Цель: ознакомление дошкольников с жизнью и бытом народов мира.
Задачи:
- Познакомить дошкольников с различными традициями встречи нового года в разных странах мира.
- Обобщить знания детей о правилах этикета, повадках животных.
- Воспитывать толерантное поведение, уважение к обычаям людей разных национальностей.
Предварительная работа: чтение стихотворений и сказок про новогодний праздник, беседа «Как мы в России встречаем новый год», рассматривание коллекции открыток, беседы об этикете, повадках зверей, зимующих и перелетных птицах.
Оборудование: презентация к занятию, ноутбук, воздушный шар, мольберт, «елка», «шарики».
Ход организационной деятельности
Звучит колокольчик.
Воспитатель: Ребята, хотите отправится в путешествие? (дети Да.) Присаживайтесь в наш волшебный «самолёт» (столы стоят по кругу)
Играет новогодняя музыка («Праздник к нам приходит»). На экране ноутбука появляется дед Мороз:
- Внимание, внимание! Только сегодня и только сейчас, вы можете совершить удивительное, волшебное новогоднее путешествие и узнать, как празднуют новый год дети в разных странах мира!
Воспитатель: - А как же нам получить путевку в это путешествие? (дети предлагают варианты)
(1-й слайд )
Дед Мороз: - Вы сможете получить путевку для волшебного путешествия, если отгадаете мои новогодние загадки!
Воспитатель: - Ну, что, ребята, попробуем отгадать загадки? (дети соглашаются)
(загадки появляются на экране)
- Украшена игрушками,
Шарами и хлопушками?
(елочка)- Он с подарками приходит,
Хороводы с нами водит.
Белой бородой оброс
Добрый дедушка. (Мороз)- Вьюга по двору гуляет,
В доме елочка сверкает.
Дети водят хоровод.
Что за праздник? (Новый год)
(1 слайд)
Дед Мороз:
-Молодцы, ребята! Отгадали загадки!
Волшебство скорей свершись
В воздушном шаре путевка окажись!
(дети находят и взрывают воздушный шар – в нём путевка)
Воспитатель: - Ну, что, ребята, вы готовы совершить путешествие? (дети соглашаются)
(1 слайд)
Дед Мороз:
- Ну, раз так…
Шар земной скорей крутись,
Волшебство тот час свершись,
Вправо, влево повернись
В Италии окажись!
(2 слайд)
На экране появляется Бефана: - Здравствуйте ребята! Вы знаете, кто я? (дети отвечают) А вот и нет! Я – не баба Яга. Меня зовут Беффана!
Воспитатель: - Ребята, как зовут эту волшебницу? (дети отвечают) У нас в России детей и взрослых с новым годом поздравляет дед Мороз. А в Италии – бабушка Бефана. Она очень добрая и справедливая.
Бефана (картинка на экране)
- Это правда! В новогоднюю ночь я открываю дверь в дома волшебным золотым ключиком и хорошим детям кладу в носочки подарки: сладости и игрушки. А плохим детям, тем, кто озорничал, не слушался маму и папу – угольки. А вы знаете как правильно себя вести? (дети отвечают)
Воспитатель: - Сейчас, бабушка Бефана, мы тебе расскажем, как себя надо вести.
- Нужно рассмотреть рисунок и сказать правильно ли поступают на них дети? И объяснить, почему (Дети думают, и поднимают руки,кто готов ответить).
(3 и 4 слайд) Картинки лежат на столе.
(5 слайд) Бефана (появляется на экране): - Молодцы, дети. Все верно рассказали! А вам пора отправляться дальше!
Будем чудо в гости звать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дверь волшебную открой,
Волшебство зовет с собой!
Воспитатель: - Ребята, мы с вами перенеслись в Америку!
(6 слайд) На экране появляется Санта Клаус: - Здравствуйте, ребята! А вы знаете, как меня зовут? (дети отвечают) Верно, я Санта Клаус – друг вашего деда Мороза. В новый год я приезжаю к детям верхом на ослике или в упряжке с оленями. Подарки для детей я оставляю в носочках или туфельках.
Воспитатель: - Ребята, хотя Санта Клаус и похож на нашего деда Мороза, все же они отличаются. Посмотрите внимательно и скажите, в чем их отличие?
(7 и 8 слайд) На экране дед Мороз и Санта Клаус.
