Разработка урока чтения в начальной школе. Тема урока: "К.Г.Паустовский "Стальное колечко"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: чтение, К.Г.Паустовский, «Стальное колечко»


Задачи урока:

  • Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения.
  • Развивать логическое  мышление, связную речь.
  • Уточнять и расширять словарный запас.
  • Вызвать у детей желание быть лучше, занимать активную жизненную позицию, уметь быть добрым к людям, заслуживающим добра.

Оборудование: портрет К.Г.Паустовского, карточки для работы в группах, учебник.

Ход урока

I. Организация класса

II. Звуковая разминка

1. аооа; эауо; аоуи; уауа.

шве лино; пша шма; пше шмэ; шпы шми; шмю.

Цель:

  • научиться четко произносить звуки,
  • читать целыми словами,
  • развивать зрительную память, внимание, речь,
  • расширять словарный запас.

2. Упражнение на дыхание «Цветочный магазин».

3. Фотоглаз.

  • четкий
  • отзывчивый
  • участливый
  • сердечный

- Каким одним словом можно назвать эти слова?

III. Проверка домашнего задания

- Какое домашнее задание выполняли?

Тестирование

1

Дед Кузьма и внучка жили в селе Переборы?

Нет

2

Варя пошла в соседнее село посмотреть на поезда?

Нет

3

Девочка получила в подарок серебряное кольцо?

Нет

4

Варюша уронила колечко с безымянного пальца?

Нет

5

Характер у Сидора был застенчивый, скромный?

Нет

6

Сидор первым известил о приходе весны?

Да

7

Варя нашла колечко под черным мостиком?

Да

8

Дед сидел на крыльце, и синий дым от махорки поднимался прямо к небу?

Нет

9

Варя была в лесу в пять часов утра?

Да

10

Девочка надела перстень на указательный палец?

Нет

- Над каким произведением мы будем сегодня работать, и какую цель мы поставим на урок?

IV. Чтение сказки по частям и работа над содержанием каждой части

1 часть

  • Чтение за диктором
  • Чтение под стук
  • Чтение по ролям

- Какой девочкой была Варя?

- Что заставило пойти ее в соседнее село?

- Кого угостила Варя махоркой?

- Какой подарок получила девочка от бойца?

- Каким свойством обладает перстенек?

-Что она с колечком сделала?

- Почему Варюша заплакала?

- О чем она подумала прежде всего, потеряв колечко?

2 часть. Самостоятельная работа

Чтение до слов «Вот и весна!» - сказала Варя.

3. часть. Чтение «Буксир»

  • Чтение про себя.
  • Чтение до слов «Встала она рано».

- Почему Варюша смогла найти колечко?

- Рассмотрите иллюстрацию:

  • О чем думает девочка?
  • А на какой палец надела Варюша кольцо, когда нашла его?
  • Как дед объяснил Варе, почему его «отпускала болезнь?»
  • А чему верила внучка?
  • Что она говорила деду?

4 часть. Чтение «цепочкой»

- Почему она не захотела покидать свой край?

- Кто главный герой сказки?

- А какая она девочка?

- Докажите словами текста.

- Объясните лексическое значение слова добро?

Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Добрая – делающая добро другим людям.

Работа в группах.

Образуйте новые слова, используя слово ДОБРО

Проверка самостоятельной работы в группах.

- Прочитайте слова, которые у вас получились.

(Добрая, добродушная, добродетельная, доброжелательная и т.д.)

V. Чтение стихотворения Марка Шахтера учеником наизусть

Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово -
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, всё же
Мы вслух произносим его.

VI. Итог урока

- А легко быть добрым?

Учитель: - Научиться по-настоящему, быть добрым – трудно. Путь к Доброте долгий путь, на котором человека – ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте.

VII. Домашнее задание

1. Подготовить рассказ. Отношение Вари  к природе.

2. Нарисовать иллюстрации о весне, которые увидела Варя и подписать иллюстрации словами текста.