Введение
В последние десять - пятнадцать лет уровень автоматизации и компьютеризации всех сфер деятельности человека не просто возрос, а перешел на новый качественный уровень. Сейчас невозможно найти хоть сколь-нибудь значимую область жизнедеятельности человека, не затронутую цифровыми технологиями. Дигитализация стала доминантой в развитии межличностных коммуникаций, профессиональной деятельности практически любого направления, образования, получения и предоставления услуг (в том числе государственных), отдыха и многого другого. Любой пользователь Интернета имеет возможность доступа к огромному объему разнообразной информации. Цифровые технологии используются и как высокотехнологичные средства коммуникации, и как инструмент для образования и работы [3]. Однако в настоящее время темпы компьютеризации несколько опережают умения и навыки основной массы пользователей. В связи с этим возникло понятие «цифровая грамотность». При этом следует различать цифровую и компьютерную грамотность. Под компьютерной грамотностью (англ. computer literacy) понимается умения и навыки работы на компьютере, управление файлами и папками, знание основ информатики, минимальные знания основных офисных программ [2].
Цифровая грамотность (англ. digital fluency) определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Цифровая грамотность - это способность человека использовать цифровые инструменты (в самом широком смысле) с пользой для себя. Для высококвалифицированного специалиста необходимо уметь разбираться с онлайновыми службами, общаться с коллегами посредством современных и постоянно изменяющихся технических средств: смартфон, планшет, ноутбук, использовать чат или веб-камеру и т.д. Уметь читать с экрана цифрового устройства и усваивать эту информацию, применять различные цифровые инструменты для повышения эффективности своего труда, применять облачные технологии для работы в любом месте и в любое время. Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуальные навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом мире. Так как цифровые технологии становятся основными в обществе, то понимание цифровой грамотности расширилось с технических аспектов к более широкому пониманию применения цифровых технологий - социальных, этических и экономических. Сегодня новым вызовом для традиционной системы образования становится необходимость закладывать основы цифровой грамотности на всех уровнях образования, а это требует профессионального развития преподавателей и учителей. Вопросы формирования цифровой грамотности в системе общего образования легли в основу проекта «Школа цифровой грамотности», разработанного и реализуемого на базе МБОУ СОШ №80.
Точки роста
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 80 г.Владивостока» было открыто в 1992 году. В школе обучается 1266 человек, каждый третий учится на «хорошо» и «отлично». За 25 лет с медалью школу окончили 54 ученика. Каждый год ученики школы принимают активное участие в городских и краевых предметных олимпиадах и научно-практических конференциях, в международных конкурсах, во всероссийских телекоммуникационных олимпиадах по всем предметам. Все достижения учащихся школы стали возможны с внедрением в практику работы инновационных педагогических технологий. Педагоги школы используют технологии обучения, способствующие повышению качества образовательных услуг и обеспечивающие высокую конкурентоспособность выпускников школы. СОШ № 80 плодотворно сотрудничает с ДВФУ, ВГУЭС, Дальрыбвтузом, ПК ИРО, является участником проекта «Разработка и апробация пакета свободного программного обеспечения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Школа является экспериментальной площадкой проекта IT школа SAMSUNG, свидетельство участника образовательной программы, 2013г.; имеет сертификат участия во Всероссийском детско-юношеском движении «Тимуровцы информационного общества»;
В настоящее время значительное внимание уделяется подготовке кадров, способных успешно решать задачи производственного сектора экономики страны (т.е. инженерные и технологические) при переходе к новому технологическому укладу. Особую роль в модернизации экономики должны сыграть новые технологии, о чём говорится в «Стратегии и стратегическом плане развития города Владивостока до 2020 года».
На уровне среднего образования этому вопросу тоже уделяется достаточное внимание. Концепция развития муниципальной системы образования на 2019–2023 годы предполагает в том числе:
- цифровизацию образования, с использованием современных цифровых учебно-методических комплексов;
- переподготовку педагогических кадров, в том числе и как организаторов проектной и исследовательской деятельности;
- создание педагогами авторских дидактических практик;
- формирование у школьников набора цифровых базовых знаний и умений.
Это повлечёт за собой разработку в цифровой форме и внедрение в учебный процесс новых образовательных ресурсов, в том числе основанных на имеющихся и успешно применяемых методических разработках педагогов школ города.
В школе №80 с 2004 года ведутся исследования и методические разработки, связанные с цифровыми технологиями. Одним из результатов этого процесса является практика «Тимуровцы информационного общества», в рамках которой ученики старших классов, успешно их освоившие, активно участвовали в переподготовке педагогов школы. Результаты разработок были представлены на семинарах для преподавателей и руководителей школ города в 2006–2012 годах и педагогических конференциях.
