Как воспитать в учениках начальной школы субъектность
“Я сам!” — фраза, которую дети начинают произносить уже в 2-3 года. И никто не против: хочешь сам держать ложку — пожалуйста, сам будешь надевать колготки — конечно, сам. Родители и воспитатели, наоборот, еще и настаивают на этом, подбрасывая все новые и новые “задания” … Ребенок взрослеет и приходит в школу. И это очень важно, что до школы у ребенка есть опыт самостоятельности, потому что ведущей становится учебная деятельность, а, значит, от ученика требуется умение планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность. И учится самостоятельности необходимо сейчас, в начальной школе, пока объем учебной нагрузки не так велик. А в средней школе и далее - в жизни эти умения станут жизненно необходимы, поскольку возрастет количество новой информации, более сложной станет ее содержание. Поэтому очень важно на этапе начальной школы развивать инициативность, самостоятельность и личную ответственность, давая ученикам максимум возможностей для проявления субъектности.
К этому вопросу надо подходить системно и комплексно, начиная уже с детского сада, а в начальной школе предлагать детям еще больше возможностей проявить себя, брать ответственность за свои действия и решения, оставлять право выбора за учащимися.
Вариативность домашних заданий
Домашнее задание – это первый вид деятельности в жизни ребенка, за которую он несет полную ответственность, это первое проявление взрослой жизни. И поэтому необходимо дать понять ребенку, что этот вид деятельности по своей важности соизмерим с теми серьезными делами, которыми заняты взрослые. В начальной школе при выполнении домашнего задания у учеников есть возможность проявить самостоятельность и ответственность, а также проверить свои знания и соизмерить силы, так как самоподготовка предполагает вариативность выполнения заданий. Во 2-4 классах в зависимости от класса, предмета, программы, а также целей обучения существуют различные формы – традиционное домашнее задание и творческое (кроссворд, рисунок и т.д.), а также уровни домашнего задания: простой и повышенный. Если ученик понимает, что в теме он хорошо разобрался, то может попробовать свои силы в повышенном уровне выполнения заданий. Но здесь наступает и ответственность: выбрал – значит стараешься выполнить.
2 уровня сложности на уроке
Вариативность сохраняется и на уроках. При выполнении индивидуального задания (например, на карточках) или группового (при выполнении командного задания) ученики могут самостоятельно решить, какой уровень сложности они выбирают. В этот момент учителя должны напомнить детям об ответственности за выбор. Кстати, педагог может параллельно оценить и уровень самооценки учеников, чтобы в дальнейшем выстроить работу в этом направлении.
Выбор олимпиад
Со 2-го класса учащиеся имеют возможность выбирать, в каких олимпиадах участвовать. Дети обсуждают этот вопрос дома с родителями, но важно оставить решение об участии за учениками. Дети готовы пробовать себя в конкурсах, которые требуют от них более тщательной подготовки. И это очень важный момент: дать ребенку шанс сделать самостоятельный выбор, а потом вместе с ребенком обсудить, что получилось, а что не получилось и почему.
Роль эксперта
Если ученик уже хорошо разбирается в теме урока, быстро выполняет задания, он может выступить в роли эксперта на самоподготовке для своих одноклассников. При этом эксперт сначала делает свое домашнее задание, а потом помогает другим: объясняет тему, разбирает для примера подобное задание, отвечает на вопросы тех, кто пока еще не усвоил тему. При этом, ребята еще лучше закрепляют материал — через объяснение.
Экспертом можно быть и на мероприятии “Парк знаний” (внеурочный учебный формат), которое проводится в течение учебного дня в конце каждого модуля. Ученики сами строят свое расписание, записываются на уроки, следят за временем и звонками. Эксперты же помогают преподавателям проводить уроки в эти дни. Это очень почетная роль, и ребята гордятся, когда им удается самим научить чему-то других.
Тема проекта
В начальных классах все выполняют проектно-исследовательские работы, это могут быть индивидуальные или коллективные проекты. Темы выбирают самостоятельно, исходя из собственных интересов. Так, например, в прошлом году увлечение одного ученика бабочками переросло в проект всего класса, когда одноклассники вместе выращивали этих насекомых прямо в школе, вели и записывали собственные наблюдения. Так получился проект: вырастили целую коллекцию бабочек и заодно узнали об этих удивительных насекомых. А еще ребята научились ответственности, самостоятельности и работе в команде.
Дополнительные занятия
Во второй половине дня дети занимаются творчеством и спортом. У них большое количество кружков и секций, из которых можно выбрать то, что интересно каждому ученику. Конечно, родители принимают участие в выборе дополнительных занятий, обсуждая этот выбор вместе с ребенком. А для первоклассников в начале учебного года есть возможность в течение нескольких недель «путешествовать» по всем кружкам ДО и определиться потом вместе с родителями с выбором.
Мероприятия на выбор
Участие в школьных мероприятиях – это выбор ученика. В рамках «Наука-Града», который проводится каждый модуль, у детей есть возможность выбрать интересующую их предметную область (каждый модуль она меняется: экология, лингвистика, математика и т.д.) и мероприятия, в которых они хотели бы принять участие (Слово дня, Баттл скороговорок, Квиз-игра…). Дети ценят возможность самим решать, что делать, и выбирать то, какой будет их школьная жизнь.