Мы прочитали роман А.С.Пушкина «Дубровский» о взаимоотношениях народа и господ. Тема сегодняшнего урока – понятие о композиции эпического произведения. (Запись в тетрадях темы урока).
Работа с учебником.
Откроем учебники на странице 142.Ученик читает вслух статью «Композиция»: «Композиция – это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
Запись определения в тетрадь.
- Читаем далее: «Повествование в художественном произведении может строиться в хронологической последовательности, либо с нарушением её».
- Ребята, как вы понимаете смысл слов «в хронологической последовательности»?
Словарная работа: подобрать однокоренные слова к слову «хронологический» и устно объяснить их значение ( в хронологической последовательности – во временной последовательности).
Ученик продолжает читать статью учебника:
- В произведение могут быть включены подробные описания места действия, обстановки, переживаний героев, рассказы других лиц. Все эти элементы задерживают развитие действия, но позволяют вернее нарисовать героев, полнее и глубже раскрыть замысел автора, а иногда вызвать напряженный интерес читателя».
- Обратим внимание на последние слова статьи. Интересно ли вам было читать 8–11 главы?
Итак, чем вызван наш напряженный читательский интерес? Для этого подумаем, все ли события в романе изложены в хронологической последовательности.
- Перед вами план основных событий глав 8-11 в той последовательности, в какой они описаны в романе и истинный ход событий. С какой целью А.С.Пушкин нарушает временную последовательность событий?
План событий в романе |
Истинный ход событий |
1. Дефорж и медведь. |
Дефорж и медведь. |
- Итак, сделаем вывод. Зачем А.С.Пушкин переставил события?
Ответ ученика: - Это сделано, чтобы заинтересовать, заинтриговать читателя.
Учитель дополняет: - А.С.Пушкин прибегает к такому приёму, чтобы позволить догадливому читателю понять, что Дефорж – это Дубровский, до пояснения автора.
Учитель: - Итак, автор нарушает временную последовательность событий и только в самом конце (11 гл.) рассказывает о сделке, произошедшей между учителем-французом и Дубровским на почтовой станции.
Учитель: - Что мы узнали сегодня на уроке?
Ученики:
- Мы познакомились с понятием композиция.
- Мы узнали, что не всегда повествование строится в хронологической последовательности, что автор часто нарушает хронологию, чтобы заинтересовать, заинтриговать читателя.
Учитель:
- Ещё раз прочитаем определение композиции, потому что с этим будет связано ваше домашнее задание.
Ученик читает вслух определение композиции.
Вопрос учителя: - Какой эпизод в романе мы будем считать заключительным?
Возможный ответ: Владимир Дубровский покинул своих крестьян, потому что месть, которой он так жаждал, оказалась не нужной. Машу он потерял. Дальнейшая жизнь в качестве благородного разбойника бессмысленна.
Домашнее задание: в тетрадях по литературе дать развернутый письменный ответ на вопрос: «Почему так печально заканчивается роман?»
Далее учитель оценивает знания учащихся.