Цель: Выявить ключевые показатели основных типов темперамента человека, разработать рекомендации для успешного общения с другими людьми.
Задачи:
- Определить типы темперамента человека;
- Дать характеристики типам темперамента;
- Выявить свой ведущий тип темперамента;
- Установить связи между типом темперамента и выбором профессии;
- Развитие познавательной активности у обучающихся посредством использования ИКТ, самонаблюдения, умения анализировать, делать выводы;
- Воспитывать ценностное отношение к себе, толерантность по отношению к другим людям.
Оборудование: презентация, ролик, раздаточные материалы.
Ход урока
1. Вводно-мотивационный этап
Примеры исторических личностей (Суворов, Кутузов)
У вас на столах лежат портреты. Вам знакомы эти личности? Рядом лежат характеристики этих людей, попробуйте подобрать их к портретам. Что объединяет этих людей? (оба полководца). Чем отличаются эти характеристики?
Отличался высокой подвижностью, а его действия – стремительностью и внезапностью. Известны знаменитые военные переходы, когда он неожиданно для врага менял направление движения своих войск и внезапно появлялся в тех местах, где его не ждали. Этот человек был весьма решителен и не останавливался перед риском.
Выдающийся полководец Отечественной войны 1812 г. Медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый в решениях. На военном совете в Филях 1 сентября 1812 г., созванном фельдмаршалом после Бородинского сражения, он спокойно и внимательно выслушав всех генералов, принял трудное для себя решение – оставить Москву без боя.
- От чего это зависит, что одни решительные и подвижные, а другие медлительные и спокойные?
В основе нашего поведения лежат нервные процессы – возбуждение и торможение. Они различаются у людей – у одних преобладает возбуждение, у других торможение.
Эти качества различий касаются внешних проявлений и связаны с особенностями нервной системы человека – Как бы вы их назвали? темпераментом.
- Что такое темперамент? Какими показателями характеризуется темперамент?
- Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
Учебная задача: По каким показателям можно определить типы темперамента человека?
2. Операционно-содержательный этап
Учение о темпераменте возникло еще в античные времена. Первую классификацию темпераментов человека дал почти 250 лет назад знаменитый врач Гиппократ.
Он утверждал, что люди различаются соотношением четырёх основных соков организма - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Каждая жидкость имеет особые свойства и особое назначение.
- Свойство крови – теплота;
- Свойство флегмы – холод;
- Свойство желтой желчи - сухость;
- Свойство черной желчи – сырость.
В настоящее время пользуются классификацией, предложенной И.П.Павловым.
И.П.Павлов - русский ученый, физиолог. Создал новый раздел науки - физиологию высшей нервной деятельности, на основе открытого им условного рефлекса. Лауреат Нобелевской премии (1904 год) в области медицины и физиологии.
И.П.Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности совпадают с четырьмя типами темперамента, установленными Гиппократом (после слайда история изучения.)
Ученые давно подметили, что разные люди на одну и ту же ситуацию или события реагируют по-разному. Датский художник – карикатурист Херлуф Бидструп попробовал выразить поведение людей с разным типом темперамента на одну и ту же ситуацию в рисунках и вот что получилось…
- Какие типы темперамента можно выделить, анализируя эти иллюстрации?
- Чем они различаются?
- Какой тип вам ближе, себя узнали?
Каждая группа будет работать с какой-либо иллюстрацией на выбор, с помощью учебника и дополнительных материалов определить тип темперамента и показатели его нервных процессов.
- работа в группах.
- проверка работы групп, заполнение схемы на доске и в тетрадях.
Типы темперамента\ показатели |
холерик |
сангвиник |
флегматик |
меланхолик |
сила |
сильный |
сильный |
сильный |
слабый |
подвижность |
подвижный |
подвижный |
неподвижный |
неподвижный |
уравновешенность |
неуравновешенный |
уравновешенный |
уравновешенный |
уравновешенный |
- просмотр ролика о типах темперамента.
