1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня вести урок русского языка у вас буду я. Меня зовут - Оксана Александровна.
Я работаю в Селезянской школе учу ребятишек второго класса, они записали для вас видеообращение. Посмотрите на экран.
Видеосообщение: Здравствуйте. Мы желаем вам удачного плавания по морю знанию с нашей учительницей. На любом уроке нам помогают учиться наши волшебные слова. Пусть и вам они помогут. А для начала разгадайте их.
Давайте узнаем, что это за волшебные слова. Икрётяп ан ясьтичу учох! (хочу учиться на пятёрки). Надеюсь, что эти слова нам сегодня помогут на уроке.
Сегодня ждет вас всех успех!
Но чтоб к нему прийти,
Вы помните, что он любит всех
Внимательных в пути.
Серьезным на уроке будь,
В учебник посмотри,
А если нет ответа в нем
Смекалку прояви!
2. Работа с фразеологизмами
Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Мы отправимся все вместе в морское путешествие.
А что желают тем, кто отправляется в морское путешествие? (попутного ветра)
Кому можно сказать такие слова? (морякам, путешественникам)
А что означают эти слова? (Пожелание удачи)
3. Чистописание
Сегодня мы с вами будем работать НЕ в обычных тетрадях, а в Бортовых журналах. Посмотрите они лежат у вас на партах. Но прежде чем мы с вами начнем в них писать, нам нужно размять наши пальчики. Берем карандашик в ручки и начинаем его катать в ладошках:
Карандашик мы катаем,
Наши пальцы разминаем,
Карандашик крутится,
Все у нас получится!
Молодцы, размяли наши ручки. Но прежде чем отправиться в путешествие, мы должны написать число в наших бортовых журналах, когда мы с вами отправляемся в путь. Поэтому открываем бортовой журнал и записываем число.
Итак, попутного нам ветра. Но прежде скажите, как завывает ветер? (у-у-у-)
Пропишем маленькую у, каждый раз увеличивая на 1. (У, уу, ууу,…)
Молодцы!
Как вы думаете, кто является капитаном на корабле? (ответы детей)
Верно. Но сегодня на уроке мы все с вами будем капитанами, каждый на своём корабле.
Поэтому нам нужно записать имя и фамилию капитана в нашем журнале.
Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками, обведите букву, которая, как вы считаете написана у вашего соседа очень красиво, а теперь сами выберете свою самую красивую букву. У кого мнения совпали – нарисуйте солнышко.
Мы отправляемся. Капитаны готовы?
4. Тема урока
Ребята, посмотрите на экран, кого вы видите? Правильно, это кит. Смотрите, какие-то буквы вылетают из его фонтана (буквы б-п, д-т, в-ф, з-с, г-к, ж-ш)
Что это за буквы? (ответы детей) (Они обозначают согласные звуки)
На какие группы их можно разделить? (ответы детей) (звонкие и глухие)
Как еще можно их разделить? (парами)
Почему они называются парными? (Встречают одинаковую преграду, но звонкие произносятся голосом, а глухие без голоса)
5. Цель урока
Посмотрите на обложку вашего бортового журнала, что там нарисовано. Из каких частей он состоит?
Фла..? , пару..? ,кру..?, бор..?
Есть сомнения, какую букву нужно написать в словах? (да)
На какой вопрос нужно сегодня ответить? (как не сомневаться в написании парных согласных на конце слова?)
Чему научиться? (правильно писать такие слова).
А теперь на нашем корабле разделите флаг на 2 части, закрасьте верхнюю часть красным цветом - если вы хорошо знаете, как писать такие слова,
- Желтым - если немного сомневаетесь,
- Зеленым - если считаете, что нужно еще тренироваться.
6. План
Давайте подумаем, как нам лучше достичь цели урока. Я вам предлагаю этапы работы, а вы определите их порядок:
- Самостоятельная работа.
- Тренировка.
- Вспомнить правило. (слайд 3)
(ученики определяют порядок этапов работы)
7. Повторение правила
Ну что ж, давайте вспомним правило.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Звук согласный проверяй.
Рядом гласный подставляй.
Скажите, а как проверить, правильно ли мы с вами вставили пропущенную буковку? (нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная)
В ваших бортовых журналах сейчас запишите слова, название частей корабля, вставите пропущенную буковку.
