В раннем возрасте ребенка, происходит формирование всех свойственных человеку процессов. Развитие начинается в соответствии с принципами заложенными в него природой (ползать, ходить, разговаривать), только к третьему году жизни у ребенка развивается интерес к перениманию опыта, познаний и умений взрослых. Поэтому современное общество уже с пеленок начинает «учить как надо». А если взглянуть на это с другой стороны?
Когда ребенок из домашнего уютного уголка, попадает в сад (незнакомую, новую, другую окружающую среду), и становится непосредственным его участником, у взрослого сразу срабатывает инстинкт «надо, чтобы все было сделано по правилам, верно, как решил взрослый», а у ребенка появляется познавательный процесс в тот момент, когда мама не задумывается о том, правильно ли он поступает: «Как это?», «А это что?», «А если так?»
Из педагогических наблюдений:
Марк М. (2 г. 1 мес.)
Мама с ребенком в мастерской. Марк рисует пальчиковыми красками солнышко. Мама: «Марк, что ты делаешь? Давай я тебе помогу» (берет руку ребенка и продолжает рисовать лучики). Ребенок начал выражать свое недовольство, отворачиваться от стола, теряет интерес к выбранному виду деятельности. Выходит из-за стола.
Вывод: если бы мама не вмешалась в процесс, результат получился бы гораздо лучше, результат ребенка, который сам сделал выбор деятельности: нарисовать солнышко.
В рамках группы кратковременного пребывания (совместно с родителями) у меня есть уникальная возможность тут же прокомментировать действия мамы, которые мы разбираем вместе. Несмотря на свои наилучшие намерения, взрослые не всегда понимают, что лучше позволить детям выбирать собственный способ познания окружающего мира. Не нужно обучать этих маленьких экспериментаторов, они прекрасно справятся и сами, моя задача - наблюдать и поддерживать ребенка (этому же я учу и родителей детей, посещающих группы кратковременного пребывания).
Но для начала, давайте разберемся, что такое наблюдение?
Наблюдение может быть целенаправленным, в процессе которого воспитатель собирает фактический материал по определенной теме или преследует конкретную цель, либо нецеленаправленным – в этом случае речь идет скорее о случайном наблюдении (из пособия Бостельман А. Ясли: наблюдение и фиксирование результатов).
Моделируя предметно-пространственную развивающую среду, я продумываю её содержание исходя из результатов педагогических наблюдений.
Маша М. (2 г. 6 мес.)
Дети на полке увидели колобка и спрашивают у меня: «Это кто?» Маша подходит ближе, смотрит и говорит: «Это Маша?», я ещё раз задаю вопрос «Это кто?», показывая на колобка. Маша отвечает: «Это Маша?». Показываю на Машу «Это Маша», показываю на колобка: «Это колобок». Маша показывает на себя и говорит: «Это Маша», и говорит детям: «Это колоб (колобок)». Мама Маши достаёт из сундука маски, начинается инсценировка».
Вывод: предоставлять верный ответ здесь, в настоящий момент, не откладывая на потом.В данной ситуации, я использовала метод педагогический поддержки, в котором, предоставила возможность девочке самостоятельно прийти к словесному высказыванию, обозначению предмета словом.
Мир ребенка 2-3 лет – это мир отдельных предметов и объектов. А познает он этот мир, исследуя и экспериментируя: взял предмет, обследует его разнообразными способами: вертит, сжимает, пробует на вкус, трясет, бросает. Изучил один из интересующих его предметов, малыш принимается за другой. Чем меньше (младше) ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
От того, насколько полно малыш научится воспринимать объекты, предметы и явления, а также оперировать знаниями о них, зависит его благополучное развитие в целом. Именно ранний возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Ребенок может манипулировать с предметами совершенно по-разному и поверьте, его опыт обогащается колоссально.
И снова из моих наблюдений:
Саша Б. (1 год 7 мес.)
Саша сам строит башню из мягких модулей, обойдя её кругом, толкает рукой, башня падает. Строит заново, опять толкает, опять падает. Я кладу к мягким модулям другой строительный материал (кубики, палочки, Лего). Саша наблюдает за мной, берёт кубики деревянные и пластмассовые строит. Получилось две башни, по очереди толкает, смотрит на меня и говорит: «Бух, ой!», смеётся.
Вывод: многие подумают, что выше описаны элементарные предметно-манипулятивные действия с предметами, на самом же деле, данное наблюдение таит в себе множество ответов о разноплановой деятельности мальчика. Ребенок самостоятельно определил что «почти все предметы падают» (элементарные знания о притяжении земли или силы тяжести). Опыт полученный ребенком в простой игре привел его к тому, что упавшие вещи могут ломаться или создавать шум.
Здесь же представлено моделирование развивающей среды: не нужно Сашу за это ругать, а напротив нужно предоставить ребенку разные предметы (это могут быть и мячи, чтобы показать, что предметы при падении могут и отскочить, и покатиться); показать, что падение может быть как стремительное (тяжелые предметы) и шумное (как с Сашиными кубиками), так и медленное, и тихое (лоскут лёгкой ткани).
В заключение, отмечаю значение наблюдения для реализации задач развития ребенка. Так, через игру и мотивацию с предметами ребенок может открыть для себя совершенно другой, новый мир, использовать полученные знания и открытия для новых целей и результатов. Я, как воспитатель, мои помощники-родители уже выступают в этой игре лишь вспомогательным элементом, либо участником игры, но на правах ребенка.
Игра для ребенка – это способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети постигают смысл и ценности человеческой жизни.
Игра – способ реагирования на неприятные, сложные ситуации. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и развивают внутренние личностные качества.
Игра – реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством.
Используемая литература
1. Бостельман А.Ясли: наблюдение и фиксирование результатов: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ Под редакцией С.Н.Бондаревой - М.: Издательство «Национальное образование», 2018г. - 112с.
2. Где растут таланты?: учебно-методическое пособие под общ.ред. Л.Свирской, Л.Роменской. - М.Обруч, 2014г. - 208с.
3. Михайлова-Свирская Л.В. Педагогические наблюдения в детском саду: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования – М.: Издательство «Национальное образование», 2017г.-128с.