Тема урока: «Умножение и деление на 2. Половина числа». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: умножение и деление на 2


Конспект урока математики во 2 классе (УМК «Начальная школа XXI века)

Цели деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с таблицей умножения двух и на два; способствовать развитию умения записывать умножение чисел; совершенствовать навыки решения задач; развивать умение анализировать и сравнивать.

Планируемые результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления; выбрать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения; получать возможность научиться: формулировать свойства умножения и деления; обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта):

  • познавательные – принимать и сохранять учебную задачу, использовать знаково-символические средства, в том числе модели (фишки), для решения задач;
  • коммуникативные – оформлять диалогическое высказывание в соответсвии с требованиями речевого этикета;
  • регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: индивидуальные карточки, индивидуальные фишки, таблица умножения; компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация; учебник «Математика. 2 класс» Н.В.Рудницкой, Т.В.Юдачевой.

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности

1)

Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними.
Учитель спросит - надо встать,
Когда позволит сесть- то сядь.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

Угадайте мою загадку:

 Если эту цифру в школе получить,
То родители вас дома наругают.
С лебедем её легко сравнить,
Про цифру эту все детишки знают. (2)

На нашем уроке сегодня эта цифра главная.

Открываем тетрадки и потренируемся написать цифру 2.

Запишите все двузначные числа, где цифра 2 является  числом единиц.

12, 22, 32, 42, 52, 62, 72, 82, 92

Теперь запишите двузначные числа, где цифра 2 является числом десятков.

20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29

2) Что мы будем там делать, вы мне скажете сами, когда послушаете стихотворение.

Гриб помножим на сосну.
Лист помножим на весну,
Тёплый ветер - на зерно,
Землянику - на звено.
Множим солнце на лучи
Всех мальчишек-на мячи,
Всех девчонок на хи-хи,
Всех поэтов - на стихи.
Множим крыши на людей,
А метро - на лошадей,
Голубей - на чердаки,
Поваров – на черпаки.
Выйдут тысячи чудес,
Выйдет лес до небес,
Города, моря, поля,-
Выйдет целая Земля! (Будем заниматься умножением)

II. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии и актуализация знаний

Первая наша задача - ответить на несколько вопросов.

1) Опрос.

- Сколько углов у квадрата? (4)

- Сколько вершин у треугольника? (3)

- Как называется четырёхугольник, у которого все стороны равны? (квадрат)

-Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон многоугольника)

-Как называется результат, полученный при вычитании? (разность)

-Как называется результат, полученный при сложении? (сумма)

- Молодцы, справились с заданиями! Отправляемся дальше.

2) Распредели  выражения на две группы

  • 3+4+4+3=
  • 9+6+7+7+7=
  • 6+6+6+6=
  • 8+5+5+5=
  • 1+1=
  • 5+4+3+2+1+4+5=
  • 7+7+7+7+7+7+7+7=

- Почему вы выражения из третьей, пятой и седьмой строчек объединили в одну группу?

- Почему остальные примеры не входят в эту группу?

- Найдите значения выражений (работают в парах).

III. Выявление места и причины затруднения

- Вызвали ли затруднения данные примеры?

- В чём затруднение? ( очень долго считать)

- Когда нам приходится складывать несколько раз одни и те же числа? (например, чтобы узнать стоимость нескольких одинаковых предметов)

- Вот и в жизни считать долго, покупая несколько одинаковых предметов, нескольких килограммов продуктов и др.

- Какая будет у нас цель? (облегчить задачу)

- Для этого мы должны отправиться дальше.

IV. Постановка проекта выхода из затруднения

Работа по учебникам (стр.99).

1) На восьми тарелках лежат по 2 пирожных. Сколько пирожных  на всех тарелках?

- Как найти? (можно снова долго складывать, прибавляя к каждому полученному числу по 2, как это сделал Волк. А можно сделать, как Заяц (открывается таблица умножения на 2)

1) – Какое арифметическое действие для нас является новым? (Знак умножения)

Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать всё целый час!
Дважды два равно четыре,
Трижды девять — двадцать семь.
Это всем известно в мире,
И давно известно всем.
Шестью восемь — сорок восемь,
Пятью девять — сорок пять.
Это где кого ни спросим,
Знают все и будут знать.
Ну, а если кто-нибудь
Скажет вдруг, что это муть,
Не запустит он ракету,
Не построит самолёт,
И я спорю на конфету —
На волшебную планету
Ни за что не попадёт!

- Что показывает первое число при умножении? (какое число складываем)

- Что показывает второе число? (сколько раз складываем первое число)

- Что такое умножение? (замена суммы одинаковых слагаемых)

- Назовите правильно компоненты при умножении. (Первый множитель, второй множитель, произведение)

2) – Обратите внимание вот на эти выражения: 2х7  и  7х2 (2х7=14, 7х2=14)

- Что заметили?

