Формирование метапредметных умений на уроках географии

Разделы: География

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: география, формирование метапредметных умений


Проблема включения УУД в изучение географии достаточно актуальна. Заключается она в том, что формирование метапредметных умений необходимо органично вписать в учебный процесс без ущерба для формирования предметных компетенций.

Педагоги ведут активную работу по созданию таких форм обучения, при которых формирование метапредметных и предметных умений будут вестись параллельно. Предлагаем вашему вниманию несколько примеров такой работы.

В работе представлено несколько ситуаций на уроках, в которых показано, как можно формировать УУД и предметные компетенции одновременно.

УУД взяты из работы Татьянченко Дмитрия Владимировича и Воровщикова Сергея Георгиевича «КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ: деятельностный компонент метапредметного содержания образования».

I. Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи. (1.15 по классификации)

Предмет:

география

Класс:

9

Тема:

Цветная металлургия

 

Задание: Определить факторы размещения Саянского алюминиевого завода.

Предметные

УУД

Знание основных факторов размещения предприятий цветной металлургии.

Учитель дает задание определить факторы размещения Саянского алюминиевого завода.
Учитель: Давайте сформулируем алгоритм определения факторов размещения предприятия.
Дети: Сначала нужно вспомнить, какие факторы влияют на размещение алюминиевых заводов.
Дети вспоминают, или смотрят в справочных материалах, учебниках, тетрадях факторы размещения предприятий по производству алюминия.

- Дешевая электроэнергия
- Наличие сырья (глиноземные заводы)
Учитель: Что необходимо сделать дальше?
Дети: Найти на карте России завод
Учитель: Что еще необходимо сделать?
Дети: Найти рядом с заводом источник дешевой электроэнергии и источник сырья.
Учитель: На каких электростанциях производят наиболее дешевую электроэнергию?
Дети: На ГЭС.
Учитель: Какие еще дополнительные факторы размещения можно определить?
Дети: наличие железной дороги для вывоза продукции.
Учитель: Давайте сформулируем алгоритм определения факторов размещения Саянского алюминиевого завода.
Дети:

  1. Вспомнить факторы размещения предприятий алюминиевой промышленности.
  2. Найти на карте завод.
  3. Найти на карте глиноземный завод и ГЭС рядом с Саянским алюминиевым заводом.
  4. Определить наличие железных дорог.

В приведенном примере ученики под руководством учителя сформулировали алгоритм определения факторов размещения предприятия цветной металлургии. Таким образом формировалось УУД на базе географического материала.

II. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта. (3.1.4. по классификации)

Качественное описание – это определение свойств компонентов объекта.

Свойства – это особенность, которая характеризует объект или его компоненты, но не является их составной частью и проявляется в отношениях с другими объектами или компонентами.

Количественное описание (измерение) – это определение соотношения измеряемой величины к другой однородной величине, которая принята за единицу.

Предмет:

география

Класс:

8

Тема:

Типы климатов России

Задание: Описать климат г. Хабаровск по климатограмме

Предметные

УУД

Знание основных компонентов климата. Умение определять тип климата по климатограмме.

Учитель дает задание «Описать климат г. Хабаровск по климатограмме».

Учитель: Из каких элементов состоит климатограмма?
Дети: График, диаграмма, горизонтальная ось, две вертикальных оси.
Учитель: Что показано на горизонтальной оси?
Дети: Месяцы года.
Учитель: Как они обозначены?
Дети: Подписаны буквами.
Учитель: Что обозначено на вертикальных осях?
Дети: На левой – температура воздуха, на правой – количество осадков.
Учитель: По каким признакам это понятно?
Дети: По единицам измерения – градусы слева, миллиметры – справа.
Учитель: Как обозначена температура воздуха?
Дети: С помощью графика.
Учитель: Определим по графику температуру самого холодного и самого теплого месяцев.
Учитель: Какой месяц самый холодный? (качество)
Дети: Самый холодный – январь (-21°), самый жаркий – июль (+22°)
Учитель: Давайте определим амплитуду температуры? (количество )Как это сделать?
Дети: Нужно найти разницу между самой высокой и самой низкой температурой. 22° – (-21)° = 43°
Учитель: Как обозначены осадки на климатограмме?
Дети: Столбцами.
Учитель: Определим максимальное и минимальное количество осадков.
Дети: Максимальное количество осадков в августе – 150мм
          Минимальное количество в январе – 10 мм.
Учитель: Какой сезон более влажный? (качество)
Дети: Лето.
Учитель: Каково годовое количество осадков? (количество)
Дети: 686 мм.
Учитель: Как вы это определили?
Дети: Годовое количество осадков обозначено числом.
Учитель: Давайте по выявленным данным составим описание климата Хабаровска.
Дети: Для климата Хабаровска характерна холодная зима. Температура воздуха в январе составляет – (-24°). Теплое лето, температура июля составляет – 22°. Годовая амплитуда температуры – 430. Годовое количество осадков – 686мм. Наиболее влажный сезон – лето. Максимальное количество осадков выпадает в августе – 150 мм.

