Конспект открытого урока по предмету технология с использованием кейс-метода на тему «Поделки из древесного материала»

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии

Класс: 5


Урок по технологии (мальчики). 5-й класс

Раздел программы: Обработка древесины.

Предмет: Технология (мальчики).

Класс: 5 (2 урока).

Тема урока: Поделки из древесного материала.

Базовый учебник: В.М.Казакевич. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Москва. Вариант для мальчиков. Группа компаний "Просвещение", 2015 год.

Цель урока:

  • сформировать представление об этапах создания изделий из древесины;
  • развивать умения разрабатывать технологическую карту и выбирать оптимальный вариант изделия;
  • совершенствовать умения работать с текстами.

Методическая цель:

  • использование кейс-метода в обучении для активизации познавательной деятельности учащихся.

Задачи:

Образовательная:

  • формировать у учащихся знания об этапах создания изделия;
  • формировать у учащихся знания о рациональной организации рабочего места для проведения проектных работ;
  • формировать практические умения по обработке древесины, соблюдением правил безопасности труда.

Развивающая:

  • развивать мышление (наглядно-образное, наглядно-действенное)
  • развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, умение обосновывать свои действия, делать выводы, обеспечивать самоконтроль;
  • совершенствовать умения и приемы учебной работы (планировать, организовывать учебную деятельность, воспринимать и перерабатывать информацию – выделять главное).

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету, собранность, чувство ответственности за товарища.

Тип урока: урок целевого применения изученного.

Формы работы учащихся: урок целевого применения изученного по кейс-методу.

Необходимое техническое оборудование:

  • персональные компьютеры;
  • Кейс-пакет;
  • мультимедийный проектор и экран или интерактивная доска;
  • пакет программ или документации к уроку;

Структура и ход урока

1. Целевая установка на урок – (2 мин)

  1. Орг. момент
  2. Постановка темы и целей урока

2. Ознакомительный этап

  • Вступительное слово – (6 мин)
  • Актуализация знаний – (3 мин)

3. Аналитический этап

  1. Индивидуальная работа над кейсом – (9 мин)
  2. Распределение на малые группы и разбор кейса – (7 мин)
  3. Дискуссия и обсуждение результатов работы с кейсом – (8 мин)
  4. Постановка новой учебной задачи – (10 мин)

4. Энергосберегающие технологии – (2,5 мин)

  1. Физкультминутка

5. Практический этап

  1. Работа в малых группах и отработка навыков – (25 мин)
  2. Обсуждение результатов практической работы – (5 мин)

6. Итоговый этап

  1. Дискуссия в общей группе – (5 мин)
  2. Подведение итогов – (2 мин)

7. Д/з – (2,5 мин)

8. Итог урока – (2.5 мин)

9. Рефлексия – (0.5 мин)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Ознакомительный этап

 

Вступительное слово

Раздает кейсы и проводит инструктаж о порядке работы на уроке.
Сообщает тему, цели и ход урока.
Предлагает познакомиться с критериями оценивания каждого этапа работы на уроке (приложение 1)
отвечает на вопросы учащихся .

Получают кейсы, раздаточный материал, задают вопросы о порядке работы, знакомятся с критериями оценивания на уроке.

 

Уточнение знаний по теме

Предлагает ответить на вопросы:
- Какие древесные и искусственно-древесные материалы вы знаете?
- Из какого материала проще сделать подложку?
- Для кого мы будем делать это изделие?

Отвечают (примерные ответы)
- Пиломатериалы, фанера, ДВП.

- Из фанеры .

- Для мам.

2.

Аналитический этап

 

Индивидуальная работа над кейсом

Отвечает на вопросы по кейсу, регламентирует время на чтение – 5 минут.

Каждый индивидуально читает текст кейса и выделяет проблему.

 

Распределение на малые группы и разбор кейса

Распределяет на 3 группы, по счету – первый, второй, третий; время на обсуждение – 5 минут, наблюдает за ходом обсуждения, просит сформулировать проблему в форме вопросов.
Предлагает оценить данный этап работы (каждый участник оценивает соседа по часовой стрелке).

Каждая группа уточняет проблему, обсуждает и формулирует вопросы.
Возможные варианты вопросов:
- Из чего изготовить?
- Какой формы будет изделие?
- Какие инструменты необходимы?
Выставляют баллы соседу по приложению 1

 

Дискуссия и обсуждение результатов работы с кейсом

Предлагает каждой группе зачитать вопросы, уточняет вопросы,
записывает вопросы на доске, обсуждают, как правильно формулировать вопросы
Просит выполнить задания после текста.

1. Один участник из каждой группы зачитывает вопросы,
2. Выполняют задания и каждый участник группы отвечает на один вопрос.

 

Постановка новой учебной задачи

Подводит итоги по работе с кейсом и предлагает выбрать вопросы: Как изготовить данное изделие?
Предлагает прочитать приложение 2
Задает вопрос что такое – эскиз (рисунок), технологическая карта.

Из всех вопросов на доске выбирают более точный.
Читают приложение 2, отвечают на вопросы

3.

Энергосберегающие технологии

 

Физкультминутка

 

 

4.

Практический этап

 

Работа в малых группах и отработка необходимых навыков

Просит составить свой вариант эскиза изделия каждому участнику группы и технологическую карту изготовления изделия в течение 20 минут.

Составляют этапы работы по изготовлению изделия: эскиза, технологической карты (приложение 3), обсуждают в группы работу каждого участника

 

Обсуждение результатов практической работы

Предлагает сравнить свою технологическую карту с образцом, выделить этапы, которые не учтены.

сравнивают свои технологические карты с образцом, записывают недостающие этапы
приложение 3

5.

Итоговый этап

 

Дискуссия в общей группе

Предлагает каждой группе выбрать лучшую работу, сравнить с работами других групп и выявить достоинства.
Выясняет, что произойдет, если пропущен какой-то этап

Выбирают в группах лучший вариант, передают другой группе, читают и выявляют достоинства работ, записывают в тетради, выступают со своим анализом

 

Подведение итогов

Делает выводы о работе групп:
- дает оценку работы групп и отдельных участников,
- дает оценку практической работе
По критериям оценивания предлагает индивидуально определить, сколько баллов набрали.

Слушают комментарии.
Выставляют общий балл за работу.

Приложение 4

Приложение 5