Ознакомление детей с малыми формами скульптуры

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники


Скульптура один из видов изобразительного искусства, которая передает богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением.

Какие знания должны получить дети о скульптуре.

В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская и т.д.), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относится к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.

В старшей группе. Знать, из какого материала делают скульптуры, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают скульптуру красивее и интереснее), узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о скульптуре, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная, обходить со всех сторон).

Выделяют 4 основных этапов ознакомления со скульптурой малых форм:

1. Основные виды скульптуры – это круглая скульптура и рельеф.

Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой. Изображение человека по грудь — БЮСТ, по пояс - ТОРС, во весь рост — СТАТУЯ, многофигурная композиция — СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА.

Если предмет изображен с одной стороны  - перед нами рельеф.

РЕЛЬЕФ - уплощенная скульптура БАРЕЛЬЕФ — низкий, изображение выступает над фоном менее, чем на половину своей толщины.

Большое значение имеет линия. ГОРЕЛЬЕФ — высокий, выступает над фоном более, чем на половину объема, что позволяет передать глубину пространства.

2. Материалы используемые в скульптуре: мрамор, гранит, дерево, бронза, кость, фарфор, фаянс, ценные породы камня, стекло, глина и т.д.

 3. Жанры скульптуры: бытовой, портретный, исторический и мифологический, символический и аллегорический, анималистический жанр - основным объектом этого жанра являются животные.

4. Средства выразительности – движение, одежда, различные предметы.

С.В.ПОГОДИНА предлагает следующую схему анализа:

Младший дошкольный возраст

1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту скульптуру?

2. Как вы думаете, какое настроение передано в скульптуре?

3. Для чего нужна эта скульптура? Где ее можно поставить?

4. Можно ли обойти эту скульптуру по кругу и рассмотреть ее с различных сторон или у нее только одна сторона?

5. Кто (что) изображено в скульптуре?

6. Какими вам кажутся герои этого произведения: большими или маленькими?

7. Что является самым заметным и главным в произведении? Какой образ?

8. Какие геометрические формы спрятались в произведении?

9. В этом произведении есть герои, которые кажутся движущимися?

10. А как можно было бы назвать произведение?

11. Понравилось ли вам произведение? Чем?

12. А хотели бы сами слепить что-нибудь похожее?

Старший дошкольный возраст

1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту скульптуру?

2. Как вы думаете, какое настроение передано в скульптуре?

3. Как вы думаете, какой характер у этой скульптуры?

4. Какие выразительные средства являются важными для этой скульптуры?

5. Можно ли обойти эту скульптуру по кругу и рассмотреть ее с различных сторон или она располагается на плоскости?

6. Эта скульптура относится к круглой скульптуре или рельефу?

7. Как сильно выступает рельеф над плоскостью?

8. Что (кто) изображен в скульптуре? Сколько персонажей в скульптуре?

9. Для чего создано это произведение? Почему вы так решили? Где можно встретить такую скульптуру?

10. Из какого материала выполнена скульптура?

11. Какой величины это произведение?

12. Это произведение является самостоятельным или частью чего-нибудь?

13. Используются ли другие виды искусства в скульптуре? Каково их значение?

14. Что является главным в скульптуре?

15. В какую геометрическую форму можно заключить это произведение?

16. Какие геометрические формы можно выделить в этой скульптуре?

17. Пропорциональны ли части произведения? Гармонично ли само произведение?

18. Если добавить (убрать) какой-либо элемент в скульптуре, что это изменит?

19. Повторяются ли какие-либо элементы в скульптуре?

20. Динамично или статично произведение? С помощью каких средств скульптор достиг этого?

21. Использованы ли в произведении контрасты? Где? Какие?

22. Реалистично или декоративно это произведение?

23. Используются ли декоративные элементы в скульптуре? Какие? Где?

24. К какому виду скульптуры относится это произведение?

25. К какому жанру относится это произведение?

26. Какую(ие) технику(ки) использовал скульптор?

27. Что является характерным для этого произведения?

28. Как вы думаете, а как называется это произведение?

29. А знаете, кто выполнил его?...

30. Понравилось ли вам произведение? Чем?

Для ознакомления детей с скульптурой Халезова Н.Б., Курочкина Н.А. выделили следующие этапы:

  1. Целостное восприятие скульптуры. Привлечение к ней внимания детей, создание интереса, положительного отношения. Определение содержания скульптуры.
  2. Анализ скульптуры:
    1. Определить общий объем фигурки, дать словесное определение объемов, поддержать ее в руках. Принимают участие ладони рук;
    2. Пальцами выделить наиболее крупные части, потрогать их, обвести, назвать, выделить движение, пользу фигурки;
    3. Кончиками пальцев почувствовать мелкие детали, фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа), шерсть у собаки…)
    4. Целостное восприятие. Рассмотреть фигурку и определить ее выразительность, найти слова, которые наиболее точно характеризуют образ.

Для закрепления проводится обобщение изученного материала с целью его закрепления и определения степени его усвоения. В ходе таких занятий у педагога появляется возможность еще раз напомнить, пояснить, разъяснить отдельные моменты в изучении скульптуры, а у детей — уточнить, скорректировать, исправить, дополнить недостающие звенья в общей системе знаний. Закрепление может проходить в форме игр, игровых проблемных ситуаций, бесед, которые организуются как в ходе самого занятия, так и в самостоятельной деятельности детей. С этой целью применяются слайды, фильмы, а также различные игры.

Игра используется в рамках занятий и в качестве самостоятельной формы ознакомления.

Сюжетно-ролевые игры.

