Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква К"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, звук и буква К


Цель: Подготовка к основам обучения грамоте.

Программные образовательные задачи:

  • Обучающие: закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [к], [к`] в слогах, словах, фразах; научить определять позицию звука в слове;
  • Развивающие: развивать фонематические процессы, фонематический слух;
    учить работать над предложением; развивать внимание, память, мышление;
  • Воспитательные: воспитывать умение слушать ответы других детей.

Оборудование: Презентация, письмо в конверте, счётные палочки, раскраски с заданием, простые карандаши, круги красного и синего цветов.

Ход НОД

1. Вводная часть

Организационный момент. Дети вместе с воспитателем входят в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся с ними (Дети здороваются).

Раздаётся стук в двери.

Воспитатель открывает дверь и берёт в руки письмо.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Послушайте, что в нём написало: «Девочки и мальчики, Колдунья похитила у меня первый звук в имени. Теперь моё имя звучит _арлсон. Помогите мне вернуть мой звук».

Воспитатель: – Какого звука не хватает в слове _арлсон? (К)

Слайд 2. Карлсон.

Воспитатель: Сегодня мы отправляемся на поиски буквы, обозначающий звук [к], [к`].

2. Основная часть

Слайд 3. Картинки (кошка, коньки, кит, кисть)

Воспитатель: Карлсон просит произнести слова.

– Какой звук вы слышите первым в этих словах? (звук [к], [к`]).

– Давайте вместе громко произнесём звук [к], теперь тихо, по одному.

– Какой звук [К], согласный или гласный? (Согласный)

– Почему?

Задание. У вас на столах лежат круги. Поднимите круг того цвета, которым обозначаются согласные звуки. (Дети поднимают круг синего цвета).

– Каким цветом обозначает согласные звуки? (Синим).

Слайд 4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

  • Гласный – согласный
  • Звонкий – глухой
  • Твёрдый – мягкий

Воспитатель: Ребята, звук [к] согласный. Давайте определим, а какой он ещё (звук [к] глухой, может быть твёрдым или мягким).

Воспитатель: Давайте произнесём слоги со звуком [к], [к`]. Сначала произнесём слоги, в которых звук [к] твёрдый. Повторяйте за мной: ка-ка, ко-ко, ку-ку, кы-кы, ак, ок, ик, ек, ук, ык.
Теперь произнесём слоги, в которых звук [к`] мягкий. Повторяйте за мной: ки-ки, ке-ке, кя-кя, кю-кю.

Слайд 5. Картинки.

– Ребята, Карлсон просит вас найти слова, в которых живёт звук [к].

Игра «Хлопни только на звук [к], [к`]». Карлсон не может определить, в каких словах есть звук [к], [к`]. Давайте поможет Карлсону.

Картина, конфета, дом, ложка, тарелка, кровать, осень, замок, телёнок, лето, котлета, котёнок, машина.

Слайд 6. Картинки со звуком [к] в начале, середине, в конце слова.

Конфета, корова, конь, баклажан, белка, утка, ёжик, молоток, снеговик.

– Ребята, Карлсон просит вас найти слова, в которых звук [к] живёт в начале слова, в середине слова, в конце слова.

Игра «Исправьте меня». Замените одно слово другим по смыслу и рифме.

  1. Мышка спряталась под горку
    И грызёт тихонько норку (корку).

  2. По небу летит карета, по дороге едет ракета.

  3. На лугу пасётся корона, а у царя золотая корова.

  4. В лесу летают кошки,
    Охотятся на мышек мошки!

  5. На маскарад наденем каски.
    Солдаты в бой наденут маски!

  6. Зазеленели в парки детки,
    А на прогулку вышли ветки.

  7. Когтистые у киски тапки
    У Вики новенькие лапки.

Слайд 7.

Физкультминутка. «Карлсон»

Карлсон всех зовёт на крышу.
Поднимайтесь все неслышно.
Руки в стороны поднять,
На носки всем срочно встать.
Выше, выше, выше…
Опуститесь, поклонитесь, улыбнитесь.
А теперь, прошу, садитесь.

Воспитатель: Отдохнули?

Слайд 8. Ребята, давайте покажем Карлсону, как выглядит буква к.

– Давайте прорисуем букву К в воздухе.

– Теперь выложим букву К из счётных палочек.

Слайд 9. На что похожа буква к? (Дятел на дереве, ворона открыла клюв, человек развёл руки вверх-вниз).

Воспитатель: Ребята, Карлсон благодарим вас за помощь. Колдунья вернула ему звук к. Теперь его имя звучит правильно: Карлсон. В знак благодарности Карлсон дарим вам раскраски с заданием и с его любимой буквой к.

Карточки. Дети выполняют задание.

3. Заключительный этап

– Ребята, вам понравилось помогать Карлсону?

– С каким звуком мы сегодня познакомились?

Воспитатель: Спасибо, ребята, вы меня порадовали своими ответами. Мне было приятно играть с вами.