Литературная композиция "Строки, опалённые войной"

Разделы: Литература

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цели урока:

  • познакомиться с творчеством поэтов-сибиряков, погибших на ВОВ;
  • создать атмосферу погружения в военное время;
  • помочь услышать страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи.

Задачи

  • Образовательные: познакомить с поэтами, погибшими на войне, через исполнение отрывков из их произведений; формировать представление о войне через лирику поэтов, погибших на войне.
  • Развивающие: развивать интерес к истории своей страны; развивать навык выразительного чтения.
  • Воспитательные: воспитывать патриотизм; воспитывать культуру слушания; воспитать уважительное отношение к ветеранам

Ход мероприятия

Ведущий 1.  В этом году наша страна будет отмечать важную дату: 75 лет со дня Победы советского народа над фашистской Германией. Наша композиция называется «Строки, опалённые войной…» и посвящена павшим на войне поэтам-сибирякам.

Ведущий 2. У поэтов-сибиряков много общего и различного. Молодость. Сибирь. Страсть к поэзии. Война – вот что объединяет их. Но голос у каждого свой, неповторимый. У всех были мечты свои…

Ведущий 1. Но разве можно мечтать о другом, когда опасность пришла к самому порогу Родины! Оказалось, что интеллигентность, мягкость характера – не помехи для суровой схватки с врагом. Воспитанные на тонкой и изящной поэзии «лобастые мальчишки революции», как сказал о своем поколении Павел Коган, ринулись в военкоматы, настойчиво добиваясь отправки на фронт. Они погибли, освещая своим подвигом путь к сегодняшней поэзии. Это всегда будет поражать.

Ведущий 2. Не все стихи блещут совершенством, ведь авторы были очень молодыми. Им некогда было оттачивать строки – стихи писались в окопах и блиндажах. Когда читаешь стихи этих поэтов, в горле встает ком… Давайте же познакомимся с ними

Ученик. Со второго курса иркутского пединститута ушел в армию Георгий Суворов. Он погиб в дни наступления войск Ленинградского фронта 13 февраля 1944 года в звании лейтенанта.

Георгий Суворов

О чем он думал, двадцатидвухлетний – 
усы еще едва-едва видны, –
Когда бежал в атаку в день тот летний,
под Старой Руссой, в первый год войны! 
Когда лежал не койке госпитальной 
и, оклемавшись, 
в блиндаже сыром
писал стихи под гром пальбы недальней
в ненастном сентябре, в сорок втором.
Когда он шел в блокадном Ленинграде,
по Невскому, под тусклою луной,
и вспоминал в ночи 
как о награде 
о солнце над сибирской стороной.
О чем он думал, лежа под обрывом,
когда на взвод
с противной стороны 
рванули «тигры» с лязгом и подвывом 
в то утро, в предпоследний год войны.
Когда весь свет казался черным адом,
сама земля вставала на дыбы,
и взрывы мин вдруг вырастали рядом,
как грозные железные столбы!
О чем он думал,
жизни не видавший,
любви еще не знавший лейтенант,
лишь только про себя еще державший 
ту мысль, что, может, вправду он – талант.
Ничем от мин и пуль не защищенный, 
лежавший там, 
как будто на золе,
на той, 
перекореженной, сожженной,
со снегом перемешанной земле! 
Нет, не о смертной 
думал он остуде, - 
а думал, что, живя среди смертей, - 
свой добрый век 
мы прожили как люди 
и для людей.

Ученик. О поэте Иосифе Уткине знают немногие. Он родился в 1903 году в г. Иркутске. Участвовал в гражданской войне, был ответственным секретарем первой комсомольской газеты в Иркутске. Издал несколько стихотворных книг. В дни Великой Отечественной войны работал военным журналистом. Погиб, возвращаясь с фронта, в авиационной катастрофе 13 ноября 1944 года.

