Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: мнемотехника, старший дошкольный возраст, развитие связной речи, дидактическая игра, ОНР, пересказывание сказок


Развитие речи в дошкольном возрасте является центральной задачей речевого воспитания, что подчёркнуто в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования. Речь занимает центральное место в процессе психического развития детей, поскольку развитие речи связано с развитием мышления. Показателем высокого уровня речевого развития является овладение детьми дошкольного возраста различными типами связного высказывания, осознанное понимание структурных особенностей текста [4].

Cвязная речь – это последовательное систематическое развёрнутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно [4].

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Развитие связной речи, в частности двух её видов – монолога и диалога, является центральной задачей речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста. Для ребенка хорошо развитая связная речь – это залог успешного дальнейшего обучения грамоте. Известно, что дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

Как показывают данные исследований логопедов, психологов и педагогов, уровень сформированности самостоятельной связной монологической речи у дошкольников с ОНР долгое время остается несовершенной.

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Для рассказов детей с общим недоразвитием речи характерно увеличение доли существительных, местоимений, служебных слов. Предложение не строится каждый раз заново, а просто перечисляются субъекты и объекты действия [1].

Дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказ; составление рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составление рассказа-описания; завершение рассказа по заданному началу [1]. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.

Детям с общим недоразвитием речи овладение связной речью без специального коррекционного обучения представляется очень трудным. Поэтому развитие связной монологической речи старших дошкольников с ОНР имеет первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

На основе теоретического изучения проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня мы провели экспериментальную работу на базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад «Березка», поселок Мари-Турек».

Цель экспериментальной работы: выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с ОНР.

В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста, поступивших в детский сад по направлению медико-педагогической комиссии с диагнозом ОНР III уровня. Дети старшей группы «Группа 1» составили экспериментальную группу, дети старшей группы «Группа 2» - контрольную группу.

Для обследования связной речи и определения уровня её развития у старших дошкольников с ОНР III уровня мы использовали методику В.П. Глухова. Данная методика состоит из серии заданий: составление пересказа знакомого литературного текста, составление рассказа по серии сюжетных картин, описание предмета, рассказ из личного опыта ребенка. Основными критериями оценки являются: степень самостоятельности при составлении рассказа, адекватность поставленной задаче, семантическая наполненность, связность и последовательность изложения, соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам.

Исследование проводилось индивидуально, ответы детей фиксировались в протоколе. Все задания предлагались последовательно, в утренние часы в разные дни.

Полученные результаты исследования представим в диаграмме.

Рисунок 1 – Результаты диагностики связной речи у детей ЭГ и КГ по методике В.П.Глухова

Из диаграммы видим, что диагностика показала идентичные результаты у детей ЭГ и КГ: высокий уровень развития связной речи не выявлен ни у одного испытуемого, у 20% детей ЭГ и 20% детей КГ выявлен удовлетворительный уровень развития, у 60% испытуемых ЭГ и 60% испытуемых КГ выявлен недостаточный уровень развития, у 20% детей ЭГ и 20% детей КГ выявлен низкий уровень развития связной речи.

При пересказе текста у детей с ОНР наблюдалось сокращение смысловых звеньев. Детям, затрудняющимся в воспроизведении рассказа, была оказана помощь в виде наводящих вопросов и повторного чтения сказки. Чаще всего затруднения возникали в начале рассказа и при пересказе последовательности событий. Практически у всех исследуемых детей рассказы прерывались паузами, обусловленными поиском подходящих слов. В пересказах детей можно было наблюдать нарушения связности изложения: нарушение связи между предложениями, пропуски слов, неоднократное повторение фраз, «потеря» действующих лиц. Например, у испытуемого ЭГ №4 зафиксировано выражение «Дед её позвал и пришла», у воспитанника №2 КГ записано выражение «Дед и бабка, и внучка, и мышка». Испытуемый №5 КГ потерял в пересказе середину сказки.

Задание на составление описательного рассказа также вызвало наибольшие сложности у детей. Воспитанники избегали распространенных предложений, чаще всего ограничивались перечислениями; не соблюдали структуру рассказа, в процессе теряли многие детали; в рассказе допускали повторы и возвраты.

При выполнении задания на составление рассказа по серии сюжетных картинок все испытуемые испытывали затруднения при переходе от одной картинки к другой.

В целом речь детей очень аграмматична, интонация прерывистая, отсутствует плавность. Были отмечены случаи отказа от выполнения задания.

На основании полученных данных диагностики мы поставили цель: разработать и провести с детьми экспериментальной группы занятия, направленные на коррекцию и развитие связной речи и её основных показателей. Детей необходимо целенаправленно учить составлению связных рассказов различного характера: рассказа-описания, рассказа-повествования, рассказа-рассуждения, рассказа из своего опыта; работая при этом над развитием словаря, развитием грамматического строя речи.

В коррекционном детском саду формирование связной речи детей с ОНР осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и другие, так и на специальных коррекционных занятиях. Коррекционные занятия проводятся в групповой форме. Режим проведения занятий – 2 раза в неделю по 30 минут.

Для проведения коррекционной работы мы подобрали систему методов: работа со сказкой, проведение дидактических игр, использование мнемотехники.

При выборе сказок мы учитывали доступность содержания, выразительность языковых средств, наличие оборотов речи, соответствие темы рассказов возрасту детей [3]. В качестве материала для пересказывания, инсценировки были использованы сказки «Заяц-хваста», «Крылатый, мохнатый да масляный».

Для обучения рассказыванию мы использовали мнемотаблицы – наглядную основу в символьной форме, с опорой на которую дети могут рассказывать и пересказывать, не теряя логической последовательности.

Дидактические игры также являются эффективным средством развития связной речи. В ходе работы мы использовали различные игры: «Картинки по порядку», «Скажи иначе», «Кто лучше запомнил», «Сложи сюжет сказки», «Закончи рассказ» и другие [2].

На заключительном этапе экспериментальной работы была проведена повторная диагностика уровня развития связной речи по то же методике. Рассмотрим результаты в диаграмме.

Рисунок 2 – Результаты повторной диагностики связной речи у детей ЭГ и КГ по методике В.П.Глухова

Из диаграммы видим, что уровень развития связной речи детей ЭГ увеличился: на 60% увеличилось количество детей с удовлетворительным уровнем, а количество детей с недостаточным уровнем снизилось на 40%, количество детей с низким уровнем развития уменьшилось на 20%.

Из диаграммы видим, что уровень развития связной речи детей КГ не изменился.

На основании полученных данных можно сделать о том, что целенаправленная коррекционная работа способствует развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Положительная динамика развития связной речи убедительно доказала эффективность использования предложенной нами системы логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Библиографический список

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П.Глухов. – М.: АРКТИ, 2002. – 312 с.
  2. Завадская Т.А. Игры для развития связной речи дошкольников с ОНР / Т.А.Завадская. – М.: Олма-пресс, 2011. – 286 с.
  3. Сазонова Н.Н. Роль сказки в развитии связной речи у детей с ОНР / Н.Н.Сазонова // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 130-131.
  4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2014. – 32 с. (Стандарты второго поколения).