Работа с текстом и инфографиками на уроках истории

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: инфографика


Умение учиться самостоятельно – требование современной жизни и образования. Каждому педагогу необходимо построить свои уроки таким образом, чтобы учащийся овладел комплексом знаний, умений и действий.

Учителям истории приходится часто использовать на учебных занятиях различные тексты. Многие из нас встречались с проблемой – не все ученики умеют работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать и анализировать. Школьникам сложно работать с неадаптированными текстами (художественные, философские, публицистические и т.д.). Зачастую дети, при ответе на вопрос цитируют (переписывают) целые абзацы учебника.

Я думаю, что нам всем необходимо развивать у наших учеников умение работать и с учебными текстами, и с источниками.  Учителю нужно, во-первых, научить обучающихся работать с текстом, во-вторых — заинтересовать их в изучении информации.
Современные дети любят выполнять нестандартные задания. По моему опыту, самым популярным видом работы с текстом среди учеников разных возрастов, является инфографика.

«Инфогра́фика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстрое и чёткое преподнесение сложной информации. Одна из форм графического дизайна».1

__________________

1 Инфографика//Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Пример инфографики2

__________________

2 Инфографика «Памятник Крылову» [Электронный ресурс].
URL: http://visittver.ru/wp-content/uploads/2017/07/271840-%E2%80%94-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F-1355x1020.jpg

Инфографика направленна на визуальное восприятие различных образов.

На своих уроках я использую инфографику в двух видах — как основное задание для выполнения на уроке всеми учениками класса, и как дополнительное — для индивидуальной работы учащихся.

Задание для всех — создание инфографик на уроке из предложенного текста (текст учебника, раздаточный материал учителя или самостоятельно подготовленный детьми на заданную тему) и иллюстрации.

3

__________________

3 Путеводитель по архитектурным стилям. [Электронный ресурс]. URL: https://liveinmsk.ru/article/putevoditel-po-arkhitekturnym-stilyam-p7

Чаще всего я использую данный прием на уроках по культуре.

Пример задания: ученики должны определить и подписать черты стиля ампир на полученном изображении.

Дополнительное задание — создание инфографик  детьми, которые умеют рисовать/создание в графических редакторах.

Бесплатное создание инфографик доступно на сайте: https://www.canva.com/

Используя прием создания инфографик на уроках и дома, ученики смогут научиться подбирать и анализировать информацию для дальнейшего её преобразования в графическое изображение (детям необходимо продумать структуру, выделить основные понятия, факты и т.д.)

Данная инфографика создана учеником 8 класса на тему «Погибшие города Тверского края».

Используя данный прием работы с разными текстами, я стремлюсь к тому, чтобы:

  1. Ученики на моем уроке занимали активную позицию, осуществляя работу с текстом;
  2. Уроки истории стали для детей более интересными;
  3. У детей сформировались различные навыки работы с текстом.

Разработка готового задания по архитектуре XVIII в. с использованием инфографик

Задания

  1. Рассмотрите архитектурные объекты XVIII в. (Приложение №1)
  2. Изучите характерные черты стилей барокко и классицизм (Приложения №2–4)
  3. Определите стиль данных архитектурных объектов, аргументируйте свою позицию (найдите характерные черты в каждом из них).

Приложение № 1. Архитектурные объекты XVIII в.

Таврический дворец
И.Е.Старов. 1783 г.

Зимний дворец 
Ф.Растрелли 1754 г.

    Смольный собор
    Ф.Растрелли 1748 г.

Дом Пашкова.
В.И.Баженов.1784-1786 гг.

Приложение № 2. «Характерные черты стилей барокко и классицизм»

«Барокко – художественный стиль, зародившийся в Италии и распространенный в европейском искусстве до середины XVIII века.
Классицизм – художественный стиль, характерный для искусства Европы и особенно ярко проявившийся во второй половине XVIII века.

Барокко отличается буйством и динамичностью форм. Для классицизма характерны стройность и равновесие всех деталей.
Барокко ставит во главу угла роскошь, пышность, блеск, напыщенность, богатство отделки. Классицизм ценит сдержанность и простоту линий, декор используется очень аккуратно.

В барокко используются пространственные иллюзии, искажающие пропорции и придающие масштабность. Классицизм зиждется на гармоничности пропорций, берущих начало в античной традиции».4

«Архитектура барокко и классицизма в сравнении очень различны. С первого взгляда можно отличить их друг от друга: вычурность барокко бросается в глаза, безусловно, это сложные архитектурные произведения. Тогда как здания в стиле классицизма настолько имеют четкие пропорции и строгий вид, что невольно заставляют задуматься о своем величии и монументальности.

