Встречается такое, что ученик не желает учиться, нет желания и инициативы. В этом случае у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Нельзя принудить учиться, если относиться к процессу обучения равнодушно, без интереса. Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал интерес у школьников, чтобы ученики не только знали даты, исторические события, но и умели логически мыслить, понимали научную картину мира, чтобы каждый урок доставлял радость и учителю, и ученику. В этом заинтересованы и родители учащихся.
Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой спецификой учебной деятельности, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.
Существует мнение, что на начальном этапе обучения дети проявляют огромный интерес к предметам, как к чему-то новому и неизведанному, обладают повышенной активностью и работоспособностью на уроках. Но чем сложнее становится материал, тем меньше интерес к предмету, следовательно, ослабевает и работоспособность на уроке. В этой связи интерес ребенка к предмету необходимо постоянно поддерживать.
Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играет содержание и наполнение учебного материала, выступающего для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе «сырая» информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не вызывает в нем отклик, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает импульс и стимул к последующей деятельности. Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, но не только с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и не следует упускать данный элемент, особенно актуальный для старших классов), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Именно в этом случае у детей будут создаваться тенденция и настрой на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.
Что же такое мотивация? В разных источниках отражено разное толкование данного термина. Некоторые исследователи отмечают, что мотивация (от лат. movere — побуждение к действию) - психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. С другой стороны, мотивация есть система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в трудах немецкого философа А.Шопенгауэра. Советский психолог и педагог А.Н.Леонтьев дает следующее понятие мотивации – это активное состояние психики, побуждающее человека совершать определенные виды действий.
Научить – значит дать ученику набор необходимых знаний, умений и навыков. Однако этого недостаточно: важно воспитать мотив, инициативу, стремление к получению этих знаний, умений и навыков. Так школьная мотивация является одним из основополагающих факторов получения образования.
Хотелось бы остановиться на некоторых методах, стимулирующих рост мотивации у учащихся к изучаемому материалу.
- Обращение к жизненному опыту детей. Прием заключается в обсуждении с учащимися хорошо знакомым им жизненным ситуациям, всестороннее понимание которых возможно при изучении предлагаемого материала. В этом случае необходима «живость» рассматриваемой ситуации, ее острота и актуальность. Например, на нежелание ребенка изучать тему развития рыночных отношений можно задать вопрос: «Знаешь ли ты о древних как мир способах обвешивания покупателя?». Как правила, даже у взрослого человека проявляется интерес.
- Моделирование проблемной ситуации. Прием состоит он в том, что перед учащимися ставится проблема, преодолевая которую ученик осваивает необходимые знания и навыки. Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (на этапе актуализации знаний) задавать особым образом сконструированные вопросы, требующие анализа, сравнения, сопоставления и разъяснения информации, а также более глубокого понимания материала и интереса к нему. Создание проблемной ситуации в большинстве случаев гарантирует интерес к изучаемому.
- Прием деловой игры. Суть в том, что за каждым учеником закрепляется определенная роль. Сам формат деловой игры требует разноплановой и скрупулезной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих учеников, взамен обеспечивая высокую отдачу и успех такого урока у учащихся. Играть школьникам интереснее, чем учиться.
Стоит отметить, что данный метод широко применяется в различного рода тренингах, при обучении психологии взаимоотношений и других, не менее важных для обучающихся мероприятиях. Притом участники таких игр нередко представители разных возрастных групп, которые в игре, как правило, не замечают процесса обучения.
- Решение логических задач. Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем обыденные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для отвлечения и смены вида работы в течение урока, а порой и для дополнительного решения дома. Метод особенно актуален в рамках подготовки к олимпиадам, и важен наряду с высокой ролью развитого логического мышления при изучении истории.
- Состязания и конкурсы. Любому учителю известно, насколько бывает трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить различные игровые и конкурсные, по своему формату стимулирующие детей на соревнование. Состязательный компонент может стать существенным вкладом в развитие мотивации у детей.
В продолжении темы необходимо сказать, что личность учителя играет немаловажную роль в мотивации к конкретному учебному предмету. Современный учитель должен быть энергичным, целеустремленным, умеющим заинтересовать, «зажечь» интерес у детей к предмету. Обратимся к русскому историку В.О.Ключевскому, который справедливо утверждал, что «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую». Для этого ученый открыл следующую нехитрую, но основополагающую формулу – «Необходимо любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь».
Следует добавить, что в условиях динамично развивающегося общества объем информации, изучаемой на уроках истории сегодня, возрастает с каждым годом. А с развитием истории как науки и новыми технологиями, приводящими к новым открытиям, расширяется и источниковая база.
Итак, развитие мотивации и интереса к предмету – это вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность. Урок необходимо организовать таким образом, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения как с учителем, так и с одноклассниками. В классе должна царить рабочая атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес, стремление и удовлетворение от проделанной работы должны становиться ключевыми ощущениями ребенка в ходе учебного процесса.
Также важна для мотивации ориентация учителя на индивидуальные достижения учеников. В этой связи необходимо сравнивать результаты отдельного ученика с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание уверенности в своих силах и как результат – обеспечение мотивации и роста показателей в учебе.
Список используемой литературы
1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории и обществознания// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008.-№4.-с.22-29.
2. Балабакина Л. Методика анализа отношений школьников к учению // Школьный психолог.-2000.-№ 23.-с.1-3.
3. Жданкин Н.А. Инновации для повышения мотивации // Вестник высшей школы. – 2014. -№7. –с.37-44.
4. Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях. М.: «Глобус», 2009.
5. Курочкина Н.А. Развитие познавательных интересов школьников на уроках истории и обществознания.-Великий Новгород, 2007. -с.77.
6. Маркова А.П. и др. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
7. Подласый И.П. Мотивация обучения. Педагогика: учеб. Для студентов. – М.: 2008.
8. Северина О.А. Проектная деятельность учителя. - Волгоград: Учитель. 2011.
9. Сидорова И.В., Ананьева А.В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1.-с.32-35.
10. Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации.// муниципальное образование: инновации и экcперимент. 2012.-№1.-с.13-17.