», «Традиции в моей мусульманской семье», «Я – ребенок межнационального брака».  На сайте нашей гимназии представлены краеведческие программы, фотоотчеты и  небольшие рассказы о памятных местах Оренбурга и Оренбургской области. Актуальны мероприятия кружка «Литературное краеведение», на которых в рамках литературного вечера, посвященного оренбургским героям Великой Отечественной войны, ведется рассказ не только о жизни советского татарского поэта и журналиста, военного корреспондента Мусы Джалиля (Мусы Мустафовича Залилова), но и о жизни прадедушек, принимавших участие в этой войне.

В рамках работы с родителями и социальными партнерами реализуется ряд мероприятий, таких, как «Педагогическая гостиная». На родительских собраниях семьи рассказывают о своих национальных традициях, показывают костюмы и угощают национальными блюдами. На сегодняшний день самой популярной оказалась тема межнациональных и межконфессиональных семей.  На одном из классных часов нам представила свои традиции семья, где мама - мусульманка, а папа – православный, присутствующих удивило и заставило задуматься причудливое переплетение традиций, мудрость при решении многих вопросов в ходе внутрисемейного общения.

Немаловажную роль в помощи налаживания межнационального общения играют социальные партнеры учителя, которыми являются национальные сообщества, диаспоры, общины. Они охотно сотрудничают с нашей гимназией,  проводя экскурсии и тематические занятия с учениками. Региональное управление мусульман Оренбургской области приглашает и принимает обучающихся гимназии и родителей на культурно-образовательные экскурсии в исторические мечети г. Оренбурга, в частности, в мечеть «Хусаиния», построенную в 1892 году по инициативе и на денежные средства татарского купца 1-й гильдии Ахмед-бая Хусаинова6.

______________

6 Медресе «Хусаиния». [Электронный ресурс сайта http://medrese-husainia.ru/?page_id=87]. Последнее обращение 05.11.2018.

Во рамках внеклассной и досуговой деятельности обучающихся гимназия проводят различные мероприятия, которые организуют сами дети по теме, заявленной педагогом-организатором или классным руководителем. Это позволяет детям самим узнать о культуре народов нашего города и сформировать преставление традициях, формах, перспективах межнационального и межконфессионального общения. Например, система классных часов «Путешествия в семьи народов Оренбурга», при поведении которых мы обращаем внимание на семьи, соблюдающие традиции ислама. Мероприятие «Традиции и обычаи народов» проходит в форме преставления, на которое дети изучают и готовят национальные костюмы, поют национальные песни, рассказывают стихотворения национальных поэтов. Национальные праздники, такие, как Масленица, Курбан Байрам ежегодно проводятся в гимназии.

Администрация и педагоги гимназии выстраивают свою учебную и внеучебную деятельность вокруг главной идеи: обучающимся и их родителям  важно понимать, что разные внешние индивидуальные черты людей – цвет кожи, вероисповедание, национальность – не разделяют народы, многие века живущие вместе, а лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому интересный мир. Таким образом, современное образование, использующее широкие возможности внедрения курса «Основ духовно-нравственной культуры народов России» помогает донести до сознания школьников принципы толерантного общения в этнокультурном и поликонфессиональном многообразии Оренбургского региона.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность// Семья и школа, 2001. -№11.
  2. Брынзов И.И. Миротворческая деятельность международных педагогических организаций. Дис. канд. ист. Наук. - М. 2000.
  3. Декларация принципов толерантности //Литературная газета, 2001-№ 15.
  4. Новикова И.А. Воспитание культуры межнационального общения старшеклассников. Дис. канд. пед. наук: - Барнаул, 2006.
  5. О методических рекомендациях. Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 г. № 08-96.