Можно выделить главные элементы в сравнении направлений искусства классицизма и барокко. Во-первых, это реальная эмоциональность барокко, сила сюжета и красочность образов, и во-вторых, сдержанная красота античной мифологии, понятная и лаконичная в своем проявлении».5

__________________

4 Чем отличается барокко от классицизма? [Электронный ресурс]. URL: https://imgist.ru/chem-otlichaetsya-barokko-ot-klassicizma.html

5 Классицизм и барокко: сравнение направлений искусства. [Электронный ресурс]. URL: https://fb.ru/article/383866/klassitsizm-i-barokko-sravnenie-napravleniy-iskusstvahttp://fb.ru/article/383866/klassitsizm-i-barokko-sravnenie-napravleniy-iskusstva

Таблица «Характерные черты стилей барокко и классицизма»6

Характерные черты стиля

Барокко

Классицизм

Общие 

Призван продемонстрировать роскошь и богатство. Повышенная эмоциональность. Динамизм. Сущность жизни – в движении и в борьбе переменчивых стихий. Иррационализм, мистика, экспрессия. Подчеркнутая театральность, декоративность, экзальтация.

Воплощение лучших образцов античности. Спокойствие и утонченность. Ясность и лаконичность. Благородная простота. Стремление к идеальности. Рационализм. Следование принципам порядка, единообразия, согласованности.

В архитектуре

Вычурность и сложность форм. Парадность и напыщенность. Популярность пространственных иллюзий, искажающих пропорции здания. Гигантские размеры. Игра света и тени.

Ощущение величия. Четкая планировка, масштабность и строгость форм. Равновесие частей, гармоничность пропорций. Регулярность планировки. Функциональность, упорядоченность.

В интерьере

Пышность, величие, сочность, пространственный размах. Преобладание изогнутых линий, лакировки. Обилие декора и инкрустаций. Богатство отделки (золото, мрамор, мозаика, кость). Изощренный витиеватый орнамент.
Мебель очень массивна и сложна по форме, изобилует украшениями.

Четкие геометрические формы. Сдержанность в декоре. Использование в отделке дорогих материалов, но без излишеств. Простота линий, гармоничность цветовых сочетаний. Орнамент с античными мотивами, строгий и геометричный.
Максимальная функциональность и конструктивность мебели.

В искусстве

Динамизм композиций. Интерес к триумфам, экстатическим проявлениям натуры. Грандиозность, драматическое напряжение.

Уравновешенная композиция, логическое развертывание сюжетной линии. Отсутствие проявления ярких эмоций.

__________________

6 Классицизм и барокко: два стиля одной эпохи. [Электронный ресурс]. URL: https://revolution.allbest.ru/construction/00658546_0.html

Приложение № 3. Характерные черты стилей барокко и классицизм7 в инфографике.

__________________

7 Путеводитель по архитектурным стилям. [Электронный ресурс]. URL: https://liveinmsk.ru/article/putevoditel-po-arkhitekturnym-stilyam-p7

Приложение № 4. Стили на примере ёлочки8

__________________

8МИГУП. [Электронный ресурс]. URL https://vk.com/migup

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Инфографика//Википедия. Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0 
  2. Инфографика «Памятник Крылову» . Электронный ресурс]. URL: http://visittver.ru/wp-content/uploads/2017/07/271840-%E2%80%94-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F-1355x1020.jpg
  3. Классицизм и барокко: два стиля одной эпохи. [Электронный ресурс]. URL: https://revolution.allbest.ru/construction/00658546_0.html
  4. Классицизм и барокко: сравнение направлений искусства. [Электронный ресурс]. URL: https://fb.ru/article/383866/klassitsizm-i-barokko-sravnenie-napravleniy-iskusstvahttp://fb.ru/article/383866/klassitsizm-i-barokko-sravnenie-napravleniy-iskusstva
  5. МИГУП. [Электронный ресурс]. URL https://vk.com/migup
  6. Путеводитель по архитектурным стилям. [Электронный ресурс]. URL: https://liveinmsk.ru/article/putevoditel-po-arkhitekturnym-stilyam-p7
  7. Чем отличается барокко от классицизма? [Электронный ресурс]. URL: https://imgist.ru/chem-otlichaetsya-barokko-ot-klassicizma.html