Стихотворение «Я видел девочку убитую…»

Ученик. Другом Иосифа Уткина был Джек Алтаузен. Он родился в городе Бодайбо Иркутской области. С 1922 года начал печататься в иркутских газетах. По-разному работали поэты на войне и во время войны. Д. Алтаузен писал для номера армейской газеты. В Москву он стихов не посылал, был целиком занят своей газетой, нуждами армии. Это может показаться удивительным, но в конце 1941 года Военный совет армии специально заседал «по заслушиванию стихов Д.Алтаузена». Вполне возможно, что прославленные военачальники слушали Джека, чтобы подзанять у него бодрости, зарядиться его волнением. Погиб в бою под Харьковом в 1942 году.

Стихотворение «Девочка играла возле дома…»

Ученик. Моисей Рыбаков родился 21 января 1919 года в г. Иркутске. Уже в школе он пробует писать стихи. Затем поступает на физико-математический факультет Иркутского института, но писать стихи не бросает. Он мог стать физиком, математиком, поэтом. Но уже от моря до моря гремит невиданная в истории битва с фашизмом – началась Отечественная война, и юноша, не колеблясь, становится солдатом. Он погиб в возрасте 24 лет.

Стихотворение «Когда-нибудь, я верю, это будет…»

Ученик. На деревянном обелиске друзья-однополчане Владимира Чугунова написали: «Здесь похоронен В.Чугунов – воин-поэт-гражданин, павший 5 июля 1943 года. Ему было 32 года. 9 мая 1943 года Чугунов писал жене: «Живем мы боевой жизнью, колотим фрицов, часто вспоминаю о доме… Хотел бы я сейчас посмотреть на Светланку. Если есть карточка – пошли, а чего доброго, и не увижу больше…»

Светлана

Я друзей обманывать не стану: 
Сердце не грубеет на войне – 
Часто дочь, трехлетняя Светлана,
Среди сна является ко мне.
Теплая и нежная ручонка
Норовит схватиться за меня…
Но скажу я в этот мир, ребенка 
На коленях нежно приласкав,
Что не скоро я вернусь обратно,
А возможно, вовсе не вернусь.
Так закон диктует в деле ратном: 
«Умирая, все-таки не трусь!»
Может быть, в журнале иль в газете,
Желтых от событий и времен,
Дочь моя, читая строки эти,
Гордо скажет: «Храбро умер он!»
А еще приятней, с нею вместе 
Этот стих короткий прочитать,
Говорить о долге, славе, чести,
Чувствуя, что был тогда ты прав.

Ученик. Черепанов Иван, погибший в феврале 1943 года, под Ростовом, родился в Иркутске. Он не сумел получить образование. Самостоятельно научился грамоте по книгам, интерес к которым проявился рано. Его стихи публиковались в областных газетах. С первых дней войны он был на фронте.

Мать и сын

В дальний край, в поход военный
Отправляла сына мать.
Провожала-говорила: 
«Враг отнял у нас отца,
Отплати за кровь, сын милый,
Бейся храбро до конца».
Вздрогнул конь, вздохнул всей грудью,
Оторвался от земли.
– Ну прощай, я не забуду! – 
И умчался конь в пыли.
Долго мать платком махала
У обветренных кустов
Через месяц в тихий вечер
На дворе раздался гуд.
Вышла мать, а ей навстречу 
Сына мертвого везут.
Привезли. На хаше у гроба 
Положили близ ворот
И до ночи полон злобы
Проклинал врага народ.
А на завтра утром алым 
Схоронивши сына прах,
Мать с бойцами уезжала
С карабином на плечах.

Ведущий 1. И это далеко не все поэты-сибиряки, которые не вернулись из боя. Жизнь их оборвалась в самом начале их творческого пути. Конечно, уход из жизни любого человека – это всегда потеря, но уход из жизни поэта – это гибель целой поэтической Вселенной, особого мира, созданного им и уходящего вместе с ним...

Ведущий 2. Сквозь десятилетия пробираются к нам поэты, погибшие в годы Великой Отечественной Войны. Их было много, не вернувшихся, они были разными по силе и природе своего поэтического дарования, по характеру, по привязанностям, по возрасту, но их навсегда объединила общность судьбы. Их "строки, пробитые пулями", остались вечно живыми, остались памятью о войне, и то, что строки эти уже никогда не будут исправлены или дописаны, налагает на них особую печать – печать вечности...