Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все так, чтобы он был финансово грамотным. Поэтому дошкольные педагоги корпуса № 5 с помощью игр, рассказов, сказок, а также практических занятий обучают дошкольников следующему:
- что такое деньги, какие они бывают;
- что такое необходимые и желаемые покупки;
- что такое карманные деньги;
- как планировать свои расходы;
- банковская пластиковая карта ребенка;
- техника безопасности использования банковских карт.
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка, с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.
Существует множество разнообразных игр, направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности мы доносим до детей, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются, объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности: сначала зарабатываем, потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить, что стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Мы старательно объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег. Круг вопросов, обсуждаемых на занятиях, широк - сложно перечислить все, чем мы занимаемся.
Как видим, возможностей для повышения финансовой грамотности дошкольников очень много, и основная задача педагога – заинтересовать, увлечь детей, чтобы у них появилось желание разбираться в этой важной теме. А самое главное мы стараемся сформировать у детей понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь. Надеемся, наши занятия будут для них полезны.