«Скульптурная мастерская». Цель — познакомить детей с особенностями работы скульптора. Дети распределяют роли таким образом, что большая их часть является «скульпторами», а все остальные выбирают роли натурщиков и экспертов. Задача «экспертов» состоит в том, чтобы оценивать пластические образы и организовывать выставки.

«Город мастеров». Ребенок создает свой пластический образ, который впоследствии должен войти в общую скульптурную композицию.

Дидактические игры.

Игра-вкладыш:

«Подбери формочки» (для детей младшего и среднего дошколь­ного возраста). Дети должны научиться соотносить рельефные изображения с исходными формами.

«Собери скульптуру» (для детей разных возрастных групп). Цель — научить детей подбирать отдельные элементы скульптуры для создания целостного пластического образа. Игра помогает увидеть за частностями целое.

«Найди детали» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста). Дети подбирают недостающие элементы к рельефным изображениям и круглым скульптурным образам.

Игра с карточками:

«Заколдованные фигурки» (для детей разных возрастных групп). В набор входят карточки с изображением пластических образов и карточки с силуэтами этих образов. Детям необходимо соотнести фигурки с силуэтами.

«Скульптурное лото» (для детей разных возрастных групп). Игра позволяет формировать у детей умение классифицировать разные виды скульптуры (по жанрам, стилям, формам и т.д.).

«Угадай материал» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Дошкольники учатся соотносить карточки с изображенными скульптурными образами и карточки, демонстрирующие материал, из которого они выполнены.

«Разложи по домикам» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Дети учатся классифицировать произведения скульптуры по их видам, формам, жанрам.

«В мире техник» (для детей старшего дошкольного возраста). Цель – формирование у детей умения соотносить технику скульптуры с пластическим образом. В этом случае дети закрепляют свои знания о способах создания скульптурных произведений.

«Разложи по этапам» (для детей разных возрастных групп). Игра формирует у детей умение определять последовательность этапов создания пластического образа с помощью карточек, на которых изображены отдельные этапы создания скульптуры. Используются несколько видов техник изготовления скульптуры.

Игра с игровым полем:

«Путешествие к памятникам истории» (для детей старшего дошкольного возраста). В набор входит игровое поле с нанесенными линиями, обозначающими пути из разных стран. Детям необходимо пройти через несколько стран, восстанавливая в них памятники скульптуры. Побеждает тот, кто быстрее достигнет финиша и соберет больше всего карточек с изображением памятника.

«Археологи» (для детей старшего дошкольного возраста). На игровом поле схематично нанесены места археологических раскопок. Чтобы успешно прошла экспедиция и были найдены древние произведения скульптуры, необходимо выполнять различные задания, отвечать на вопросы.

«Скульптура» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Игра выполнена по типу электронной викторины. В ней несколько наборов карточек с заданиями. Каждая карточка предполагает определенный уровень сложности задания. С помощью проводков и лампочки дети определяют правильность своего ответа.

Малоподвижные и подвижные игры.

«Ожившие скульптуры» (для детей старшего возраста). В игре выбирается ведущий (скульптор), волшебник, все остальные дети — скульптуры. Скульптор создает скульптуры, а когда он покидает мастерскую, волшебник оживляет их, придавая им определенный образ. Когда возвращается скульптор, он должен угадать по телодвижениям, какая скульптура во что превратилась.

«Угадай-ка» (для детей старшего дошкольного возраста). Предполагается игра с мячом, бросая который ведущий загадывает определенное произведение скульптуры, материал или технику, используемую в скульптуре, а ребенок, которому брошен мяч, определяет, относится произносимое ведущим понятие к скульптуре или нет.

«Песочные скульптуры» (для детей разных возрастных групп). Игра организуется в песочницах, где дети создают скульптурную группу, тематика которой определяется ими самостоятельно.

Рассматривание альбомов по скульптуре, фотоальбомов, содержащих фотографии различных произведений скульптуры на этапе закрепления представлений детей о скульптуре и ее видовом многообразии. Альбомы можно помещать в уголке творчества детей, чтобы дети самостоятельно рассматривали их в свободное время.

Все жанры скульптуры, которые существуют в искусстве, могут быть предметом изучения детьми дошкольного возраста, даже жанр ню. Опасения взрослых, что дети не поймут и что им сложно воспринимать такую скульптуру, на практике не находят подтверждения. Дети средней возрастной группы спокойно реагируют на обнаженное тело, обращая внимание на пластику скульптуры, на ее изящество, гармоничность. Происходит это потому, что тело для них пока не ассоциируется с чем-то уродливым, некрасивым, неприличным, а сама скульптура не воспринимается как объект безобразия. В работе с дошкольниками при подборе содержания произведений любого искусства необходимо учитывать принцип системности, который обусловлен несколькими аспектами:

- знакомость образа, отраженного в пластике;

- доступность восприятия выразительных средств скульптуры;

- художественно-эстетическая ценность произведения. Эффективность ознакомления дошкольников с произведениями скульптуры зависит от того, насколько разнообразные методы и приемы использует педагог. Скульптура относится к таким видам искусства, которые величественны и обособлены и в то же время окружают нас повсеместно (например, монеты, брелоки, декоративные статуэтки, игрушки из киндер-сюрпризов). Конечно, художественно-эстетическая ценность перечисленных объектов скульптуры различна, но на их примере можно объяснить детям своеобразие каждого вида скульптуры, формы, техники.

Благодаря привычным для дошкольника вещам раскрывается суть пластических образов. Эти предметы скульптуры ребенок может самостоятельно обследовать. Педагог только направляет дошкольника в его познавательно-эстетическом поиске.

«Творить искусство, может лишь избранник,
Любить искусство — всякий человек»
Жюльен Грюн