В данном задании дети создали качественное и количественное описание климатограммы и сделали выводы по той информации, которая в ней заложена. Таким образом, была проведена работа по формированию УУД и закреплен навык работы с таким специфическим географическим источником информации, как климатограмма.

III. Выполнять полное комплексное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам. (3.2.6. по классификации).

Предмет:

География

Класс:

8

Тема:

Типы климатов России

Задание: Сравните умеренно-континентальный и резко-континентальный тип климата на территории России с помощью климатической карты атласа.

Знание обучающимися особенностей различных типов климата России

Учитель дает задание: Сравните умеренно-континентальный и резко-континентальный тип климата на территории России с помощью климатической карты атласа.

Учитель: По каким элементам мы будем характеризовать типы климата?
Дети: Температура воздуха в январе и июле, амплитуда температуры, годовое количество осадков.
(Если дети затрудняются вспомнить, то можно напомнить им, какие характеристики сообщают нам при прогнозе погоды.
Учитель: Какие характеристики сообщают в прогнозе погоды?
Дети: Температура воздуха, осадки.
Учитель: В чем разница между климатом и погодой?
Дети: Погода – состояние тропосферы в данном месте и в данное время, а климат – многолетний режим погоды.
Учитель: При прогнозе погоды речь идет о температуре воздуха в конкретный день, а если говорить о климате, то как мы будем характеризовать температуру?
Дети: Самую холодную и самую теплую
Учитель: Это какие месяцы?
Дети: Январь и июль.
Учитель: Какую температуру имеет смысл учитывать?
Дети: Среднюю месячную.
Учитель: Что такое годовая амплитуда температуры?
Дети: это разница между максимальными и минимальными среднемесячными температурами.
Учитель: Как определить годовую амплитуду температуры?
Дети: Нужно взять максимальную среднемесячную температуру и вычесть из нее минимальную среднемесячную температуру.
Учитель: При прогнозе погоды речь идет о осадков конкретный день, а если говорить о климате, то как мы будем характеризовать осадки?
Дети: Годовое количество.
Учитель: Итак, давайте еще раз определим, какие характеристики климата мы будем вносить в таблицу?
Дети: Средние температуры января и июля, годовое количество осадков.
Учитель: Итак, сколько столбцов и строчек будет в нашей таблице?
Дети: 5 столбцов, 3 строчки.

Дети расчерчивают таблицу.

 

 

t° января

t° июля

Амплитуда температуры

Годовое количество осадков

Умеренно-континентальный

 

 

 

 

Резко-континентальный

 

 

 

 

Учитель: С помощью чего мы будем заполнять эту таблицу?
Дети: С помощью климатической карты.
Учитель: Как по климатической карте определить средние температуры?
Дети: По изобарам.
Учитель: Как по климатической карте определить среднегодовое количество осадков?
Дети: По цвету.

Дети заполняют таблицу.

 

t° января

t° июля

Амплитуда температуры

Годовое количество осадков

Умеренно-континентальный

-16–8

+16–+24

40

600-800

Резко-континентальный

-24–32

+16

48

400-600

Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Температура января в области резко-континентального климата на 16° ниже, чем в области умеренно-континентального климата, амплитуда температуры на 8° больше, а годовое количество осадков на 20°мм меньше. Область резко-континентального климата суше и прохладнее, чем область умеренно-континентального климата.

Мы видим, что дети провели полное комплексное сравнение двух  специфических объектов на основе картографического материала.

IV. В этом примере мы увидим, что, выполняя одно задание, можно формировать два метапредметных умения одновременно.

1. Различать компоненты доказательства, т.е. тезис, аргументы и форму доказательства. (3.5.1. по классификации).

2. Осуществлять прямое дедуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность тезиса из аргументов, являющихся более общими суждениями. (3.5.3. по классификации).

Предмет:

география

Класс:

7

Тема:

Внутренние воды Южной Америки

 

Задание: Доказать зависимость направления течения крупных речных систем Южной Америки от рельефа материка.

