Тип урока: комбинированный.
Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой.
Задачи:
Предметные
- Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями.
- Получат возможность научиться работать с картой и глобусом.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- Осуществлять поиск необходимой информации;
- строить речевое высказывание;
- работать с текстом;
- делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- строить понятные для партнёра высказывания;
- осуществлять взаимоконтроль.
Личностные
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Основные виды деятельности обучающихся:
- сравнивать глобус и карту мира;
- находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;
- соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.
Здравствуйте.
Встаньте ровно второй класс
Мне приятно, видеть вас,
Встаньте ровно, улыбнитесь -
И тихонечко садитесь.
Сегодня на уроке окружающего мира мы отправимся в путешествие по планете.
- Что нам понадобится в путешествии? (глобус или карта)
- Что такое глобус? (Модель Земли)
- Что такое карта? - Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.
- Что удобнее взять в дорогу?
- Карту. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней.
У вас на партах лежат карты-карточки. Рассмотрите рисунок.
(Карта у каждого на партах)
На какие две группы можно разделить увиденное и почему?
Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.
Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан.
- Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?
- Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
- Какое общее название они имеют?
- Они называются океанами. (Сформулируйте определение)
- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?
- Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.
- Какое общее название они имеют?
- Материки. Сформулируйте определение МАТЕРИКИ.
- Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?
- Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.
- Правильно. Тема урока: «Материки и океаны».
А теперь давайте поставим цель урока.
Совместное открытие знаний
- Итак, кто запомнил, как называются огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой? (Материки.)
- Давайте проверим свои предположения. Сл. 4.
- Поработаем по карте. Сколько всего материков вы видите на карте? (Всего материков шесть.)
- Мы с вами во время нашего путешествия познакомимся с каждым материком. И в этом нам помогут карта полушарий в нашем учебнике на с. 128– 29 и рабочая тетрадь на с.31 № 1.
Ребята, посмотрите, какое пространство занимают материки на нашей планете.
Евразия (подготовленный ребенок читает доклад про материк)
Действительно, Евразия самый большой материк на Земле. Площадь – 53,583 млн.кв.км,
Чтобы пролететь с запада на восток надо потратить целые сутки.
Евразия лежит в Северном полушарии от экватора.
Евразия делится на две части: Европа и Азия.
- Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозелёных лесов, от низменностей до высоких гор.
Самые высокие горы в Евразии – это Гималаи.
- Животный мир Евразии также очень разнообразен.
- Кто знает, какой материк самый жаркий? (подготовленный ребенок читает доклад про материк)
(Африка)
- Правильно. Африка самый жаркий материк, так как лежит в жарком поясе.
Африка второй по величине материк.
- Ребята, в Африке находится самая крупная пустыня в мире. Это Сахара.
Лежит она на севере Африки.
Животные Африки многообразны и удивительны.
А какой материк самый маленький? (подготовленный ребенок читает доклад про материк)
(Австралия)
- Правильно. Австралия самый маленький материк, которые лежит в Южном полушарии.
Его омывают два океана: Тихий и Индийский.
Это и самый сухой материк. Климат засушливый, дождей выпадает мало.
Очень красивые эвкалиптовые леса.
- Говоря о животном мире Австралии, мы сразу вспоминаем об удивительных животных кенгуру. медведь – коала…
В каком полушарии находится материк Северная Америка? (подготовленный ребенок читает доклад про материк)
(В западном полушарии)
Северную Америку омывают воды трёх океанов Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического.
- В западной части Северной Америки тянутся горы Кордильеры.
С них стекает самая крупная река материка – Миссисипи.
Самый мощный водопад – Ниагарский – находится в Северной Америке на реке Ниагаре.
- Животный мир Северной Америки разнообразен.
Какой ещё материк находится в западном полушарии? (подготовленный ребенок читает доклад про материк)
(Южная Америка)
Южную Америку омывают воды двух океанов- Тихого и Атлантического.
- На этом материке самые длинные горы - Анды и вторая по длине река - Амазонка.
На огромном пространстве обитает более миллиона разнообразных растений и животных.
- Южная Америка – родина броненосцев и самого высокого дерева.
- Амазонка – это неповторимый мир, где обитают пауки-птицееды величиной больше мужского кулака, где в опавшей листве ползают жуки-геркулесы. В реках Южной Америки рыбы-пираньи, электрические угри и речные скаты.
А какой материк самый холодный? (подготовленный ребенок читает доклад про материк)
(Антарктида)
Правильно, Антарктида, самый холодный материк, хотя располагается в Южном полушарии.
- Антарктида край вечных льдов. Долгое время считали, что это океан, покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк.
- Антарктида – родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя, - пингвинов.
Сколько всего океанов? (4)
- Все ли океаны пересекли мы во время нашего плавания?
- Нет, мы не плыли по Северному Ледовитому океану. (Название появляется на доске)
- Найдите самый большой и самый маленький океан. (Работа по карте полушарий)
Сл. 31. - Самый большой океан – это Тихий океан. Он омывает сразу пять материков: Северную и Южную Америку, Евразию, Австралию, Антарктиду.) Сл. 32.
- Атлантический океан – второй по величине океан Земли. Он омывает все материки, кроме Австралии. Сл. 33.
- Индийский океан омывает 4 материка; Африку, Австралию, Евразию, Антарктиду.
Сл. 34. - Какой самый маленький океан? (Северный Ледовитый.)
- Действительно, Северный Ледовитый океан – наименьший по площади океан. Он омывает 2 материка: Северную Америку и Евразию.
- В каком полушарии можно встретить все океаны сразу? (Восточное и Северное.)
- А кто знает, какая вода в океанах и морях?
- Солёная.
Выводы
- Какая часть света состоит из двух материков?
- Америка. (Северная и Южная)
- Какие части света находятся на одном материке?
- Европа и Азия на материке Евразия. Что еще запомнилось?
- Самый холодный материк. Что еще запомнилось?
- Самый жаркий материк. Что еще запомнилось?
Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока
- Что нового узнали?
- Как узнали, что помогло?
- Где пригодятся знания?
- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
- Как работал ты?