Детское экспериментирование как метод познания мира

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


«Умей открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.»
В.А.Сухомлинский

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве со взрослыми.

Это игровая, продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немаловажно в детском саду познавательно-исследовательская деятельность, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребенка. Деятельность - необходимое условие развития личности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Главное достоинство метода экспериментирования, по мнению ученых, заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Дети дошкольного возраста - прирожденные исследователи. Исследовательская, опытно - экспериментальная активность - их естественное состояние, они настроены на освоение окружающего мира и хотят его познать. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребенка и способствовать развитию исследовательской активности, т.е. естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открывать, изучать – сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и самовыражаться.

Как отмечает В.А.Сухомлинский «Прежде чем давать детям знания надо научить их думать, воспринимать, наблюдать». Наблюдательность, любознательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире является важнейшими чертами детского поведения, т.к. ребенок по своей природе исследователь. Во время совместного экспериментирования с родителями дома или в ДОУ, ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Дети предлагают разнообразные возможные решения и опытным путем доказывают их возможность, исходя из этого делают свои выводы. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Вовлечение родителей в совместную с детьми исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность является частью образовательной деятельности группы. Одно из направлений детско-исследовательской, экспериментальной деятельности, которая используется - это опыты. По мнению исследователя Г.Г.Петреченко опыты помогают формировать у детей исследовательский подход к предметам и явлениям, глубже анализировать и синтезировать наблюдаемое. Мы их проводим как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами живой и неживой природы: песком, воздухом, камнями, магнитами, водой, снегом. Рассматривая через лупу камни, дети определили их разнообразие (по цвету, гладкости, шершавости), отметили, что мокрые камни отличаются по цвету от сухих. Детям понравился проект «Рисование на камнях», их это так увлекло потому что получилось что-то необычное, сказочное, интересное.

Дети придумывали игры с магнитами, делились своими знаниями с другими детьми: например, как достать железный предмет с помощью магнита из стакана с водой. Для проведения опытов в группе оборудован экологический уголок. Имеются необходимые оборудования для проведения опытов и исследовательской деятельности. Приборы-помощники: увеличительные лупы, весы, микроскоп, колбы, пробирки, воронки разного размера, пипетки, контейнеры. В группе имеется картотека опытов-наблюдений.

Примеры опытов-наблюдений:

  • Волшебное молоко
  • Мир камней
  • Поймай воздух
  • Вода и растения
  • Песочные фантазии
  • Чудеса с мыльными пузырями
  • Эта удивительная бумага
  • Чудо краски
  • Три состояния воды

В процессе совместной исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, идет обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы, развивается речь ребенка. Только заинтересованный родитель может стать своему ребенку настоящим другом и авторитетом.

Список литературы

1. Вахрушева Л.Н.: Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов. Москва, 2011.

2. Дошкольная педагогика № 9, 2016, стр.36. М.Н.Емельянова. «Технология организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе».

3. Дергунская В.Н.: Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.