Кроме этого, на базе школы уже 10 лет ежегодно проводятся конкурсы по компьютерной графике и анимации, прикладному программированию, созданию видеоресурсов. Все они связаны, в том числе, с подготовкой цифровых образовательных ресурсов. Каждая работа, представленная на них, фактически представляет собой мини-проект.
Помимо основной цели – выявления талантливых детей и выполненных ими проектов – по завершении конкурсов жюри оценивало технологические и профильные аспекты всех представленных работ. В частности, был отмечен достаточно небольшой объём работ инженерно-технической (например, по компьютерной графике и анимации представлено только 21 работ технического характера из 268) и информационно–технологической направленности, что соответствует оценке проблем системы образования города в концепции развития образования. Работ, связанных с 3D-объектами, показано только 11.
После оглашения результатов конкурсов проводились беседы с учениками и их родителями, преподавателями школ, касающиеся технологий подготовки цифровых ресурсов, а также проектов технической и направленности, о необходимости и степени участия родителей в проекте (у младших школьников).
По результатам проведённых исследований были сделаны выводы о необходимости разработки методик обучения эффективным технология подготовки цифровых ресурсов, проведения специальных учебных курсов технологической направленности для учеников (в том числе и младших классов), учителей (до 80% пожеланий от учеников, до 60% - от учителей, около 90% - от родителей).
Таким образом, для решения задач, которые представлены в «Концепции развития муниципальной системы образования г. Владивостока на 2019-2023 годы», необходимо повысить уровень цифровой грамотности участников образовательного процесса.
На данный момент у школы есть опыт проведения семинаров по компьютерным технологиям для преподавателей школ Владивостока (2012 год) и Дальнереченска (2013 год). Проводились занятия с преподавателями школ Владивостока (в 2009 и 2010 годах в рамках программы «Тимуровцы информационного общества» на базе школы № 80, в 2013 и 2014 годах на базе школы № 57).
Необходимые образовательные материалы для первого этапа изучения компьютерных технологий имеются (публикации в журналах «Информатика и образование», «Информатика в школе» и в цифровой версии – сайт www.inflin.narod.ru (раздел «Технология»).
Поэтому в школе был разработан проект «Школа цифровой грамотности».
Замысел проекта
Под цифровой грамотностью аналитики понимают базовый набор знаний и навыков, позволяющий человеку эффективно работать, общаться и получать информацию в цифровой среде. Она состоит из нескольких компонентов: информационной, компьютерной, коммуникативной и медиаграмотности, а также отношения к технологическим инновациям. Следовательно, для достижения цифровой грамотности необходимо сформировать указанные компоненты. Замысел проекта заключается в поэтапном создании системы формирования компонентов цифровой грамотности: информационного, коммуникативного, компьютерного и медиаграмотности. Сроки реализации проекта: 2018-2019 гг. – 2020-2021 гг.
Моделирование
Понятие цифровизации
Современный мир непрерывно изменяется. В различные сферы деятельности человека внедряются инновации, что, с одной стороны, ориентирует людей на постоянное развитие, совершенствование своих знаний, умений, компетенций, овладение новыми видами деятельности в смежных отраслях экономики. С другой стороны, рутинная работа все более передается машинам, а от человека требуется творчество, готовность сотрудничать с коллегами в поиске новых решений, и — что особенно важно — умение критически оценить предлагаемую информацию как на предмет достоверности, так и с точки зрения ее логического встраивания в текущую задачу [1, с. 51].
Е.А.Кашина отмечает: «Изменились требования к умениям учащихся, поскольку необходимо не только читать, писать и считать, нужно уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию» [7, с. 1].
Таким образом, мы можем говорить о необходимости наличия у современного человека информационной культуры как элемента культуры общечеловеческой и как обязательного условия комфортного существования в социуме, а ее формирование оказывается одной из важнейших задач системы образования. Для ее решения потребовалась адаптация к изменяющимся условиям и требованиям.
До недавнего времени мы говорили об информатизации образования. Под этим термином понимался комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий [7, с. 136]. Российская педагогическая энциклопедия рассматривает информатизацию образования в широком смысле как комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями; в узком — внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах [5].
Исходя из этих представлений, мы можем говорить о завершении этапа информатизации. Образовательные учреждения всех уровней оснащены компьютерной техникой, педагоги прошли подготовку и переподготовку по использованию информационных технологий (ИТ) в учебном процессе. Основными направлениями применения ИТ в образовании являются:
- разработка педагогических программных средств различного назначения;
- разработка web-сайтов учебного назначения;
- разработка методических и дидактических материалов;
- управление реальными объектами;
- организация и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями;
- осуществление целенаправленного поиска информации [2, с. 50].
