Открытый урок по окружающему миру

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир, Материки нашей Земли


Тип урока: комбинированный.

Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой.

Задачи:

Предметные

  • Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями.
  • Получат возможность научиться работать с картой и глобусом.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск необходимой информации;
  • строить речевое высказывание;
  • работать с текстом;
  • делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • осуществлять взаимоконтроль.

Личностные

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные виды деятельности обучающихся:

  • сравнивать глобус и карту мира;
  • находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;
  • соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.

Здравствуйте.

Встаньте ровно второй класс
Мне приятно, видеть вас,
Встаньте ровно, улыбнитесь -
И тихонечко садитесь.

Сегодня на уроке окружающего мира мы отправимся в путешествие по планете.

- Что нам понадобится в путешествии? (глобус или карта)

- Что такое глобус? (Модель Земли)

- Что такое карта? - Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.

- Что удобнее взять в дорогу?

- Карту. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней.

У вас на партах лежат карты-карточки. Рассмотрите рисунок.

(Карта у каждого на партах)

На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан.

- Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?

- Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

- Какое общее название они имеют?

- Они называются океанами. (Сформулируйте определение)

- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?

- Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.

- Какое общее название они имеют?

- Материки. Сформулируйте определение МАТЕРИКИ.

- Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?

- Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.

- Правильно. Тема урока: «Материки и океаны».

А теперь давайте поставим цель урока.

Совместное открытие знаний

- Итак, кто запомнил, как называются огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой? (Материки.)

- Давайте проверим свои предположения. Сл. 4.

- Поработаем по карте. Сколько всего материков вы видите на карте? (Всего материков шесть.)

- Мы с вами во время нашего путешествия познакомимся с каждым материком. И в этом нам помогут карта полушарий в нашем учебнике на с. 128– 29 и рабочая тетрадь на с.31 № 1.

Ребята, посмотрите, какое пространство занимают материки на нашей планете.

Евразия (подготовленный ребенок читает доклад про материк)

Действительно, Евразия самый большой материк на Земле. Площадь – 53,583 млн.кв.км,

Чтобы пролететь с запада на восток надо потратить целые сутки.

Евразия лежит в Северном полушарии от экватора.

Евразия делится на две части: Европа и Азия.

- Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозелёных лесов, от низменностей до высоких гор.

Самые высокие горы в Евразии – это Гималаи.

- Животный мир Евразии также очень разнообразен.

- Кто знает, какой материк самый жаркий? (подготовленный ребенок читает доклад про материк)

(Африка)

- Правильно. Африка самый жаркий материк, так как лежит в жарком поясе.

Африка второй по величине материк.

- Ребята, в Африке находится самая крупная пустыня в мире. Это Сахара.

Лежит она на севере Африки.

Животные Африки многообразны и удивительны.

А какой материк самый маленький? (подготовленный ребенок читает доклад про материк)

(Австралия)

- Правильно. Австралия самый маленький материк, которые лежит в Южном полушарии.

Его омывают два океана: Тихий и Индийский.

Это и самый сухой материк. Климат засушливый, дождей выпадает мало.

Очень красивые эвкалиптовые леса.

- Говоря о животном мире Австралии, мы сразу вспоминаем об удивительных животных кенгуру. медведь – коала…

В каком полушарии находится материк Северная Америка? (подготовленный ребенок читает доклад про материк)

(В западном полушарии)

Северную Америку омывают воды трёх океанов Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического.

- В западной части Северной Америки тянутся горы Кордильеры.

С них стекает самая крупная река материка – Миссисипи.

Самый мощный водопад – Ниагарский – находится в Северной Америке на реке Ниагаре.

 - Животный мир Северной Америки разнообразен.

Какой ещё материк находится в западном полушарии? (подготовленный ребенок читает доклад про материк)

(Южная Америка)

Южную Америку омывают воды двух океанов- Тихого и Атлантического.

- На этом материке самые длинные горы - Анды и вторая по длине река - Амазонка.

На огромном пространстве обитает более миллиона разнообразных растений и животных.

 - Южная Америка – родина броненосцев и самого высокого дерева.

-  Амазонка – это неповторимый мир, где обитают пауки-птицееды величиной больше мужского кулака, где в опавшей листве ползают жуки-геркулесы. В реках Южной Америки рыбы-пираньи, электрические угри и речные скаты.

А какой материк самый холодный? (подготовленный ребенок читает доклад про материк)

(Антарктида)

Правильно, Антарктида, самый холодный материк, хотя располагается в Южном полушарии.

- Антарктида край вечных льдов. Долгое время считали, что это океан, покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк.

 - Антарктида – родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя, - пингвинов.

Сколько всего океанов? (4)

- Все ли океаны пересекли мы во время нашего плавания?

- Нет, мы не плыли по Северному Ледовитому океану. (Название появляется на доске)

- Найдите самый большой и самый маленький океан. (Работа по карте полушарий)

Сл. 31. - Самый большой океан – это Тихий океан. Он омывает сразу пять материков: Северную и Южную Америку, Евразию,  Австралию,  Антарктиду.)  Сл. 32.

- Атлантический океан – второй по величине океан Земли. Он омывает все материки, кроме Австралии. Сл. 33.

- Индийский океан омывает 4 материка; Африку, Австралию, Евразию, Антарктиду.

Сл. 34. - Какой самый маленький океан? (Северный Ледовитый.)

- Действительно, Северный Ледовитый океан – наименьший по площади океан. Он омывает 2 материка: Северную Америку и Евразию.

- В каком полушарии можно встретить все океаны сразу? (Восточное и Северное.)

- А кто знает, какая вода в океанах и морях?

- Солёная.

Выводы

- Какая часть света состоит из двух материков?

- Америка. (Северная и Южная)

- Какие части света находятся на одном материке?

- Европа и Азия на материке Евразия. Что еще запомнилось?

- Самый холодный материк. Что еще запомнилось?

- Самый жаркий материк. Что еще запомнилось?

Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока

- Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Как работал ты?