Работая в школе, встречаешь разных детей по уровню усвоения знаний. Нам посчастливилось побывать на уроках истории Мартыненко Дарьи Юрьевны и биологии Андреевой Алевтины Николаевны, английского языка Горшковой Юлии Львовны, которые применяли групповые технологии на своих уроках. Что интересного мы увидели? На уроках активно работали все дети. Ребятам было интересно добывать ответы на поставленные перед ними вопросами. Внимание обучающихся весь урок поддерживали сами же группы. Все дети были включены в активную деятельность. При введении новых стандартов эти принципы должны осуществляться на уроках. Поэтому было принято решение: использовать групповые технологии на уроках математики.
Групповая работа - это «организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью с совместными усилиями по ее достижению»[Щуркова Е.Н. Программа воспитания - Москва: Педагогический поиск, 2009.-80с.]. Учебный процесс можно рассматривать как поисковую, исследовательскую деятельность. В процессе этой деятельности осуществляется обмен мнениями, начинаются дискуссии. Групповые формы помогают организовывать различные взаимодействия между обучающимися, нежели при традиционных формах классно-урочной системы.[Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке - Москва: Наука, 1987-144с.].
В методической литературе выделяют виды работы в парах:
- статическая пара. Формируется по желанию учащихся вне зависимости от уровня усвоения. Роли: учитель <=> ученик. Режимы: взаимообучение, взаимоконтроль. При этом повышается речевая и мыслительная активность, формируются нравственные качества – взаимопомощь, товарищество.
- динамическая пара (основа коллективного обучения). Общее задание делиться между членами микро-группы (4 человека). Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому.
- вариационная пара. Каждый член группы получает свое задание, внимательно проверяет с учителем (готов к работе в паре!). По схеме идет взаимообучение и взаимоконтроль. В результате каждый учащийся усваивает четыре порции учебного содержания.
Наиболее удачно у нас получились следующие виды групповой работы:
«Статическая пара»
Работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, выступая в роли учителя и ученика, и одновременно контролировать друг друга. Перед началом работы обучающиеся в тетрадях чертят следующую таблицу:
|
Темы, подтемы |
Мои вопросы |
Мои объяснения |
1 оценка |
|
|
|
2 оценка |
|
|
|
3 оценка |
|
|
|
Таким образом, с обучающимися мы повторяли правила и определения по пройденным темам.
«Математическая эстафета»
Класс делится на 6 команд (каждый ряд – 1 команда). В каждой команде 5 человек. Эту игру я проводила в начале урока с целью повторения ранее изученного. Каждый игрок всех команд получает карточку, в которой пять однотипных заданий и решает первый номер. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.
«Динамическая пара»
В этом варианте работы в малой группе по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи. Работа на уроках по парам, в группах, где общее дело зависит от вклада каждого, где есть возможность постоянного оказания помощи друг другу, и имеет место уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга, позволяет ребенку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, а значит комфортно. При работе в парах, микро-группах у каждого ребёнка есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке.
Стоит отметить, что не каждая тема подходит для применения групповой работы на уроках. Следует тщательно продумать этапы работы на уроках, вид деятельности обучающихся в каждой группе. Нами были обнаружены преимущества и недостатки групповой работы на уроках математики.
Недостатки групповой работы на уроках математики (или чего делать нельзя)
- Необходимо, чтобы обучающиеся сами выбирали состав группы (тех ребят, с которыми им комфортно работать).
- Нельзя разрешать ребенку (который не хочет работать вместе) работать одному.
- Требовать полной тишины (детям надо общаться внутри группы).
- Нет быстрых результатов.
Преимущества групповой работы перед традиционной
- Повышение учебной и познавательной мотивация учеников.
- Снижение страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
- Приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели.
- Знания добытые самостоятельно остаются в памяти надолго.
Результатом нашей работы в рамках данной технологии считаем следующие показатели:
- обучающиеся обучены групповым формам работы;
- меняется структура урока, переход от традиционной к коллективной.
Основа нашей педагогической деятельности – уважение к личности ученика. Хотим, чтобы дети не боялись уроков математики. Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения.