Введение
Естественная среда была, есть и будет неизменным партнером человека в его повседневной жизнедеятельности. Природа, ее красота и величие остаются нашим важнейшим сокровищем, нашей святыней, которой неподвластны ни мода, ни время. Анализируя современное состояние образования и экологическую ситуацию, можно сделать вывод, что формирование у младших школьников экологической компетентности для сохранения окружающей среды является важной проблемой нынешнего времени.
Изучением проблем экологического воспитания занимались выдающиеся педагоги прошлого: О.Духнович, К.Ушинский, В.Сухомлинский, С.Русова. «Активно воздействовать на природу, но при этом оставаться сыном ее, быть венцом ее творения и одновременно обладателем ее сил, по-сыновьему бережно относиться к ней - вот какую позицию надо воспитывать у учащихся в процессе их взаимодействия с природой» - призвал В.А.Сухомлинский [5].
Заметное влияние на современное исследование проблемы определения содержания и методов экологического образования младших школьников оказали труды С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой, Л.Д.Бобылевой, В.И.Вересова, В.И.Ашикова и С.Г.Ашиковой, Т.А.Климовой, Н.А.Таранковой, Ж.Л.Васякиной и др.
Однако несмотря на многочисленные исследования, не в полной мере отражен вопрос использования современных методов в экологическом образовании младших школьников на уроках окружающего мира.
Поэтому целью нашей статьи является определение основных нетрадиционных форм и методов экологического образования на уроках окружающего мира, а также раскрытие возможных путей их использования при работе с младшими школьниками.
Основная часть
Начальная школа - начальное звено формирования экологической культуры, экологического мышления, усвоения экологических знаний. Разумеется, что экологическое образование на сегодняшний день не должно ограничиваться исключительно расширением информированности школьников. Реальным становится тот факт, что уроки окружающего мира должны строиться на реализации психоэмоциональных свойств человека, а именно: сопереживания, сочувствия, радости, любви, чувства гармонии [3].
При учете специфики воспитательного процесса экологическое образование будет осуществляться через экологическое воспитание, ориентированное на формирование экологической культуры учащихся. Ее признаками являются:
- осознание функций природы в жизни человека, самоценности природы, чувство личной причастности к сохранению природных богатств, ответственности за них;
- способность личности гармонично сосуществовать с природой, вести себя компетентно, экологически безопасно;
- критическая оценка потребительски-утилитарного отношения к природе, которое приводит к нарушению природного равновесия, появлению экологического кризиса;
- умение противостоять проявлениям такого отношения доступными способами;
- активное участие в практических природоохранных мероприятиях: осуществление природоохранной деятельности по собственной инициативе, усиленное экологическое просвещение [2].
Как показывает практика, традиционные устоявшиеся формы и методы экологического образования на уроках окружающего мира не в состоянии решить указанную проблему [1]. К сожалению, в начальной школе не до конца используется потенциал таких современных форм и методов как тренинг, метод проектов, коллективное творческое дело, метод ситуаций, игровые методики, участие в экологических акциях, природоохранной деятельности, кружковой работе.
Именно поэтому в ходе разработки и проведения экологического образования особое внимание мы уделяли современным формам и методам экологического воспитания.
Во время тренинговых упражнений школьник ставит себя в позицию другого человека или олицетворяет себя со сказочным персонажем. Благодаря этому приему ребенок учится «сопереживать», понимать чувства других, их радости и горе, воспитывает в себе добрые чувства [4]. Систематическое обучение учащихся будет способствовать формированию воли, установлению единства между словом и делом, моральным намерениям и воплощению их в реальное поведение. Мы предлагали ученикам такие упражнения:
- Перевоплощение (задача: представить себя кошкой, воробышком и подумать, что бы рассказала кошка, над которой издевается мальчик; воробышек, которому хулиган подбил крылышко).
- Творчески-эмпатийные упражнения: Поставить себя на место животного и передать словами его ощущения:
а) осенью в лесу состоялось собрание животных на тему «Кто как к зиме готовится ...»;
б) встретились еж с белкой и разговорились. - Фантазирование: Берлога медведя уменьшилась до размера перчатки. Как будет жить медведь?
Тренинг чувственного опыта (упражнения «Обмениваемся впечатлениями», «Я - объект природы», «Мы - Земляне», «Мои противоречия с природой», «Сохраним окружающую среду») был направлен на чувственное восприятие природных объектов, формирование мотивов экологической деятельности, навыков делового общения, развитие моральной ответственности за природную среду.
Упражнение «Мы - Земляне» предусматривала превращение младших школьников в «людей прошлого», «современных людей», «людей будущего». Представители различных историко-временных измерений пытались описать экологические проблемы, характерные для своего времени, найти причины их возникновения и возможные пути предотвращения этих проблем. Тренинг позволял ученикам проследить исторические тенденции в развитии характера взаимодействия человека с природой, способствовал осознанию причинно-следственных связей в природе, формированию представления о будущем, мотивации ценностного отношения к природе и осознанию своего единства с миром природы.
