Цели урока: осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на -з и -с»; овладение способами действия по правилу.
Тип урока: изучение нового материала в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок-исследование.
Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы». Авторы М.Т.Баранов, Н.М.Шанский, Т.А.Ладыженская. Москва, «Просвещение», 2009 год.
УМК: учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Москва «Просвещение», 2010 г.
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- повторить морфемный разбор слов;
- совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
Содержание урока
1. Ориентировочно-мотивационный этап
1. Установка психологического комфорта. Лестница успеха. - Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску. На ней изображена лестница успеха. Давайте посмотрим, в чем заключается его секрет. Читаем, начиная снизу.
- Так в чем заключается секрет успеха?
Главное сказать себе: «Я хочу это сделать!»
- Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успехов.
2. Повторение пройденного
- Ребята вы любите рисовать? (Да)
- У вас на листочках нарисован круг, сейчас мы будем рисовать лицо “грамматического человека”. Вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека “примет” определённое выражение.
- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова) Обозначьте значком, которым мы обозначаем окончание левый глаз.
- Часть слова без окончания, называется …? (Основа) Нарисуйте над глазом чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем основу.
- Какая часть в слове самая главная? (Корень) Обозначьте рот в виде корня.
- Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Обозначьте значком суффикса правый глаз.
- А помните ли вы из курса 4 класса, что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Обозначьте значком приставки нос.
А теперь проверьте, у всех ли получился такой “человек”, как у меня.
Лист достижений
Фамилия, имя |
(+ все понял, |
Повторение пройденного |
|
Усвоение нового материала |
|
Первичная восприятие новой темы |
|
Закрепление новых знаний |
|
Рефлексия |
|
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
- Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.
А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)
В некотором царстве, орфографическом государстве,
Жили-были согласные, звонкие и глухие.
Дружно жили, не тужили. Но однажды …
Заспорили звонкий З и глухой С…
Кто главней?
Кому стоять на конце этих приставок?
З кричал, что звучит сильнее,
С убеждал, что без него тоже не обойтись.
Дело чуть не дошло до драки…
А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!
Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,
Которые всё на свете знал и даже писали правила
Для жителей государства.
Тема урока «Буквы з и с на конце приставок».
- Исходя из темы, определите цели урока.
- Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.
- Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм,
- графически обозначать изученную орфограмму).
4. Первичное восприятие новой темы
Словарный диктант
Заработать, потерять, проводит, надписать, поведение, наберёшься, бесцветный, беззвучный, безводный, переделывать.
Учитель. Посмотрите внимательно, все ли приставки знакомы? Какие из них подходят к изучению нашего правила?
Ученики. Бесцветный, безводный, беззвучный
Учитель. Выделите приставки в этих словах.
Учитель. Что обозначает приставка в этих словах?
Ученики. Без воды, без звука, без цвета.
значение одинаковое без- (бес-) - отсутствие
Учитель. Ну что ж, тогда приступим к исследованию.
Итак, мы выделили слова: бесцветный – безводный - беззвучный
Я бы хотела, чтобы вы вспомнили парные звонкие и глухие согласные.
- Звонкие: ┐з б, в, г, д, з, ж + р, л, м, н, й
- Глухие: ┐с п, ф, к, т, с, ш + х, ц, ч, щ
- Пользуясь этой схемой, объясните правописание слов.
Бесцветный - пишем на конце приставки с, потому что рядом стоит глухой согласный звук.
Безводный - пишем з, т.к. рядом стоит звонкий согласный звук.
Вывод сверяем с правилом в учебнике.
Учитель: Обратили ли вы внимание на слово “значимая”?
Почему приставка – это значимая часть? (это часть слова, в которой скрывается смысл)
(Ученики высказывают свое предположение)
Учитель: Как найти приставку в слове? (подобрать родственные слова с другими приставками или без них)
(Ученики высказывают свое мнение)
Запомни! Приставки З в русском языке не бывает, но есть несколько слов, которые начинаются с этой буквы. Послушайте стихотворение и выпишите слова, которые начинаются с буквы з.
Буква З
Ученик, тебе задание:
Как напишешь слово ЗДАНИЕ?
Всё учти, продумай, взвесь.
Не свихнись на слове ЗДЕСЬ.
Помни все условия,
Чтоб писать ЗДОРОВЬЕ.
Чтобы смысл не повредить,
З нельзя в них отделить.
…десь, …доровье, …дание
Лишены содержания.
Верните З, и снова
Заговорят три слова
Пусть никто никогда не забудет,
Что З приставкой не была и не будет
Перед вами алгоритм. Расставьте его шаги в нужном порядке.
- Если корень начинается с глухого согласного, то пишем С.
- Если корень начинается со звонкого согласного, то пишем З.
- Посмотрите на букву согласного звука после приставки.
- Выделите в слове приставку.
5. Физминутка (для глаз)
Закрепление полученных знаний.
6. Задание: работа в парах
Выписать слова с приставками (1в. - с приставками на з, 2в – на с)
Разделить, растаять, бескрайний, безжалостный, испечь, возделывать, безболезненный, издать, взмахнуть, испортить, вознаградить, вскрикнуть, вздыхать, сделать, бесчувственный, сбить.
- А теперь перед вами лежат карточки красного цвета. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы поднимать сигнальную карточку, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на -З-С.
Листья, листья, листопад
Не расчистить школьный сад.У солнышка есть правило: оно лучи расправило,
Раскинуло с утра. И на земле жара.Нет, в жизни мне не повезло:
Однажды я разбил стекло.Рассердилась бабушка: «Меня ты не учи.
Разбираюсь правильно, как пинать мячи».Я Володины отметки узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой,
Раздаются 3 звонка.
7. Творческий диктант
Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с). Распределить в два столбика: без-, бес-
1. Ребенок без забот (беззаботный)
2. Небо без звезд (беззвездное)
3. Жидкость без цвета (бесцветная)
4. Дорога без конца (бесконечная)
5. Плач без звука (беззвучный)
6. Движение без шума (бесшумное)
7. Шоколад без вкуса (безвкусный)
8. Вход без платы (бесплатный)
9. Ребенок без помощи (беспомощный)
10. Океан без предела (беспредельный)
8. Тест по теме «Правописание приставок»
1) В каком слове приставка оканчивается на –с?
а) и..черпать;
б) чре..мерный;
в) бе..жизненный;
г) во..делать.
2) В каком слове приставка оканчивается на –с?
а) во..наградить;
б) бе..шумный;
в) ра..жечь;
г) ра..будить.
3) В каком слове приставка оканчивается на –з?
а) ни..ходить;
б) во..произвести;
в) ра..чёт;
г) в..дохнуть.
4) В каком слове приставка оканчивается на –з?
а) и..жарить;
б) и..царапать;
в) ра..шнуровать;
г) бе..ценный.
5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква:
а) и..царапать; и..жарить;
б) и..числять; бе..ценный;
в) бе..жалостный; бе..шумный;
г) бе..вкусица; ра..шнуровать.
Ответы:
1) а;
2) б;
3) г;
4) а;
5) б.
Оцените себя!
9. Рефлексия
Закончи предложение:
а) «Буква З пишется на конце приставок, если…»
б) «Буква С пишется на конце приставок, если …»