Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это относительно новое явление для образования России. Сейчас мы становимся свидетелями их прихода в школьную жизнь и должны задуматься о качественной подготовке к такому типу проверки результатов образовательной деятельности учителей.
ВПР представляют собой проект по созданию единого образовательного пространства в Российской Федерации, с целью ежегодного мониторинга результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Данная мера по задумке Правительства должна сформировать единые требования к образовательным достижениям учащихся. Задания ВПР содержат единый комплекс упражнений и проводятся в единое время.1 [1] Оценка работ учащихся должна быть объективна, поэтому в 2018 году Рособрнадзор выпустил специальные рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов. В нём имеются 3 основных подхода по трактовке проверок ВПР. Первый подход заключается в надлежащем контроле соблюдения проведения ВПР в образовательных организациях. Второй подход направлен на выявление нарушений во время оценивания работ. Третий подход затрагивает тему создания благоприятного отношения к справедливой оценке ВПР среди учащихся. Все три подхода должны помочь формированию нового мышления современного школьного образования.2 [2]
__________________
1 https://fioco.ru/ru/osoko/vpr/
2 https://fioco.ru/Media/Default/Documents/
%D0%9E%D0%A1%D0%9E%D0%9A%
D0%9E/%D0%92%D0%9F%D0%A0/%
D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%
D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%
D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%
20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BE%
D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%
D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%
D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.PDF
В 2019 году Рособрнадзор выявил 2,5 тысячи школ, в которых нарушались “правила честной игры” при сдаче ВПР, это говорит о том, что мы становимся свидетелями реальных мер по выявлению проблем современной системы образования.3 [3] Список школ с нарушениями можно посмотреть в открытом доступе. Это пример прозрачности работы Рособрнадзора.4 [4]
__________________
3 https://rg.ru/2019/08/16/25-tysiachi-shkol-zavysili-rezultaty-vserossijskih-proverochnyh.html
4 https://fioco.ru/ru/osoko/vpr/
Результаты проверок ВПР прошлого года привели к ответным мерам, таким как организации круглого стола, на тему “Кто боится ВПР?”. Педагоги образовательных учреждений получили возможность высказаться и внести ряд предложений по улучшению организации ВПР. Сбор предложений заявлен до 1 марта 2020 года.5 [5]
__________________
5 http://rvs.su/novosti/2019/rosobrnadzor-nakonec-obyavil-o-sbore-predlozheniy-po-sovershenstvovaniyu-vpr
Всероссийские проверочные работы по английскому языку 7 класс
В 2020 году в России запланирован срез знаний по английскому языку среди 7 классов. Данная мера призвана определить основные проблемы и трудности учащихся на момент 7 класса. Содержание и задания ВПР опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и на Протокол Примерной основной образовательной программы основного общего образования по иностранному языку.6, 7 [6, 7] Сама работа включает в себя 6 заданий, которые делятся на устную и письменную часть. От учащихся требуется продемонстрировать навыки чтения, знания основ грамматики и лексики. Кроме этого в письменной части учеников ожидает аудирование, т.е. умение воспринимать иностранную речь на слух. Устная часть содержит и монологическое высказывание по картинкам. Оценивание работы повторяет привычные требования правильный ответ 1 балл, однако имеются задания, балл которых будет зависеть от полноты ответа. Максимальное число баллов – 30. Время на выполнение ВПР составляет 45 минут, а каждое задание имеет рекомендацию минимального затраченного времени на выполнение. Вся работа будет выполняться на компьютере.
__________________
6 Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.
7 примерная основная образовательная программа основного общего образования, Протокол от 08.04.2015 г. № 1/15
Педагогическая разработка
Пример подготовки к Говорению (монологической речи).
Моё задание соответствует письменной части ВПР. Цель разработки научить выполнять раздел грамматика в наглядной форме. Время на выполнение работы 10 минут.
Разработка была сделана для 7 класса УМК Spotlight 7. Тема урока: Городская и деревенская мышь.
Задачи разработки:
- Научить использовать грамматические конструкции в письменной речи.
- Расширение словарного запаса на бытовые темы посредством написания электронного письма другу.
- Научить оформлять неформальное электронное письмо.
- Дать представление об использовании общепринятых сокращений и научить точно и лаконично выражать свои мысли.
Продуктом проекта является неформальное электронное письмо, в котором фразы-клише заменены русскими эквивалентами. От учащихся требуется найти соответствие с фразами на английском языке, подставить и написать письмо от руки. Фразы на английском прикрепляются к листу с заданием. Изменённые фразы представляют собой проверку понимания темы Present Simple и Present Continuous. Ученики должны показать, как они умеют их отличать и использовать, в то время как письмо выглядит проверкой умения писать письма другу. Каждый школьник выполняет задание индивидуально. Данный проект является мини-проектом и реализуется в письменной форме. На выполнение проекта даётся 10 минут. Место в уроке – середина. Проект задаётся после краткого объяснения клише и разбора примера. В конце урока ученики сдают свои письма, учитель проверяет работы, а на следующем уроке происходит разбор основных недочётов и работа над ошибками. Неформальное электронное письмо является залогом успешного написание более сложных письменных работ и представляет собой базовое упражнение в подготовке к последующему написанию письменной части ЕГЭ по иностранному языку.
Представленная разработка соединяет в себе несколько моментов необходимых для успешного обучения наших учеников. Во-первых, она высвобождает потенциал проектной деятельности во время урока и делает обучение личностно-ориентированным. Во-вторых, готовит в оригинальной форме к успешному написанию ВПР. В-третьих, подготавливает к более сложным работам и последующей сдаче Единого Государственного Экзамена.
Список литературы
- Федеральный Институт Оценки Качества Образования, официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://fioco.ru/ru/osoko/vpr/
дата доступа: 03.02.2020
- Рособрнадзор наконец объявил о сборе предложений по совершенствованию ВПР [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://rvs.su/novosti/2019/rosobrnadzor-nakonec-obyavil-o-sbore-predlozheniy-po-sovershenstvovaniyu-vpr дата доступа: 02.02.2020
- Колесникова К. Около 2,5 тысячи школ завысили результаты всероссийских проверочных [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rg.ru/2019/08/16/25-tysiachi-shkol-zavysili-rezultaty-vserossijskih-proverochnyh.html дата доступа: 01.02.2020
- Федеральный Институт Оценки Качества Образования, официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%9E%D0%A1%D0%9E%D0%9A%D0%9E/%D0%92%D0%9F%D0%A0/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.PDF дата доступа: 01.02.2020
Источники
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897[Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: base.garant.ru/55170507/
дата доступа: 02.02.2020
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Протокол от 08.04.2015 г. № 1/15) [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/ дата доступа: 01.02.2020