Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Формировать у детей с различной сложной структурой дефекта познавательный интерес, элементарные представления об окружающем нас мире.
Задачи:
- Коррекционно-развивающие:формировать у детей познавательный интерес, способствовать формированию эмоционального контакта со взрослым,развивать мелкую моторику, координацию движений кистей и пальцев рук, слуховое восприятие.
- Образовательные: закреплять элементарные представления детей о появлении природного явления «радуга», закреплять умение выполнять инструкции педагога, действовать по просьбе взрослого, закреплять названия основных цветов, стимулировать речевую активность детей (вербальную и невербальную).
- Воспитательные: воспитывать умение действовать совместно, в коллективе.
Предварительная подготовка: изучение основных цветов и их оттенков, знакомство детей с явлением природы радуга, дидактическая игра «Собери радугу», рассматривание дидактических картинок, сенсорные игры в сухом бассейне, прослушивание музыкальных произведений «звуки природы».
Лексический материал: названия основных цветов, подбор прилагательных к существительным(яркий, теплый, волшебный, цветной).
Оборудование: мыльные пузыри, проигрыватель, стол для рисования песком, аквагрунт, инструмент «шум дождя», 4 стакана, гуашь, мыло жидкое детское, сода, лимонный сок, поднос.
Ход занятия
Звучит музыка. Дети входят в зал с воспитателем. Приветствуют гостей.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Ответы: да.
Воспитатель: Я приглашаю вас в сказочную страну, страну волшебства. Давайте я произнесу заклинание,чтобы наши приключения начались: «Сказка, сказка появись, чудесным светом нас коснись».
(Звучит музыка)
Воспитатель: Итак, мы с вами в волшебной сказке. Я слышу звуки. А вы слышите? Водичка булькает: «буль-буль». Сережа, повтори «буль-буль», (использует прием «капелька на ладошке»)
Однажды на рассвете, на цветочной поляне появились капельки росы. Маленькие росинки были похожи на веселые шарики. А вот и они, посмотрите.
(Появляются мыльные пузыри). Я ловлю росинки на ладошки. Ребята, покажите ладошки, поймайте их.
Капельки росы упали на наши ладошки, землю, на листочки, и превратились в маленькие, цветные, прозрачные шарики. Смотрите, вот они….
(Дети подходят к контейнеру с шариками орбиз.Трогают, изучают тактильно.)
Воспитатель: Шарики разноцветные, прозрачные, круглые, холодные, я трогаю их, перекладываю из руки в руку, сжимаю и разжимаю ладошки. Теперь вместе попробуем, потрогаем капельки, переложим из руки в руку, сожмем и разожмем ладошки.
Артемий, какая твоя капелька? Ответ: круглая.
Смотрите, какую я капельку нашла (Педагог достает капельку в шариках орбиз). Какая она грустная.
Она не может найти свой домик. Живет она на радуге.
Как же нам найти дорогу к домику капельки? (Звучит аудио голос «Дождик солнышка коснется, и домик радуга вернется). Когда солнышко (жест) и дождик (жест) встречаются вместе,появляется мостик-дуга (жест). Это радуга. Приведет нас к ней цветная дорожка. Поможем нашей капельке?
Дети: да.
Воспитатель: тогда, отравляемся в волшебное путешествие.
Звучит музыка, воспитатель и дети идут.
Воспитатель:
По тропинке побежим,
До полянки добежим.
На полянке, на полянке
Мы попрыгаем как зайки.
Подходят к столу для рисования песком.
Воспитатель: Ребята, мы очутились на солнечной полянке. (Воспитатель и дети подходят к столу для рисования и трогают песок) Что то?
Ответ: песок.
Потрогайте песок. Он теплый, мягкий, сыпучий. Я пересыпаю его из руки в руку. Провожу ладонью по нежному, мягкому песку и получаются волны. Даня, потрогай песок. Какой он? Теплый.Повтори… «теплый» Повтори … «мягкий».Ответ: теплый, мягкий.
На таком песке можно рисовать. Я рисую точки, круг и лучики.
Ребята, у меня получилось солнышко.
А теперь вы попробуйте. Рисуем лучики.
Артемий, а какое солнышко получилось? Ответ: круглое,теплое.(Повтори). (Показываем жест Солнышко.)
Идем дальше.
По тропинке мы пойдем,
Вместе дождик мы найдем.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем ноги разминать.
«Дети, послушайте звуки. Что вы слышите?» Ответы детей: дождь, шум.
(Если дети не могут ответить, то проговаривает воспитатель, а дети повторяют.) (Звучит звук грома и дождя). Артемий, это гром. Повтори, гром. (Ребенок повторяет) Собирается дождь, гремит гром. Мы можем вместе его позвать «кап-кап». Повтори (Артемий, Даня, Сережа) дождь, кап-кап, дождик капает. Отлично, молодцы. Я покажу как дождик капает по ладошке: кап-кап, теперь ты, Ваня, кап-кап. (прием «капать на ладошку»). Позовем дождик.
(Игра с массажным мячом, развитие мелкой моторики)
Дождик капнул на ладошку
На цветы и на дорожку
Льется,льется – «Ой-ой-ой»
Побежали все домой.
А, теперь, закройте глазки и послушайте звук. Откройте глазки, что вы слышали? Ответы детей. (Шум, дождь)
Послушайте еще раз. Кап-кап, дождик капает. Повтори (Даня, Сережа) Давайте вместе поиграем. (Дети играют.)
Воспитатель: Какой звонкий дождь у нас получился (Жест). Покажем вместе дождь («Дождь на ладошке»). Вы отлично справились, умницы.
Вот и встретились дождь и солнце. Скоро появится волшебная разноцветная дорожка, по которой капелька вернется домой.
Но где же радуга?
- Нет волшебной дорожки, нет радуги.
Сейчас случится чудо. Вы любите чудеса?
- Что это?
- Краски.
Какого цвета краски?
Рядом с красками есть волшебная водичка. Я беру ее и добавляю в стакан с краской зеленого цвета.
Даня, дай мне пожалуйста стакан с зеленой краской?( Дал). Спасибо большое. Ты умница. А теперь давай попробуем вместе, добавить в него волшебную воду. (Воспитатель вместе с ребенком добавляет жидкость в стакан, ребенок удивляется.)
Артемий, ты видишь стакан с красной краской, дай мне его, пожалуйста. Давай вместе нальем в него волшебную воду. Что мы видим? Мы видим чудо. В стакане получилась красная пенка. Теперь налейте сами волшебную воду в остальные стаканы. Артемий, какого цвета пенка у нас получается? Ответ: желтая. Даня, а ты пенку какого цвета видишь? Ответ: синюю.
Воспитатель:
В небе чудо-красота
Расписные ворота!
Это радуга-ворота,
Всем по ней пройти охота!
Воспитатель: Вот какие вы молодцы. Ребята, у нас получилась яркая, цветная необыкновенная дорожка. Капелька счастлива, она улыбается.
Спасибо, вы сегодня соединили дождик с солнышком, создали сами дождь и волшебную дорожку. А вот и радуга. Даня, повтори что это «Радуга»
Вы молодцы.
Капелька очень рада и хочет подарить вам на память подарки.
А теперь, ребята, вы можете собрать и разобрать радугу. Она яркая, красивая, праздничная.
А всех гостей я приглашаю к столу посмотреть на капельки росы, поиграть с теплым песком, и, посмотреть на яркую радугу, загадать желание и оно обязательно сбудется.