В 2016 году стартовал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный Правительством Российской Федерации в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы. В рамках этого проекта предполагается «модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни — в любое время и в любом месте» [7, с. 121].
Система образования должна обеспечивать обществу уверенный переход в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности, новые типы труда, потребности человека, что возможно посредством включения в образовательный процесс всех слоев населения, выстраивания индивидуальных маршрутов обучения, управления собственными результатами обучения, виртуальную и дополненную реальность [11, с. 248].
Цифровые ресурсы, применяемые сегодня в повседневной деятельности человека, позволяют преодолевать барьеры традиционного обучения: темп освоения программы, выбор педагога, форм и методов обучения.
Современный мир перешел на очередной уровень развития новых технологий. Первым было создание парового двигателя; вторым — электрификация; третьим — информатизация; четвертым — цифровизация, т.е. эра больших данных и основанных на них технологий. Цифровые технологии, с одной стороны, способствуют дальнейшему повышению объемов и эффективности производства, с другой — позволяют реализовывать индивидуальный подход в различных сферах. Так, используя 3D-печать можно изготавливать сложные устройства в единичных экземплярах, что было невозможно при традиционном производстве. В образовании цифровизация направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения, т.н. life-long-learning — обучение в течении жизни, а также его индивидуализации на основе advanced-learningtechnologies — технологий продвинутого обучения. Устоявшегося определения этого термина пока нет, но в него включают использование в обучении больших данных о процессе освоения отдельным учащимся отдельных дисциплин и во многом автоматической адаптации учебного процесса на их основе; использование виртуализации, дополненной реальности и облачных вычислений и многие другие технологии.
Сам термин «цифровизация» появился в связи с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий. Давоссе Клаус Шваб, называя первую цифровую революцию 1960–1980 годов «промышленной», полагает, что ее катализатором стало развитие полупроводниковых ЭВМ, в 60–70-х — персональных компьютеров, в 90-х — сети Интернет [8, с. 84]. Автор предопределил приближение четвертой промышленной революции, которая также будет цифровой в связи с «вездесущим» и мобильным интернетом, миниатюрными устройствами, развитием искусственного интеллекта.
С появлением интернета в 1982 году формируется виртуальный мир, наполненный новыми связями, такими как онлайн игры, социальные сети, соединяющие его с реальным миром. Реальный и виртуальные миры взаимозависимы, и по одному из них, по мнению А.В.Кешелава [3, с. 5–6], можно идентифицировать личность. Их слияние формирует гибридный мир, посредством которого совершаются жизненно необходимые действия реального мира с помощью виртуального. Необходимым условием для этого процесса является эффективность информационно-коммуникационных технологий и доступность цифровой инфраструктуры.
Цифровая революция, охватившая мировую экономику, впечатляет темпами и масштабами. Переход от электронно-вычислительных машин к персональным компьютерам длился десятилетия, а сейчас подобные глобальные изменения технологий происходят за месяцы. Первоначально цифровизация сводилась к автоматизации технологий, распространению интернета, мобильной связи, социальных сетей, появлению смартфонов, росту потребителей, применявших новые технологии. Однако очень быстро цифровые технологии становятся частью экономической, политической и культурной жизни человека. В настоящее время цифровизация проникла в образование. Викисловарь раскрывает содержание понятия «цифровизация» как «цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых устройств» [14]. А.Марей рассматривает цифровизацию как изменение парадигмы общения и взаимодействия друг с другом и социумом [9]. Е.Л.Вартанова, М.И.Максеенко, С.С.Смирнов уточняют содержание этого понятия — это не только перевод информации в цифровую форму, а комплексное решение инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера [3, с. 17]. Т.е. можно сделать вывод о том, что развитие интернета и мобильных коммуникаций являются базовыми технологиями цифровизации.
В различных областях экономики вводятся понятия «цифровая экосистема», «цифровая среда», «цифровое сообщество», «цифровая экономика», «цифровизация образования». Цифровизация образования ведет к изменениям на рынке труда, в образовательных стандартах, выявлению потребностей в формировании новых компетенций населения и ориентирована на реорганизацию образовательного процесса, переосмысление роли педагога. С одной стороны, цифровизация подрывает унаследованную из прошлого методическую основу школы, с другой, порождает доступность информации в различных ее формах, не только в текстовой, но и звуковой, визуальной. Доступность информации потребует постоянного поиска и выбора релевантного и интересного контента, высоких скоростей его обработки. Следовательно, цифровизация образования ведет к его коренной, качественной перестройке. Педагог обязан научиться применять новые технологические инструменты и практически неограниченные информационные ресурсы.