Дети отвечают:
- Дед Мороз в шубе, а Санта Клаус в куртке и брюках.
- Дед Мороз приезжает вместе со Снегурочкой, а Санта Клаус один.
- Дед Мороз живет в Великом Устюге, а Санта в Лапландии.
- Дед Мороз ездит в санях, запряженных лошадьми, а Санта - оленями.
- Дед Мороз кладет подарки под елку, а Санта Клаус в носки и туфли и т.д.
(9 слайд) Санта (на экране)
- Все верно, ребята! Но так же, как и дед Мороз, я очень люблю пошалить и поиграть. А вы любите? (дети отвечают)
Воспитатель: - Тогда давайте поиграем!
Дети с воспитателем выходят на ковёр в круг становятся.
(10 слайд) Физминутка: «Снежная баба».
Мы бабу снежную лепили, (Изображают в воздухе последовательно 3 круга)
Чтоб краше не было ее. (Проводят пальцами по лицу.)
Лопатами весь снег собрали, (Имитируют движения лопатой.)
Не позабыли ничего.
Сначала ком большой скатали (руками в воздухе максимально большой круг.)
И плотно этот ком прижали. (Изобр-ют перед собой руками круг, опускают его.)
Второй поменьше был размером. (Изображают круг меньше.)
На первый он уселся смело. (Приседают.)
А третьим – голова была (Показывают на голову.)
И участи своей ждала. (Подпирают голову ладонями.)
Лицо украсили морковкой, (На уровне носа пальцами изображают морковку.)
И угольками вместо глаз. (Показывают на глаза.)
Прорисовали ротик ловко, (Трогают рот.)
Смотрели в профиль и анфас. Поворачивают голову в сторону, прямо.)
На голову ведро надели, (Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)
Украсили его пером. (Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)
Метлу воткнули для порядка (Делают движение «подметание».)
Трудились дружно всем двором! (Скрещивают пальцы рук в замок.)
Воспитатель: - Хорошо поиграли, ребята. Но вам пора в путь! Присаживаемся и оправляемся дальше.
(11 слайд) Санта (на экране)
- Снежинки – пушинки кружитесь,
Дети в Швеции окажитесь!
(12 слайд) На экране появляется королева света Лючия: - Здравствуйте, ребята. Я королева света. Меня зовут Лючия.
Воспитатель: - Ребята, в Швеции королева света Лючия поздравляет детей и взрослых с новым годом!
Лючия (появляется на экране): - Это правда! Я приношу сладости детям. А еще я забочусь о животных. В новый год приношу моим друзьям – животным угощения. Кошке - миску молока, собаке – кусочек мяса, а ослику – морковь. Я очень люблю свет, и моя корона украшена горящими свечами!
Воспитатель: - Это очень интересно, правда, ребята! Ты очень красивая, Лючия! Но мы хотели бы продолжить наш путь!
Лючия: - Вы сможете отправиться дальше, если отгадаете загадки про моих друзей животных!
Воспитатель: - Ну что, ребята, попробуем выполнить задание Лючии? (дети соглашаются)
На экране появляются картинки с вариантами ответов.
(13 слайд)
Лючия: - Отгадайте, кто из зверей любит морковку? Собака, лев или заяц?
(14 слайд) - Какой зверь является хищником? Волк, кролик или олень?
(15 слайд) - Кто из зверей хорошо лазает по деревьям? Белка, волк или лисица?
(16 слайд) - У кого зимой белая шубка? У медведя, зайца или пантера?
Воспитатель: - Ребята, вы правильно ответили! Но нам пора возвращаться в детский сад!
(17 слайд) Лючия (появляется на экране): - Конечно, я помогу вам!
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть, не упасть,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть!
Воспитатель: - Вот мы и снова в детском саду!
(18 слайд) На экране появляется картинка детского сада и дед Мороз:
- Ребята, где же вы были? Я вас заждался! (дети отвечают) А с кем вы познакомились? Что нового, интересного узнали? Какие задания вам дала Бефана? А какие вопросы задавал Санта Клаус? А какие загадки загадала королева Лючия?
Воспитатель: - Мы узнали, что люди, живущие в разных странах мира, по-разному празднуют новый год. Но все они очень рады празднику, ждут чудес и подарков! Ребята, а давайте мы с вами сегодня раскрасим персонажей которых вы увидели сегодня!