Открытый урок 1-й класс, УМК "Перспектива". Тема урока: "Задача"

Разделы: Математика

Класс: 1

Ключевые слова: математика


Предмет: математика, 1 класс, УМК «Перспектива».

Место урока в теме: 1 урок.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: создание условий для ознакомления с отличительными особенностями задачи.

Задачи урока для учителя:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с отличительными элементами задачи, научить  выделять задачи из предложенных текстов;
  • Развивать математическую  речь, вычислительные навыки.

Развивающие:

  • Способствовать развитию УУД.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию познавательного  интереса к математике.

Оборудование к уроку: УМК «Перспектива»:

  • учебник «Математика» 1 класс (Дорофеев Г.В. и др.) 1 ч., рабочая тетрадь на печатной основе 1 ч.
  • Презентация «Задачи», мультимедиа, компьютер, карточки для индивидуальной работы, карточки с компонентами задачи, карточки с «ключами» к задачам, листы для групповой работы, предметные картинки, таблица с линиями, цифры 1,2,3 для рефлексии.

Планируемые результаты обучающихся:

Предметные:

Метапредметные

Личностные

- умение выделять задачи из предложенных текстов;
- умение различать структуру текстовой задачи;
- умение различать условие задачи, вопрос; 
-  умение правильно оформлять решение задачи в тетради

Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- умение определять последовательность действий;
- умение следовать пунктам алгоритма, осуществление  пошагового  контроля своих действий с ориентацией на действия  учителя;
- умение отличать верно выполненное задание от неверного;
- умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
- умение под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
- умение под руководством учителя  осуществлять  обобщение, делать выводы (подведения под понятие).

Коммуникативные:
- участие в работе парами и группами;
- умение понимать задаваемые вопросы;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
- умение выражать свою точку зрения;
- умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

- положительное отношение  к изучению предмета математики;
- интерес к новому опыту;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- использование своего жизненного опыта и опыта других людей для решения задач.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация

Ребята, сегодня на урок математики к нам пришло много гостей. Давайте повернемся к ним и подарим им свои  улыбки.

Презентация

Итак, за работу, в добрый час! (слайд №3)

Девизом нашего урока станут слова замечательного русского ученого М.В.Ломоносова:

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». (слайд №)

II. Актуализация знаний

(слайд №14)

1. Послушайте, пожалуйста, два рассказа и сравните их.

2. На рынке купили 4 свеклы и 3 кочана капусты. Овощи очень полезные.

1. На рынке купили 4 свеклы и 3 кочана капусты. Сколько всего овощей купили?

- Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «МАТЕМАТИКА», а какой - в учебник «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»? Почему? (Первый рассказ нужно поместить в учебник «Математика», так как в нем есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления. Второй рассказ поместим в учебник «Окружающий мир»).

- Кто скажет, как называется первый рассказ на языке математики? (Задача)

- Мы сегодня в начале урока уже слышали это слово?

- Где? (Когда разгадывали ребус).

- Кто уже догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Что нового мы узнаем? (Узнаем, какой рассказ называется задачей, из каких частей он состоит.)

III. Определение темы и цели урока

- Какая тема нашего урока?

Тема: "Задача".

- Какие цели мы себе поставим на уроке?

Цели урока:

  • Узнать, что такое задача.
  • Познакомиться с составными частями задачи и их признаками.

IV. Изучение нового материала

а) Давайте проанализируем и решим эту задачу.

- Что такое задача? (Это математический рассказ, известными данными и вопросом).

- Из каких частей состоит задача? (Не знаем)

Проблема: Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

- Что известно в задаче? (Это условие задачи)

Карточка (Условие задачи)

- Что такое условие задачи? (Это то, что нам известно.)

- Что еще есть? (Вопрос)

- Что такое вопрос задачи? (Это то, о чем нас спрашивают, что нужно узнать.)

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить задачу)

- Карточка (Решение  задачи)

- Какой последний шаг в решении задачи? (Ответить на поставленный вопрос)

Ответили?

- Карточка (Ответ задачи)

б) Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 104.

Посмотрите еще раз и прочитайте, что должно быть в задаче обязательно. (т.е. назвать компоненты задачи)

- Что такое условие задачи? Где условие данной задачи? (то, что нам известно)

- Что такое вопрос задачи? Назовите вопрос.

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить её, т.е. выполнить арифметическое действие с ответом и записать его или назвать) 3+2=5 (т.))

- Какой последний шаг в решении задачи? (Ответить на поставленный вопрос, прочитав его еще раз).

в) Первичная проверка понимания изученного. Самостоятельная работа. (в парах)

№1, с.104 (сделать карточки)

- Прочитайте условие, вопрос, решение, ответ.

Дополните (устно) решение. Назовите ответ на поставленный вопрос.

Проверка по эталону на доске.

- Проговорим критерии оценивания.

- Если верно ставим (+)

- Если не верно (-)

- Если все (+) я молодец на линеечке ставлю себе высокий уровень.

- Если 2- (+) средний

- Если 1 и менее низкий. Мне нужно еще потрудиться.

Итак, проверяем.

Повторим тему и цели.

V. Физминутка. Музыкальная

VI. Закрепление изученного материала

Продолжение работы по закреплению изученного материала. Работа в тетради на печатной основе.

№1 стр.90 – Заполни пропуски нужными цифрами. Проведи нужные линии. (Проверка)

№2 стр.90 – Составь задачу по рисунку и решению. Запиши ответ. (Проверка)

VII. Рефлексия

(слайд №15)

 а)

  • На уроке я узнал …
  • Я смог самостоятельно …
  • Я пока затрудняюсь …
  • Мне понравилось…

б) Оцени себя. (слайд №16)

  • Сегодня я работал лучше, чем вчера. (карточка с числом 1)
  • Я мог работать лучше. (карточка с числом 2)
  • Не доволен работой своей. (карточка с числом 3)

VIII. Итог урока

- Какая была цель урока?

- Узнать, что такое задача. (Это рассказ с известными данными и вопросом)

Составные части задачи:

1. Условие.

2. Вопрос.

3. Решение.

4. Ответ.

- Достигли цели нашего урока?

Урок окончен. Спасибо за работу! (слайд №17)