Технологии виртуальной реальности создают возможность применения цифровых тренажеров, не привязанных к одному рабочему месту, что расширяет круг изучаемых технологий. Технологии мобильного обучения позволяют учиться в любое время и в любом месте.
Л.В.Шмелькова подчеркивает, что важнейшей чертой человека, адекватного цифровой экономике, является то, что эта личность владеет цифровыми технологиями, применяет их в профессиональной деятельности [6].
К цифровой среде быстро адаптируются дети различного возраста, формируя первоначальные навыки, умения для последующего их развития. Формирование конкретных компетенций происходит на различных уровнях образования, однако, цифровые компетенции формируются в течение всей жизни. Следовательно, цифровизация образования напрямую зависит от уровня владения цифровыми технологиями педагога с целью их продуктивного применения в образовательной деятельности. Н.Н.Битюцкая отмечает необходимость формирования умения ориентироваться в потоке цифровой информации у педагогов, работать с ней, обрабатывать и встраивать в новую технологию [6].
Информационный формат основан на цифровом представлении информации. В отличие от электронного формата цифровой формат более точно представляет информацию, обеспечивая ее свободную циркуляцию, размещение, обработку, использование в компьютерных сетях. Система цифрового образования включает в себя информационные ресурсы, телекоммуникации, систему управления.
Информационные ресурсы: гиперколлекции (медиа, видео, аудио, библио, фото, графика, анимации), информационные массивы данных, образовательные порталы, интернет-сайты. Телекоммуникации: сетевые и мобильные среды, СМИ, телевидение, телефония, телемосты, хостинг, почтовые сервисы. Система управления: авторизация пользователей, тестирование, контент, рейтинги, личное и коллективное информационное пространство (сайт, блог, чат, форум, почта, база данных).
Правительством РФ утвержден паспорт проекта «Современная цифровая образовательная среда», направленный на создание условий для системного повышения качества, расширения возможностей непрерывного образования. Проект будет реализован за счет цифрового образовательного пространства, доступности онлайн-обучения и направлен на возможность организации смешанного обучения, выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов обучения, самообразование, семейное и неформальное образование. Цифровизация преобразует социальную парадигму жизнедеятельности людей, открывает возможности получения и совершенствования знаний, расширения кругозора. Цифровые технологии в современном мире — это не только инструмент, а среда существования, которая открывает новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, из потребителей электронных ресурсов стать создателями.
Таким образом, цифровизация образования предполагает применение обучающимися мобильных и интернет-технологий, расширяя горизонты их познания, делая их безграничными. Продуктивное применение цифровых технологий, включение обучающихся в самостоятельный поиск, отбор информации, участие в проектной деятельности формирует у них компетенции XXI века.
В последнее время активно реализуется процесс создания и применения открытых онлайн ресурсов, начиная от отдельных заданий, тестов до полномасштабных курсов (модулей) по формированию необходимых компетенций. Динамика развития онлайн обучения демонстрируется ростом доступности он-лайн курсов. По данным объем рынка онлайн образования в России к 2021 году вырастет до 53,3 млрд. руб., что показывает более чем двукратный рост по сравнению с 2016 годом [15].
Дополнительные направления применения цифровизации в образовании — развитие цифровых библиотек и кампусов университетов. Разработка и наполнение онлайн курса осуществляется с применением программных решений, позволяющих осуществить сборку курса из имеющихся информационных ресурсов и в специализированных программных средах, авторскими системами, автоматизированным проектированием. Система образования с применением новых технологических инструментов и неограниченных информационных ресурсах должна научиться эффективно их внедрять в образовательный процесс. Практика онлайн курсов и смешанного обучения создает поле безграничных образовательных возможностей, что ориентирует на качество образования для каждого человека, независимо от места проживания, умений, но в соответствии с его интересами и возможностями.
Такие изменения потребуют от педагога свободного владения цифровой образовательной средой. В.Астапкович предложил определить единые требования к существующим и появляющимся платформам онлайн курсов, которые объединятся в систему, подобную «единому окну» [6]. Обучающиеся смогут выбирать курсы по первоочередным критериям: нужности, авторитета педагога, популярности. Не будет необходимости думать, как перезачесть курс в другом университете, все автоматизируется в единую базу. Автор определил первоочередную задачу — формирование нормативной базы для встраивания онлайн курсов в программы всех вузов.