Кто пойдет работать на доске? (Коля работает у доски, а остальные в тетради)
- Флаги - флаг
- Паруса - парус
- Круги - круг
- Нет борта - борт
8. Физминутка
Мы сидели и писали,
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
спинки дружно все прогнули.
Повернулись вправо, влево.
Стало гибким наше тело.
И на стуле скок, скок, скок.
Ну как будто колобок!
И в ладоши хлоп, хлоп, хлоп.
Влево, вправо поворот,
Ручки выше поднимаем.
В локоточках их сгибаем,
головой все повращаем
И урок наш продолжаем.
9. Работа в группе (тренировка)
А теперь, ребята, мы с вами потренируемся применять правило.
Как сделать так, чтобы после согласного стоял гласный? (ответы детей)
У вас на партах лежат карточки с текстом. Все нашли? Прочитайте задание, что нужно сделать? (ответы детей)
В этом задание ребята, вы можете совещаться с друг другом, но при этом ни кому не мешать. Приступаем к работе. А теперь, ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Вставь слова подходящие по смыслу.
Выпал пушистый ______ .
Весь _______белый.
Ударил сильный _______.
У дома намело большой_________.
Наш_______ застыл.
Береги __________в большой__________ .
Слова для справок: но с/з, сне г/к, сугро б/п, моро з/с, са д/т, пру д/т, моро з/с.
А теперь берем бортовой журнал и давайте раскрасим вторую часть флажка на корабле. У кого все правильно красным цветом,
У кого 1-2 ошибки - жёлтым,
Зелёным цветом те, кому еще нужно тренироваться.
10. Работа по учебнику
Откройте учебник на стр.17 упр.27.
Прочитайте задание, что нужно выполнить? У вас в упр. Есть слова для справок, обратите внимание, как нужно выполнять.
Проверяем. (проверка)
Теперь снова возвращаемся к нашему кораблику, нам нужно раскрасить парус.
Кто выполнил упр.
- правильно, закрашиваем - красным цветом,
- у кого 1-2 ошибки – жёлтым,
- кому еще нужно потренироваться – в зелёный.
11. Самостоятельная работа
Продолжаем работу. У нас есть еще задание. Видите текст. Прочитайте задание. (ответы детей). Да, нам нужно исправить ошибки.
Исправь ошибки.
У Васютки ужки чутки.
Усы длинные, шупка шелковая.
Гласки огневые, кокти цепкие.
Ласкоф Васька, да хитер.
Приступаем к работе. А теперь проверяем.
Снова ребята мы возвращаемся к нашему кораблику. Что еще мы должны раскрасить? (ответы детей) Правильно, палубу. Но посмотрите на неё, она у нас разделена на 2 части.
Мы с вами закрасим только верхнюю палубу. А какими цветами? (ответы).
- Да, кто выполнил без ошибок – в красный цвет,
- 1-2 ошибки – в жёлтый цвет,
- кому нужно поработать еще – в зеленый.
12. Итог урока
Скажите мне, ребята, какая была цель нашего урока, чему мы должны были научиться? (ответы детей) Достигли мы цели урока? (ответы детей).
А теперь посмотрите внимательно на свои работы в бортовых журналах.
- У кого все задания выполнены без ошибок, поставьте себе оценку «5».
- У кого 1-2 ошибки поставьте оценку «4».
- Кому еще нужно поработать над правилом оценку «3».
А теперь свою оценочку поставьте в круг на нашей палубе.
13. Рефлексия
Скажите, пожалуйста, понравился ли вам урок?
Что вам понравилось на уроке?
Вот наше путешествие подошло к концу. Но мы с вами еще не всё закрасили на корабле. Что у нас осталось? (ответы детей) Правильно. Осталась нижняя часть палубы. Раскрасьте палубу таким цветом, какое у вас сейчас настроение.
- У кого отличное настроение - красным цветом,
- У кого не очень – жёлтым,
- У кого совсем нет настроения - зеленым.
А сейчас я попрошу сдать мне ваши бортовые журналы, я их отдам вашей учительнице, а она вам поставит оценки за урок. Спасибо вам за урок.
Самоанализ урока
Цель: учились подбирать к словам с парными звонкими и глухими согласными проверочные слова, отрабатывали способы проверки парных согласных на письме.
Задачи:
- Развивали орфографическую зоркость, устную и письменную речь, мышление.
- Формировали умение вести учебный диалог, работать как индивидуально, так и в группе, а также учились подбирать проверочные слова.