Ментальная карта как развивающая технология в обучении

Разделы: География, Общепедагогические технологии, Мастер-класс, Руководство учебным проектом

Классы: 4, 5, 6

Ключевые слова: ментальная карта


Дети в 5 классе испытывают растерянность перед большим объемом учебной информации по обществознанию, биологии, географии, ОБЖ, литературе .Ребенок сталкивается с таким объемом материала, который не в состоянии качественно проработать, а главное не обучен еще этому. Утрачивается навык чтения у детей, осмысления, заменяется отрывочным извлечением информации и электронных носителей. Учителю необходимо найти приемы, которые активизируют мыслительную деятельность ученика.

В начале учебного года в рамках средственно-технического модуля «Учись учиться» на уроках использую прием «ментальная карта», которая формирует у учащихся навыки преобразования текстовой, графической и других видов информации.

Автором этой технологии является Тони Бьюзен, писатель, консультант по вопросам психологии обучения, развитию интеллекта.

Чтобы по-настоящему «проникнуться» какой-либо информацией нашему мозгу нужно ее:

  • Увидеть
  • Услышать
  • Понюхать
  • Потрогать
  • Лизнуть
  • Нарисовать
  • Произнести
  • И так далее

Иными словами, чем больше органов чувств, навыков и связей мы используем при обдумывании, тем более качественные идеи будет выдавать наш мозг.

Представляя информацию в графической форме, ментальная карта задействует в работе не только левое полушарие мозга, ответственное за символический механизм мышления, но и правое полушарие, отвечающее за «образное» мышление. Именно задействование обоих способов мышления объединяет их продуктивный потенциал, тем самым обеспечивая активизацию познавательных процессов обучающихся, формируя целостность мышления.

Что же такое ментальная карта? Это ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот прием - обрамление мыслей в графические образы, является приемом, запускающим работу левого полушария.

Как составляется ментальная карта?

  • в центре листа вписываем ключевое понятие проблемы, которую предстоит решить, лучше его выполнить в виде рисунка.
  • изображаем графически с помощью стрелок и линий содержание тезиса.
  • каждая стрелка заканчивается новым понятием, которая может сопровождаться, знаком, рисунком, ассоциацией.
  • от тезисов идут стрелки или линии с мелкими понятиями.
  • необходимо использовать яркие цвета, красивые шрифты, рисунки и т.д.
  • итог такого творчества – не линейная, а радиальная запись.

Эффективность метода метальных карт заложена в том, что при их построении используются 3 принципа, по которым работает наше мышление: ассоциации, иерархия, визуальное представление.

Нас с детства приучали вести конспекты…

Но ведь ментальные карты кладут их на обе лопатки!

Смотрите, ментальные карты:

  • Нагляднее (за счет рисунков, стрелок и цветов)
  • Быстрее (вы быстрее бежите глазами по карте)
  • Структурированнее (видны связи и иерархия)
  • Приятнее (поверьте рисовать карту гораздо веселее, чем писать нудный конспект!)

Где применять?

  • При чтении
  • При докладах
  • Для запоминания
  • Для обучения (и студентам и преподавателям)
  • Для выбора из нескольких вариантов
  • Для придумывания нестандартных идей

Программы для составления ментальных карт

На сегодняшней день самой удобно и продвинутой программой является MindJet. Фантастически приятно с ней работать, но стоит она очень и очень прилично.

Практические задания

  • 1 задание. Составить ментальную карту «Области применения ментальной карты»( работа с текстом) (Приложение1)
  • 2 задание «Методическая направленность ментальной карты»(мозговой штурм) (Приложение 2)
  • 3задание (Рассказ по карте) «Преимущества ментальной карты» (Приложение 3)

Рефлексия

Меня данная технология заинтересовала , потому что….
Я буду использовать технологию ментальных карт на….
Не представляет интерес ….

Применение ментальных карт

Креатив. Ментальные карты широко используются для развития творческого мышления и проведения мозговых штурмов. Метод позволяет генерировать идеи и организовывать их в понятную четкую структуру, удобную при обработке сгенерированных идей.

Информационный менеджмент. Ментальные карты также используются при организации большого количества информации — древовидная структура позволяет быстро и эффективно оценивать поступающую информацию и определять ее место в иерархии. Кроме того сокращается время на поиск информации.

Планирование. Благодаря методу улучшается работа с проектами, так как видна связь между ресурсами, задачами, сроками, объемами и способами реализации отдельных задач проекта. вы сможете увидеть полную картину дел, вывести приоритеты выполнения и привязать выполнение задач к времени.

Презентация. Цельность карты дает возможность также четко доносить какую-либо идею людям, избегая ненужных отступлений, укладываясь в сроки презентации. Кроме того, последовательность и логичность презентации с помощью ментальной карты позволит понять слушателям именно то, что вы хотели сказать.

Визуализация. С помощью карт вы сможете наглядно представить исчерпывающую информацию о связях, соотношении, иерархии какого-либо понятия или проекта.

Обучение. При обучении на человека обрушивается огромное количество информации, требующее четкой организации, так как эту информацию необходимо будет зафиксировать (записать), отфильтровать важное и неважное, запомнить, связать с практическим выполнением и предыдущим опытом. Ментальные карты позволяют решить эти задачи благодаря тому, что наглядно выделяется главное и второстепенное, видна взаимосвязь между понятиями и, благодаря структуре и использованию ассоциаций, информацию намного легче запомнить.

Кроме организации информации, существенно увеличивается скорость и качество конспектирования. Конспект в виде ментальной карты более целостен, понятен и емок — найти что-либо (дату, определение) намного проще и быстрее.