Перспективной задачей является повышение квалификации педагогов цифровой грамотности, ориентированной не только на разработку курсов, но и на применение цифровой среды в образовательном процессе (А.Соболев). Цифровая среда требует от педагогов другой ментальности, картины мира, совершенного иного способа и форм работы с обучающимися. А.Соболев определяет роль педагога как тьютера, проводника по цифровому миру [10]. Цифровая грамотность — это способность создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию. Генри Дженкис, однако, раскрывает содержание понятия цифровая грамотность как умение работать с компьютером как с железом, понимая особенности устройства и распространения цифровой информации, устройства сетевого сообщества и особенностей социальных медиа [4]. Дут Белшоу определил элементы цифровой грамотности, такие как понимание культурного контекста интернет-среды, умение коммуницировать в онлайн сообществах, создавать и распространять контент, саморазвиваться [4].
Содержание цифровой грамотности сводится к пониманию того, что, если будет ясность в структуре и содержании цифровой реальности, тогда будет ясность в контроле и взаимодействии с цифровыми технологиями.
Управление цифровизацией возможно при единых базах данных, критериях эффективности обучения, другими словами, комплексном подходе, который определял бы цели, структуры и содержание образовательного процесса. Ассоциацией «Национальное общество технологий в образовании» разработаны различные процедуры оценки образования со стороны потребителей, экспертов, профессиональных сообществ [12]. Например, онлайн-курс засчитывается студенту как часть учебного плана вуза.
Управление цифровизацией в образовательной среде осуществляется с помощью цифрового маркетинга, направленного на организацию взаимодействия с учебно-вспомогательным персоналом, педагогическими работниками, выпускниками, учениками с применением спектра цифровых каналов коммуникации; мониторинг изменений по формированию положительного имиджа школы; стимулирование создания новых цифровых сообществ и инноваций; разработку персонализированных маркетинговых материалов для целевых аудиторий.
Мы видим, что процесс цифровизации экономики, образования и любых иных сфер жизни человека предполагает формирование у него цифровой (информационной) культуры, позволяющей грамотно использовать открывающиеся возможности и органично встраиваться в среду информационного общества. В тоже время еще в 1991 году А.И.Ракитов формулирует следующие его признаки:
- любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
- в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего пункта;
- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технического и социального прогресса. Общество в состоянии производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию и, прежде всего, научную;
- в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
- происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг [13, с. 32–35].
Признаки, сформулированные более двадцати лет назад актуальны до сих пор. Таким образом, можно говорить не о различных подходах в информатизации и цифровизации, а о едином сквозном процессе преобразования общества. В основе этого преобразования лежат развивающиеся технологии, и смена их поколений определяет этапы длительного развития человечества, первым из которых стала информатизация, сменяемая сегодня цифровизацией.
Список использованных источников
1. Аксюхин А.А., Вицен А.А., Мекшенева Ж.В. Информационные технологии в образовании и науке //Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 11. — С. 50–52.
2. Вартанова Е. Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография /Е.Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко, С. С. Смирнов. — М. : МедиаМир, 2017. — 160 с.
3. Введение в «Цифровую» экономику / А. В. Кешелава, В. Г. Буданов, В. Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Кешелава ; гл. «цифр.» конс. И. А. Зимненко. — ВНИИ Геосистем, 2017. — 28 с.
4. Главный тренд российского образования — цифровизация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ug.ru/article/1029.
5. Информатизация образования [Электронный ресурс] // Российская педагогическая энциклопедия. — Режим доступа: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241/.
6. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edmarket.digital/.
7. Кашина Е.А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики : дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1997. — 187 с.
8. Лаптев В. В. Методология визуализации. — М. : Мир, 2011. — 304 с.
9. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx.
10. Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.poisknews.ru/theme/edu/31969/.
11. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /под ред. П.И.Пидкасистого. — М. : Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
12. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://neorusedu.ru/about.
13. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. — М. : Политиздат, 1991. — 287 с.
14. Цифровизация [Электронный ресурс] // Викисловарь. — Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki/цифровизация.
15. Шваб Д.К. Четвертая промышленная революция [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://mybook.ru/author/klaus-shvab/chetvertaya-promyshlennaya-revolyuciya/read/.
16. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности. Текст научной статьи по специальности «Общие комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства».
17. Александр Шариков. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности\\Журнал исследований социальной политики. Том 14. № 1
18. Солдатова Г.У., Рассказова Е.Н. Психологические модели цифровой компентентности российских подростков и родителей// Национальный психологический журнал. - 2014.- №2(14) - с. 27-35