Цель: Подготовка к основам обучения грамоте.
Программные образовательные задачи:
- Обучающие: закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [к], [к`] в слогах, словах, фразах; научить определять позицию звука в слове;
- Развивающие: развивать фонематические процессы, фонематический слух;
учить работать над предложением; развивать внимание, память, мышление; - Воспитательные: воспитывать умение слушать ответы других детей.
Оборудование: Презентация, письмо в конверте, счётные палочки, раскраски с заданием, простые карандаши, круги красного и синего цветов.
Ход НОД
1. Вводная часть
Организационный момент. Дети вместе с воспитателем входят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся с ними (Дети здороваются).
Раздаётся стук в двери.
Воспитатель открывает дверь и берёт в руки письмо.
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Послушайте, что в нём написало: «Девочки и мальчики, Колдунья похитила у меня первый звук в имени. Теперь моё имя звучит _арлсон. Помогите мне вернуть мой звук».
Воспитатель: – Какого звука не хватает в слове _арлсон? (К)
Слайд 2. Карлсон.
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся на поиски буквы, обозначающий звук [к], [к`].
2. Основная часть
Слайд 3. Картинки (кошка, коньки, кит, кисть)
Воспитатель: Карлсон просит произнести слова.
– Какой звук вы слышите первым в этих словах? (звук [к], [к`]).
– Давайте вместе громко произнесём звук [к], теперь тихо, по одному.
– Какой звук [К], согласный или гласный? (Согласный)
– Почему?
Задание. У вас на столах лежат круги. Поднимите круг того цвета, которым обозначаются согласные звуки. (Дети поднимают круг синего цвета).
– Каким цветом обозначает согласные звуки? (Синим).
Слайд 4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
- Гласный – согласный
- Звонкий – глухой
- Твёрдый – мягкий
Воспитатель: Ребята, звук [к] согласный. Давайте определим, а какой он ещё (звук [к] глухой, может быть твёрдым или мягким).
Воспитатель: Давайте произнесём слоги со звуком [к], [к`]. Сначала произнесём слоги, в которых звук [к] твёрдый. Повторяйте за мной: ка-ка, ко-ко, ку-ку, кы-кы, ак, ок, ик, ек, ук, ык.
Теперь произнесём слоги, в которых звук [к`] мягкий. Повторяйте за мной: ки-ки, ке-ке, кя-кя, кю-кю.
Слайд 5. Картинки.
– Ребята, Карлсон просит вас найти слова, в которых живёт звук [к].
Игра «Хлопни только на звук [к], [к`]». Карлсон не может определить, в каких словах есть звук [к], [к`]. Давайте поможет Карлсону.
Картина, конфета, дом, ложка, тарелка, кровать, осень, замок, телёнок, лето, котлета, котёнок, машина.
Слайд 6. Картинки со звуком [к] в начале, середине, в конце слова.
Конфета, корова, конь, баклажан, белка, утка, ёжик, молоток, снеговик.
– Ребята, Карлсон просит вас найти слова, в которых звук [к] живёт в начале слова, в середине слова, в конце слова.
Игра «Исправьте меня». Замените одно слово другим по смыслу и рифме.
- Мышка спряталась под горку
И грызёт тихонько норку (корку).
- По небу летит карета, по дороге едет ракета.
- На лугу пасётся корона, а у царя золотая корова.
- В лесу летают кошки,
Охотятся на мышек мошки!
- На маскарад наденем каски.
Солдаты в бой наденут маски!
- Зазеленели в парки детки,
А на прогулку вышли ветки.
- Когтистые у киски тапки
У Вики новенькие лапки.
Слайд 7.
Физкультминутка. «Карлсон»
Карлсон всех зовёт на крышу.
Поднимайтесь все неслышно.
Руки в стороны поднять,
На носки всем срочно встать.
Выше, выше, выше…
Опуститесь, поклонитесь, улыбнитесь.
А теперь, прошу, садитесь.
Воспитатель: Отдохнули?
Слайд 8. Ребята, давайте покажем Карлсону, как выглядит буква к.
– Давайте прорисуем букву К в воздухе.
– Теперь выложим букву К из счётных палочек.
Слайд 9. На что похожа буква к? (Дятел на дереве, ворона открыла клюв, человек развёл руки вверх-вниз).
Воспитатель: Ребята, Карлсон благодарим вас за помощь. Колдунья вернула ему звук к. Теперь его имя звучит правильно: Карлсон. В знак благодарности Карлсон дарим вам раскраски с заданием и с его любимой буквой к.
Карточки. Дети выполняют задание.
3. Заключительный этап
– Ребята, вам понравилось помогать Карлсону?
– С каким звуком мы сегодня познакомились?
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы меня порадовали своими ответами. Мне было приятно играть с вами.