Тренинговое упражнение «Мои противоречия в отношении к природе» предусматривало выделение тех объектов природы, без которых жизнь невозможна, и выявление противоречий, которые мешают относиться к этим объектам бережно. Фиксация противоречий способствовала более глубокому осознанию, переосмыслению.
При создании проектов мы исходили из того, что метод проектов - одна из педагогических технологий, которая способствует реализации личностно-ориентированного подхода в экологическом образовании детей. Суть этой педагогической технологии, по мнению Н.А.Кузьминой, С.И.Еськовой и Т.И.Удоденко, заключается в стимулировании интереса учащихся к проблеме, овладении ими необходимыми знаниями и навыками для ее решения, организации проектной деятельности по решению проблемы, а на выходе - практическое применение полученных результатов. Главным является то, что результат можно увидеть, осмыслить, прочувствовать, применить в реальной практической деятельности [2].
В частности, в третьем классе был предложен проект «Путешествуем по России». Цель проекта - обогатить познавательный багаж детей, ознакомиться с растительным и животным миром различных регионов России, создать условия для общения, поиска дополнительной информации, позволить ученикам самовыразиться в различных видах деятельности. Каждая группа получила свое задание (разведка в Тайгу; на лодке по Байкалу, велосипедами по Подмосковью и т.д.). С помощью учителя ученики выработали план действий, цель путешествия, как и где будут фиксироваться впечатления и результаты познания, срок выполнения проекта. Важным условием была совместная деятельность родителей, детей, членов их семьи. Результаты проведенной работы представлялись в конце семестра.
Во втором классе учащиеся работали над созданием «Книги жалоб растений и животных». Задача - написать жалобу от имени природы, природных объектов. Работа организовывалась в таком порядке. Учитель выбирает определенные объекты исследований, например: пруд, река, дорога, лесная поляна, опушка; подснежники, липа, грибы и предлагает ученикам, каждому отдельно или группе из 3-4 человек, исследовать экологическое состояние одного из объектов и подумать над вопросами: есть ли у предмета их исследования основания для жалоб? На что может пожаловаться данный объект? Кого он обвиняет в своих проблемах? Какие просьбы могут у него быть? Когда у учителя будет уже несколько жалоб, он собирает «бюро расследования».
Ученики вместе с учителем читают жалобы и для каждой из них принимают предварительное решение. Определяют, чем могут помочь жалобщикам, или принимают решение о необходимости обратиться к кому-то за помощью (к ученикам старших классов, родителям, руководителям учреждений, организаций).
По материалам «Книги жалоб растений и животных» второклассники выполняли творческое задание «Пожелания растений и животных», коллективно составляли советы «Будь природе другом».
Значительное место в экологическом образовании младших школьников имеет их участие в природоохранной деятельности. Оно позволяет овладевать умениями рационального использования природных ресурсов. Уход за школьными цветниками и комнатными растениями в зеленом уголке класса, выращивание рассады овощных культур или цветов в условиях классного помещения, работа на учебно-опытном участке, озеленение школы, детского сада, сбор семян и плодов для пернатых, высадка деревьев и кустарников на школьном дворе и вне школы; прокладывание экологической тропы, регулярная подкормка птиц зимой, развешивание скворечников, дуплянок; помощь взрослым в подкормке лесных зверей - все это утверждает у младших школьников ценностное отношение к природе, чувство ответственности за ее сохранение.
Доступны для младшего школьника и другие виды естественных задач: изготовление гербариев дикорастущих растений, альбомов, книг-раскладок о растениях и животных, создание местной Красной книги - книги тревоги, изготовления игрушек и аппликаций из природного материала, фильмов о природе для игрушечного телевизора.
Зарекомендовали себя и тематические беседы, традиционные утренники, праздники «Природа - наш дом», «Любим тебя, Природа»), выставки («Заботливые руки - щедрая природа», «Мы и природа»), специально организованные природоохранные акции («Деревце», «Цветы моего края», «Поможем природе»), кружок «Школа любителей природы».
Заключение
Подытоживая вышеизложенное, отметим, что появление и применение новых форм, методов и методик экологического обучения и воспитания способствуют выходу современного экологического образования на качественно новый уровень. Однако, поиск эффективных инновационных путей экологического обучения и воспитания на современном этапе все еще актуален и требует научно-педагогической разработки.
Список литературы
- Герман М.Я., Воробьёва Е.А., Переверзева К.А. Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках окружающего мира в рамках ФГОС НОО // Концепции устойчивого развития науки в современных условиях. – 2017. – С. 142-145.
- Кузьмина Н.А., Еськова С.И., Удоденко Т.И. Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность // Евразийская педагогическая конференция. – 2018. – С. 17-19.
- Насырова А.Р., Гайсина Р.С. Экологическое образование младших школьников на уроках окружающего мира //Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. – 2015. – С. 201-203.
- Некрасова О.Ю. Формирование у младших школьников экологического отношения к природе на уроках окружающего мира //Молодой исследователь: от идеи к проекту. – 2017. – С. 474-477.
- Сичко И.А., Рубан О.В. использование педагогического наследия В.А. Сухомлинского в экологическом воспитании младших школьников // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 124-125; URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33003 (дата обращения: 12.12.2019).