Вывод: нервные процессы, происходящие в организме, различаются по силе, подвижности и уравновешенности, это показатели разных типов темперамента.
Вернемся к началу урока. Попробуйте определить тип темперамента Суворова и Кутузова. Ответ обоснуйте.
Две личности, такие разные, но оба успешно состоялись в жизни.
Какой из них лучше? Нет плохих и хороших темпераментов. Человек с любым типом темперамента, имеющий сильную волю, может подавить отрицательные и, наоборот развить положительные стороны своего темперамента.
Победа над собой, есть первая и самая наилучшая из побед (Платон).
Хотели бы вы узнать свой тип темперамента.
- Давайте проведем небольшое исследование, определим свой тип темперамента. Пользуясь системой оценок, выразите свое согласие или несогласие в ответ на следующие утверждения (категорическому несогласию соответствует значение 0 баллов, безоговорочному согласию - 10, средние значения - от 1 до 9).
Каждый оценивает самостоятельно, правдиво, афишироваться они не будут.
Утверждения:
1. Перед каким-либо важным для меня событием я начинаю нервничать.
2. Я работаю неравномерно, рывками.
3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
4. Если нужно, я могу спокойно ждать.
5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях.
6. С равными я несдержан и вспыльчив.
7. Мне нетрудно сделать выбор.
8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.
Ключ к тесту: Подсчитайте вес каждого из присущих Вам типов темперамента по следующим формулам (буквы означают названия темпераментов, а цифры - номера тех утверждений, значения которых нужно суммировать):
М = 1+5 =
Х = 2+6 =
С = 3+7 =
Ф = 4+8 =
Соответствующие символы - М, С, X, Ф - запишите в порядке убывания веса.
Чем выше показатели, тем выраженней тип темперамента и наоборот. Конечно, мы применили сегодня экспресс диагностику, которая дает только поверхностное определение типа темперамента.
Какой вывод можно сделать? Нет людей с одним чистым темпераментом, но у каждого есть ведущий тип.
Через год вам предстоит сделать непростой выбор – выбор своего дальнейшего профиля обучения и, конечно же, он будет связан с вашей будущей профессией.
- Работа в группах: Как вы думаете какие профессии подходят для вашего типа темперамента? Выберите из списка.
- Сангвиник - менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог.
Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Организаторские способности.
- Холерик - телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель.
Обладает вербальными способностями. Избирает задачи, позволяющие ему проявить свою энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям.
- Флегматик - машинопись, бухгалтерия, экономика, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.
Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше
- Меланхолик - педагоги, деятели искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, машинопись, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и др. Склонность к творчеству, практическому труду, наблюдательности.
Темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Выбирайте профессию с умом и любовью к себе, помоги реализоваться заложенному в тебе резерву и особенностям.
3. Рефлексивно-оценочный этап
Не следует забывать главное: темперамент - это врожденная психологическая характеристика и поэтому мало поддающаяся изменению. В нашем современном, информационном мире необходимо уметь грамотно строить взаимоотношения с людьми, уметь общаться. Помните поговорку все проблемы в мире от недоговоренности. Какие рекомендации вы бы дали людям, учитывая тип темперамента.
- А вот рекомендации психологов:
- Холерикам - сдерживать амбиции и быть терпимее к окружающим их людям.
- Меланхоликам - меньше внимания обращать на неудачи и мелкие дрязги.
- Флегматикам - почаще раскрывать свои чувства.
- Сангвиникам - быть более внимательными, последовательными в своих планах и действиях.
Лист рефлексии:
- На этом уроке я узнал…
- Меня удивило…
Закончить урок мне бы хотелось словами Сергея Есенина:
В грозы, в бури, в житейскую стынь
При тяжелых утратах и когда тебе грустно
Казаться улыбчивым и простым
Самое высшее в мире искусство.
Домашнее задание: используя дополнительную литературу и ресурсы Интернет выполнить проект по теме «Темперамент и знаменитые личности в истории».