Дикие животные

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: дикие животные


Задачи:

  • Упражнение детей в образовании множественного числа именительного падежа имен существительных.
  • Упражнение детей в образовании названий детенышей диких животных.
  • Развитие связной речи.
  • Активизация словаря по теме: «Дикие животные».
  • Развитие внимания, мышления, памяти, мелкой и общей моторики.
  • Воспитание активности на занятии.
  • Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные.
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа, родительного падежа со значением отсутствия; имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
  • Развитие фонематического слуха, различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, внимания и памяти.

Цели:

  • Расширять и закреплять знания детей о диких животных, частях их тела, детёнышах и местах зимовки.
  • Учить различать на слух падежные окончания существительных.
  • Закреплять навык практического употребления в речи притяжательных и относительных прилагательных и существительных мужского и женского рода.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • Развивать навыки словоизменения.
  • Развивать мышление.
  • Воспитывать у детей чувства любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: письмо в конверте, игрушки (белка, лиса, заяц, медведь, еж), счетные палочки, мяч.

Ход занятия

1. Орг. момент

- Сегодня мы с вами поговорим о лесных жителях.

2. Игра «Кто живет в лесу?»

- Еж или нож? Лиза или лиса? Булка или белка? Мишка или миска? Майка или зайка? (на стол ставятся игрушки диких животных по ходу отгадывания)

3. Загадки о диких животных

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)

Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

4. Артикуляционная гимнастика

- Давайте изобразим как

  • белка щелкает орешки (упражнение «лошадка»),
  • дятел дерево долбит (упражнение «дятел»),
  • лиса хвостиком виляет (упражнение «часики»),
  • заяц с горочки бежит (упражнение «горка»).

5. Игра «Кто где живет?»

Лиса живет в норе
Волк живет в логове
Медведь живет в берлоге
Еж спит в норе
Заяц сидит под кустом
Белка живет в дупле

6. Игра «Посмотри и назови»

Дети называют диких животных, изображенных на картинках.

Далее логопед задает следующие вопросы:

- Где живут эти животные?

- Кто им ищет еду?

- Кто этим животным строит жилища?

Логопед подводит детей к выводу: дикие животные .

7. Игра «Угостим животных»

- Белка, заяц, лиса, медведь, еж – какие это животные? (дикие) Почему вы так думаете? (потому что они живут в лесу и сами добывают пищу). Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них. Что любит еж? (яблоки, грибы). Что любит заяц? (морковь, капусту)  Что лиса? (рыбу)  Что медведь? (малину, мед) Что белка? (орехи, грибы) Вы будете опускать руку в мешочек, угадывать угощение, доставать его и начинать свой ответ словами «я угощу…»

- Я угощу малиной медведя.

- Я угощу рыбой лису.

- Я угощу яблоком ежа.

- Я угощу орехом белку.

- Я угощу морковкой зайца.

8. Подвижная игра «Веселые зверята»

  • Зайка скачет по кусточкам, по болоту и по кочкам.
  • Белка прыгает по веткам, гриб несет бельчатам-деткам.
  • Ходит мишка косолапый, у него кривые лапы.
  • Без тропинок, без дорожек катится колючий ежик.

9. Игра «Кого не стало?» (с фигурками животных)

- Каких животных вы видите на столе? (перечисляют) Посмотрите внимательно, запомните их. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одно животное, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало.

- Кого не стало? (не стало зайца) и т.д.

10. «Чудесная коробочка»

- Старичок Лесовичок пришел к нам с чудесной коробочкой, а что в ней давайте, мы с вами посмотрим.

- Каждый из вас достает из коробочки животное, называет его и называет части тела этого животного. (Дети достают фигурки диких животных и называют части тела)

- Многие путают названия частей тела у диких животных и людей. Я буду называть какую-либо часть тела, а вы отвечайте, у людей или у животных есть эта часть тела.

Пасть - …(у животных)     живот – (у людей)   шерсть – (у животных)

Руки – (у людей)   хвост – (у животных)   когти – (у животных)  ногти – (у людей)  уши – (у людей и животных)

11. Дидактическая игра «Чей хвост?»

- Жили разные животные  в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают.  Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

У лисы – (лисий хвост)       у волка – (волчий хвост)

У зайца – (заячий хвост)    у медведя – (медвежий хвост)

У белки – (беличий хвост)   у оленя – (олений хвост)

У рыси – (рысий хвост)       у лося – (лосиный хвост)

12. Игра «Один-много» (с мячом)

Логопед называет одно животное, а дети несколько животных.

  • Заяц - зайцы,
  • еж – ежи
  • волк –
  • лиса –
  • лось –

13. Итог занятия

- Назовите диких животных?

- Где живут дикие животные?