Программное содержание
- Учить составлять рассказ по ощущениям.
- Развивать речевую активность, слух, обоняние, тактильные ощущения, речь.
- Повышать эффективность развития умственных способностей, стимулировать развитие речи, а также использование сенсорной тропы как дополнительного средства для улучшения психического и физического здоровья.
- Профилактика плоскостопия при хождении по сенсорной тропе.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- Закреплять умение проводить опыты - работать с незнакомыми растворами.
- Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде.
- воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Предварительная работа:
- Изготовление коврика с пуговицами разного размера.
- Заготовка коллекции камушек, шишек, засушка листьев мелиссы.
Развивающая среда:
- «Сухой дождь»,
- Сенсорная тропа с камушками, шишками, бумагой, пуговицами.
- Набор для проведения опыта с водой – стакан, подсолнечное масло.
Ход занятия
Вступительная часть
- Перед занятием: в группе неожиданно для детей появляется фея Мелисса с веточкой мелиссы и обращается к детям.
- Здравствуйте, ребята! Путешествуя по Москве, я заглянула в ваш детский сад, и так увлеклась разглядывая все кругом, что потеряла свою волшебную палочку. Ребята, вы можете мне помочь - найти мою волшебную палочку?
Дети - Да.
Фея - Тогда вам поможет эта веточка мелиссы - ее аромат имеет и моя волшебная палочка. Нужно искать по запаху.
Перед началом занятия воспитатель предлагает всем отправиться в необычное путешествие.
Воспитатель - Сегодня нам предстоит пройти необычными тропами и преодолеть много препятствий и трудностей, справиться с этими заданиями можно только если вы будете внимательны и аккуратны.
1 часть
Воспитатель предлагает детям снять обувь. Звучит музыка «релакс».
Педагог дает инструкции как надо вести себя на тропе: медленно переступать с одного элемента на другой. Постарайтесь почувствовать, что у вас под ногами. Прислушайтесь к своим ощущениям - постарайтесь сначала не смотреть под ноги, а только определить на что это похоже по ощущениям.
Чтобы попасть на конечный пункт назначения нашего путешествия надо преодолеть все препятствия.
Первое - «Сухой дождь» пройти сквозь разноцветные струи «сухого дождя» чтобы пройти - надо подуть на него. Набрать воздух- глубокий вдох через нос и выдох через рот.
Затем дети встают на сенсорную тропу – прошли ножками, потоптались 5 раз - пуговицы, камешки мелкие. Камешки крупные, песок, шишки, тропинка из лего-конструктора.
Воспитатель - идем дальше - пошевелите пальчиками ног, закрыв глаза - что чувствуете?
Откройте глаза. Расскажите что это.
Пять раз наступите на следующий квадрат. Понравилось вам это ощущение?
Ответы детей.
Воспитатель - Ребята, а что это впереди?
Кто-то раскидал бумагу. Давайте свернем ее в комочек, потопаем, уплотним ее, и выбросим в мусорное ведро.
В процессе этой деятельности дети делятся своими выводами что разбрасывать мусор нельзя, а нужно его доносить до мусорного ведра.
Особо обращаю внимание на построение полного предложения от детей с ОВЗ- Степана Гаврилова и Стефана Исаева.
Воспитатель - И вот мы уже почти у цели. Чтобы ее достигнуть надо еще немного потрудиться.
2 часть
Физкультминутка «Капельки и тучки»
На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2 раза.
Подвожу детей к столам, где расставлены стаканчики для опытов.
3 часть
Вот мы и добрались о конечного пункта назначения - подходим к столам.
И будем проводить необычные превращения
Опыт 1 «Друзья – враги»
Налить в прозрачный стаканчик воды. Затем добавить немного подсолнечного масла- эти две жидкости никогда не смешиваются друг с другом, то есть они враги, но если добавить немного мыльной воды - то что получается? – ответы детей - (мутный раствор) Педагог объясняет, что мыло не дает капелькам масла слиться и образовать плотный слой – поэтому образуется мутный раствор
Опыт 4. Дети давайте аккуратно возьмем листочки и разотрите их двумя пальчиками над бумагой. Расскажите свои ощущения. Что напоминает вам этот запах?
Ответы детей.
Появляется фея с волшебной палочкой.
Фея - Спасибо, ребята, что правильно определили запах мелиссы - по нему то я и нашла свою волшебную палочку. Мне очень понравилось у вас в детском саду и вы оказались смелыми и умными детьми, но пора с вами прощаться. В знак благодарности я хочу вам всем хорошее настроение! До новых встреч! (Уходит под музыку " релакс".)
Воспитатель - А теперь и нам, ребята, пора отправляться в обратный путь - идем по сенсорной тропе, доходим до сухого дождя - дуем на него, чтобы выйти.
До новых встреч!