Цель: автоматизация [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, описательных рассказах.
Поставленную цель я реализовывала посредством следующих задач:
Речевое развитие:
- закреплять умение детей произносить звук [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, описательных рассказах.
- закрепить умение детей характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам;
- активизировать в речи детей слова: станция, карта
- закреплять навыки звукового анализа слов;
- развивать фонематический слух.
Социально-коммуникативное развитие:
- cпособствовать овладению коммуникативной компетенцией на основе организации совместной деятельности, прививать навыки работы как в группе детей, так и самостоятельно;
- воспитывать навык самоконтроля за звуками речи.
Физическое развитие:
- развивать общую моторику;
- мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: карта, звуковая схема звука [р], «слоговые» цветы, предметные картинки со звуком [р] и с оппозиционными звуками, звуковое дерево, картинки Петрушек, Петрушки-«дергунчики»
Вводная часть
- Вы любите путешествовать?
- На чём вам больше нравится путешествовать?
- Хотели бы отправиться в путешествие на поезде?
- Как едет поезд?
- Он останавливается?
- Значит, как он едет?
- Как называются остановки поезда?
- В нашем путешествии на каждой станции нас ждут приключения.
- Что нам поможет не сбиться с пути? (Приложение 1)
- Откуда мы начнём наш путь?
- Почему радуга? (так называется наш детский сад)
Основная часть
1. Автоматизация [р] изолированно
Звуковая схема [р]. (Губы широко разомкнуты. Язык поднят вверх и дрожит.
Воздушная струя теплая, идёт по середине языка. Голос работает.)
Первая станция Звуковая.
- Какой звук мы будем произносить.
- Кто догадается, что это за схема? (Приложение 2)
- Как вы догадались?
Замечательно рассказали.
Произнесите.
Отлично.
Автоматизация [р] в слогах.
Вторая станция Цветочная, Слоговая.
Что можно с помощью этих цветов произнести? (Приложение 3)
Покажете как? (РО, РО, УР, ЭР, АРО, УРО…)
Вы прекрасно справились.
Автоматизация [р] в словах, предложениях.
Третья станция Слов и предложений.
Предлагаю разбиться на пары.
Перед вами картинки. Выберите, пожалуйста, только те, в названии который есть звук [р]
- Почему не взяли другие картинки?
- 1 команда: рыба, рыбак, топор, дрова
- 2 команда: крот, нора, труба, крыша
- Можно ли ваши картинки объединить в пары?
- Какие пары получились?
- Как вы легко справились!
- Предложения составить сможете?
- Очень грамотно составили предложения!
Звуковой анализ слов.
Четвёртая станция Звуковой анализ.
Перед вами звуковое дерево. Выбирайте любую его часть. (Приложение 4)
Вы видите несколько картинок. Выберете любую из них и выполните звуковой анализ.
Проверьте, пожалуйста, друг у друга.
Ошибок нет?
Вы большие умницы!
Автоматизация [р] в описательных рассказах.
Пятая станция Кукольная.
На этой станции живут игрушки Петрушки. (Приложение 5)
Опишите и найдите Петрушку, который вам больше всего понравился.
(Пример: Мой Петрушка с черными волосами, в красной шапке с оранжевым помпоном, в розовой рубашке, с гитарой)
Я горжусь тем, как вам удалось справиться с этим заданием.
На этой станции вас ждёт сюрприз.
Игрушка Петрушка, который называется «дергунчик». (Приложение 6)
Как вы думаете почему?
Подведение итогов
Это была последняя станция.
- На какой станции вам было всего сложнее?
- Какое задание предложили родителям?