Предметные

УУД

Знание особенностей размещения крупных рек Южной Америки

Учитель дает задание определить основные факторы размещения речных систем Ю.А.
Учитель: Назовите крупные речные системы Южной Америки.
Дети: Амазонка и Парана.
Учитель: Давайте определим направление течения этих рек.
Дети: Амазонка течет с запада на восток, а Парана – с севера на юг.
Учитель: Как вы это определили?
Дети: Нашли истоки и устья этих рек.
Учитель: Почему они текут именно в этом направлении?
Дети: Их истоки находятся в горах.
Учитель: Значит, от чего зависит направление течения реки?
Дети: От рельефа местности.
Учитель выносит суждение на доску.
Направление течения реки зависит от размещения крупных форм рельефа местности.
Учитель: Этот тезис нам необходимо доказать. Что значит «доказать».
Дети: Привести факты, подтверждающие наш тезис.
Учитель: Факты, которые подтверждают наш тезис, называются аргументы. Нам нужно сформулировать суждение, где будут присутствовать аргументы, подтверждающие приведенное выше высказывание. Это и будет формой нашего доказательства.
Учитель: Давайте вспомним все действия, которые мы проводили и сформулируем окончательный алгоритм действий.
Учитель под диктовку детей записывает общий алгоритм действия.
1. Выбрать объект изучения (речная система)
2. Найти исток реки
3. Найти устье
4. Определить направление течения
5. Определить характер реки
6. Сформулировать тезис, который надо доказать.

Учитель выписывает на доску суждение:
Направление течения реки зависит от размещения крупных форм рельефа местности.
Учитель: Давайте приведем аргументы, которые подтвердят наш тезис. Сначала вспомним определение реки.
Дети: Река – это обычно постоянный водный поток, протекающий в выработанном им русле.
Учитель: Что располагается выше: исток реки, или устье?
Дети: Исток – это начало реки, а устье – ее конец. Исток располагается выше устья, потому что вода течет сверху вниз.
Учитель: Давайте определим, на каких формах рельефа начинаются Амазонка и Парана?
Дети: Амазонка начинается в Андах, а Парана на Бразильском плоскогорье.
Учитель: По каким формам рельефа протекают эти реки?
Дети: Амазонка по Амазонской низменности, а Парана по Ла-Платской низменности.
Учитель: Вспомним еще раз направление течения Амазонки.
Дети: С запада на восток.
Учитель: Что находится западнее: Анды, или Амазонская низменность?
Дети: Анды находятся западнее.
Учитель: Что выше: Анды или Амазонская низменность?
Дети: Анды выше.
Учитель: Что можно сказать об общем уклоне данной местности?
Дети: Уклон к востоку.
Учитель: Почему Амазонка течет с запада на восток.
Дети: Река течет сверху вниз, высокие Анды находятся западнее Амазонской низменности, поэтому Амазонка течет с запада на восток.
Учитель: Вспомним еще раз направление течения Параны.
Дети: С севера на юг.
Учитель: Что находится севернее: Бразильское плоскогорье, или Ла-Платская низменность?
Дети: Бразильское плоскогорье находится севернее.
Учитель: Что выше: Бразильское плоскогорье или Ла-Платская  низменность?
Дети: Бразильское плоскогорье выше.
Учитель: Что можно сказать об общем уклоне данной местности?
Дети: Уклон к югу.
Учитель: Почему Парана течет с севера на юг?
Дети: Река течет сверху вниз, высокое Бразильское плоскогорье находится севернее Ла-Платской низменности, поэтому Парана течет с севера на юг.
Учитель: Итак, от чего зависит направление течения рек?
Дети: От рельефа.
Учитель: Кратко сформулируем аргументы, подтверждающие эту мысль.
Дети: 1. Исток реки находится выше ее устья;
2. Высота истока зависит от его расположения.
Учитель: Давайте попробуем сформулировать доказательство.
Дети: Направление течения реки зависит от взаимосрасположения высоких и низких форм рельефа, потому что, исток находится выше устья реки, соответственно, река течет из более высокой точки в более низкую.
Учитель: А теперь давайте сформулируем общий алгоритм доказательства нашего тезиса.
Учитель под диктовку детей записывает общий алгоритм действий.
1. Дать определение понятия: "Река"
2. Определить высоту истока.
3. Определить высоту устья.
4. Определить форму рельефа и уклон местности, по которому течет река.
5. Сформулировать аргументы, подтверждающие тезис.

Таким образом, мы видим, что, выполняя данное задание, ученики формируют УУД, указанные выше, и знакомятся с основными факторами размещения рек на материке.

На основании приведенных примеров можно сделать выводы о том, что на уроках географии УУД формируются постоянно без ущерба предметным компетенциям. Однако, в своей работе учителям необходимо добавлять акценты на формирование метапредметных умений. Для этого нужно в привычных нам заданий несколько перестраивать структуру вопросов и корректировать сами задания, добавляя больше самостоятельности детям. Не предлагать готовые алгоритмы действия для выполнения, а предлагать эти алгоритмы выстраивать самостоятельно.