- Почему результат одинаковый? (переместительное свойство умножения: от перестановки множителей произведение не меняется)

- Молодцы! Продолжаем.

Работа в тетрадях.

- Записываем число. Какое сегодня число?

- Какую работу мы выполняем? (Классную работу)

- Запишите это в тетрадях.

- Решение задач.

1) Учебник математики (часть 1) стр.101 №8.

В каждый из 6 кувшинов налили 2 стакана молока. Сколько молока в этих кувшинах?

- Как узнать? (можно снова долго складывать, прибавляя к каждому полученному числу по 2, а можно умножить)

- Как можно решить данную проблему легче и быстрее? (Умножением)

- Какое решение мы запишем? (2х6=12 (ст.) - молока. Ответ: 12 стаканов молока всего.)

- Молодцы! Наше путешествие продолжается!

Физминутка

На болоте две подружки, две зеленые лягушки (ноги врозь, руки в стороны. Сгибание и разгибание рук.)
Утром рано умывались, полотенцем растирались, (руки на пояс. Наклон вперед, прогнуться)
Ножками топали, ручками хлопали, (3 шага на месте; три хлопка)
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. (руки за спину. наклон влево, вправо)
Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет! (Произнести приветствие, подняв руки вверх и соединив ладони)

V. Реализация построенного проекта

- Обратите внимание, у вас на столах лежат карточки с заданиями.

Карточка №1.

Задача №1. В магазин привезли 2 коробки сухофруктов по 7 кг в каждой. Сколько килограммов сухофруктов привезли в магазин? (Ученики разбирают задачу с помощью фишек, потом оформляют в тетрадь)

Задача №2. - Бабушка купила 4 кг . Половину конфет бабушка отдала внукам. Сколько килограммов конфет бабушка отдала внукам?

(Разбирают с помощью фишек)

(чтобы разделить 4 на 2, учащиеся раскладывают фишки на 2 кучки по одной, пока не будут разложены все фишки)

- Сколько фишек получилось в каждой из двух кучек? (по 2)

- Разделив 4 фишек на две части поровну, вы нашли половину числа. (4:2=2 (кг) – конфет)

(Ученики записывают после разбора на доске решение задачи в тетради)

- Как найти половину числа? (Спрашиваю нескольких учеников)

3)Чтение правила в учебнике на стр. 102

(Если разделить число на 2, то можно найти его часть – половину числа. Чтобы найти половину какого-нибудь числа, надо это число разделить на 2.)

4) – Как, используя таблицу умножения на 2, можно 8:2=?

(деление связано с умножением, если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель) (Ответ: 4)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учебник математики (часть 1) стр.101 рубрика «Обрати внимание!»  (учащиеся по цепочке объясняют, проговаривая вслух, как найти значение выражений на умножение и деление, пользуясь таблицей умножения)

2х2=      2х4=      2х6=      2х8=
4:2=      2:8=       12:2=      16:2=
2х3=      2х5=      2х7=       2х9=
6:2=      10:2=     14:2=      18:2=

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А теперь мы с вами пришли в гости к другому персонажу. Кто это?

- Ребята, у вас на столах лежат Карточки №2. Выполните их самостоятельно.

Задания по группам на карточках.

1. Соединить произведения с суммами.

4+4+4+4+4=                 2х5
5+5=                              5х4
7+7+7+7=                      7х3
3+3+3+3+3+3+3=         4х7  
6+6+6=                          3х6           

2. Найди и исправь ошибки.

4+4+4+4 =  2х7
6+6 = 3х3
9+9+9 = 5х5
2+2+2+2+2+2 = 4х2
7+7+7=5х7

3) Вставить пропущенные числа.

4+4+4 = …х4
9+9+9+9+9 = 5х…
7+7+7+7 = …х7
6+6+6+6+6+6+6+6 = 8х…
8+8 = …х8

Индивидуальная работа.

Индивидуальная карточка для слабого ученика, оказание помощи при работе с карточкой.

3х2            4
2х4            6
2х2            8          
5х2            10

Взаимопроверка, после взаимопроверки проверка работ по слайду.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Учебник стр. 100 № 4, стр. 101 № 11

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

X. Итог

- Молодцы! Справились со всеми заданиями, сейчас записываем домашнее заданее.

Д/з: Ребята, оцените как вы поняли сегодняшний урок. Если поняли всё и у вас нет вопросов, то поднимите красный кружок. Если у вас остались вопросы и вы не всё поняли, поднимите – зелёный кружок. Если же вы ничего не поняли – жёлтый кружок.

- Урок окончен. Спасибо всем за урок.

Дополнительный материал.

  • Задания – обязательные к выполнению.
  • Задания – по желанию.