Предмет: математика, 1 класс, УМК «Перспектива».
Место урока в теме: 1 урок.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: создание условий для ознакомления с отличительными особенностями задачи.
Задачи урока для учителя:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с отличительными элементами задачи, научить выделять задачи из предложенных текстов;
- Развивать математическую речь, вычислительные навыки.
Развивающие:
- Способствовать развитию УУД.
Воспитательные:
- Способствовать формированию познавательного интереса к математике.
Оборудование к уроку: УМК «Перспектива»:
- учебник «Математика» 1 класс (Дорофеев Г.В. и др.) 1 ч., рабочая тетрадь на печатной основе 1 ч.
- Презентация «Задачи», мультимедиа, компьютер, карточки для индивидуальной работы, карточки с компонентами задачи, карточки с «ключами» к задачам, листы для групповой работы, предметные картинки, таблица с линиями, цифры 1,2,3 для рефлексии.
Планируемые результаты обучающихся:
Предметные: |
Метапредметные |
Личностные |
- умение выделять задачи из предложенных текстов; |
Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: |
- положительное отношение к изучению предмета математики; |
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация
Ребята, сегодня на урок математики к нам пришло много гостей. Давайте повернемся к ним и подарим им свои улыбки.
Итак, за работу, в добрый час! (слайд №3)
Девизом нашего урока станут слова замечательного русского ученого М.В.Ломоносова:
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». (слайд №)
II. Актуализация знаний
(слайд №14)
1. Послушайте, пожалуйста, два рассказа и сравните их.
2. На рынке купили 4 свеклы и 3 кочана капусты. Овощи очень полезные.
1. На рынке купили 4 свеклы и 3 кочана капусты. Сколько всего овощей купили?
- Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «МАТЕМАТИКА», а какой - в учебник «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»? Почему? (Первый рассказ нужно поместить в учебник «Математика», так как в нем есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления. Второй рассказ поместим в учебник «Окружающий мир»).
- Кто скажет, как называется первый рассказ на языке математики? (Задача)
- Мы сегодня в начале урока уже слышали это слово?
- Где? (Когда разгадывали ребус).
- Кто уже догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Что нового мы узнаем? (Узнаем, какой рассказ называется задачей, из каких частей он состоит.)
III. Определение темы и цели урока
- Какая тема нашего урока?
Тема: "Задача".
- Какие цели мы себе поставим на уроке?
Цели урока:
- Узнать, что такое задача.
- Познакомиться с составными частями задачи и их признаками.
IV. Изучение нового материала
а) Давайте проанализируем и решим эту задачу.
- Что такое задача? (Это математический рассказ, известными данными и вопросом).
- Из каких частей состоит задача? (Не знаем)
Проблема: Об этом мы узнаем сегодня на уроке.
- Что известно в задаче? (Это условие задачи)
Карточка (Условие задачи)
- Что такое условие задачи? (Это то, что нам известно.)
- Что еще есть? (Вопрос)
- Что такое вопрос задачи? (Это то, о чем нас спрашивают, что нужно узнать.)
- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить задачу)
- Карточка (Решение задачи)
- Какой последний шаг в решении задачи? (Ответить на поставленный вопрос)
Ответили?
- Карточка (Ответ задачи)
б) Работа с учебником.
- Откройте учебник на странице 104.
Посмотрите еще раз и прочитайте, что должно быть в задаче обязательно. (т.е. назвать компоненты задачи)
- Что такое условие задачи? Где условие данной задачи? (то, что нам известно)
- Что такое вопрос задачи? Назовите вопрос.
- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить её, т.е. выполнить арифметическое действие с ответом и записать его или назвать) 3+2=5 (т.))
- Какой последний шаг в решении задачи? (Ответить на поставленный вопрос, прочитав его еще раз).
в) Первичная проверка понимания изученного. Самостоятельная работа. (в парах)
№1, с.104 (сделать карточки)
- Прочитайте условие, вопрос, решение, ответ.
Дополните (устно) решение. Назовите ответ на поставленный вопрос.
Проверка по эталону на доске.
- Проговорим критерии оценивания.
- Если верно ставим (+)
- Если не верно (-)
- Если все (+) я молодец на линеечке ставлю себе высокий уровень.
- Если 2- (+) средний
- Если 1 и менее низкий. Мне нужно еще потрудиться.
Итак, проверяем.
Повторим тему и цели.
V. Физминутка. Музыкальная
VI. Закрепление изученного материала
Продолжение работы по закреплению изученного материала. Работа в тетради на печатной основе.
№1 стр.90 – Заполни пропуски нужными цифрами. Проведи нужные линии. (Проверка)
№2 стр.90 – Составь задачу по рисунку и решению. Запиши ответ. (Проверка)
VII. Рефлексия
(слайд №15)
а)
- На уроке я узнал …
- Я смог самостоятельно …
- Я пока затрудняюсь …
- Мне понравилось…
б) Оцени себя. (слайд №16)
- Сегодня я работал лучше, чем вчера. (карточка с числом 1)
- Я мог работать лучше. (карточка с числом 2)
- Не доволен работой своей. (карточка с числом 3)
VIII. Итог урока
- Какая была цель урока?
- Узнать, что такое задача. (Это рассказ с известными данными и вопросом)
Составные части задачи:
1. Условие.
2. Вопрос.
3. Решение.
4. Ответ.
- Достигли цели нашего урока?
Урок окончен. Спасибо за работу! (слайд №17)