Основная цель любого обучения – получение результата, который напрямую зависит от интереса к этому обучению. В связи с этим наше профессиональное кредо звучит так: «Будет интерес - будет и результат!»
Научить ребёнка правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Обучение проходит быстрее, если работу строить в игровой форме, т.к. ведущей деятельностью детей является игра, а дидактические игры могут успешно использоваться и как форма обучения и как самостоятельная игровая деятельность и как средство воспитания различных сторон личности ребёнка. В своей практической деятельности для развития речи детей с ОНР, ФФН мы использую различные игровые приёмы. Особым видом игровой деятельности являются дидактические игры. Они создаются мною специально в обучающих целях для повышения эффективности коррекционной работы с детьми. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Нетрадиционным предметом, для проведения дидактических игр являются пуговицы. Яркие, красивые пуговицы в виде рыб, яблок, кошек, клубничек. привлекают внимание детей. А необычность использования пуговиц в играх приятно удивляет. Работа с пуговицами прекрасно развивает мелкую моторику. Делает ребёнка более усидчивым.
В связи с этим мы разработали многофункциональное пособие, которое направлено на решение решении многих задач при развитии языковых процессов у детей старшего и подготовительного к школе возраста:
- развитие речи
- обогащение словаря
- согласование числительных с существительными, прилагательных с существительными, местоимений с существительными
- ориентировка в пространстве
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения
- образование существительных множественного и единственного числа
- работа над слоговой структурой слова
- автоматизация звуков
- образование форм винительного и родительного падежей
- образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом
- слоговой анализ и синтез слов.
Варианты заданий
1. Игра «Посчитай-ка». Посчитать предметы с помощью цифр, которые выкладываются перед каждым рядом, например, перед рядом с розой - 1, перед рядом с крабом - 2, перед рядом с тортом - 5, перед рядом с паровозом - 7, перед рядом с грушей - 9 (цифры меняются на каждом занятии).
2. Игра "Съедобное-несъедобное". Логопед спрашивает, что из предметов является съедобным, а что-нет.
3.Игра "Один-много". Логопед называет один предмет, ребенок, много: красная роза - красные розы, большой шар - большие шары, высокий жираф - высокие жирафы, горбатый верблюд - горбатые верблюды, оранжевая ракетка - оранжевые ракетки, интересный подарок - интересные подарки т.д.
Про какой предмет нельзя сказать "один-много" (мороженое, грабли).
4.Дидактическая игра " Моя, мой, мои". Логопед спрашивает, про какие предметы можно сказать "Моя" (если обращается к девочке): моя роза, моя рыба, моя морковь, моя кукуруза....
5.Работа над семантикой. Логопед спрашивает: Что общего между раком и рыбой? Между морковью и розой? Между тортом и мороженым? Между крокодилом и жирафом?
6.Отгадать загадку, посчитать предмет-отгадку до 10:
Явился в желтой шубке:
"Прощайте две скорлупки"
(цыпленок)
7. Упражнение на развитие пространственной ориентировки. Логопед спрашивает, какой предмет находится под жирафом, над бобром, между мухомором и помидором, слева от мороженого, справа от винограда и т.д.
8. Назвать предметы красного цвета, желтого, коричневого и т.д. Можно попросить дополнительно назвать предметы, которые могут быть таких цветов.
9. "Загадки". Логопед загадывает загадку, тот, кто первым нашел предмет-отгадку и правильно назвал его, получает жетон. Выигрывает тот ребенок, который больше всех набрал жетонов и правильно назвал дифференцируемые звуки в словах.
10. Придумать предложение с заданным словом.
11. Назвать слова, которые отвечают на вопросы: Кто? Что?
12. Синтаксическая работа. Логопед просит детей назвать животных, насекомых, транспорт, обувь. Кто живет в лесу? Кому нужен футбольный мяч? Кому нужны ножницы? Когда бывают снежинки? Какого они цвета? Что еще в природе бывает белого цвета?
13. Отгадать предметы на ощупь.
14. «Назови ласково». Образовать уменьшительно-ласкательную форму слова
15. Образовать форму винительного падежа, закончив фразу: «Вижу ...».
16. Образовать форму родительного падежа, ответив на вопрос: «Чего не стало?»
Так же пуговицами и декоративными предметами для одежды, заменили и картинки по автоматизации и дифференциации звуков.
14. "Запоминалки". После работы с логопедическим ковриком в конце занятия можно спросить ребенка, какие предметы, в названии которых был звук [с] или [ц] (предметы с любым звуком, над которым работаем), он запомнил.
15.Назвать картинки, нажимая "умным" пальчиком со звуком [с] (звук находящийся в работе), затем со звуком [ц] (любой звук который отрабатывается), (усложнение задания- в начале слова заданный звук, в середине, в конце).
16.Назвать слова с заданным звуком, состоящим из определенного количества слогов.
17.«Кубик». Назвать слово столько раз, сколько выпало точек на кубике.
18.«Телеграф». По звукам назвать слово целиком.
19.Слоговой анализ и синтез слов: узнать деформированное слово, назвать правильно (мосалет - самолет)
Необычность использования пуговиц привлекает детей, усиливая их интерес к играм.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. «100 логопедических игр для детей 4-6 лет» Программа развития и обучения дошкольника издательский дом «Нева» Санкт-Петербург «ОЛМА-ПРЕСС» Москва 2005.
2. Селивёрстов В.И. «Речевые игры с детьми» Москва «Владос» 1994.
3. Новиковская О. «Альбом по развитию речи в рассказах и весёлых картинках для дошкольников» АСТРЕЛЬ Москва СОВА Санкт-Петербург Скворцова И.В.