Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практикум по математике»

Разделы: Математика, Дополнительное образование

Ключевые слова: дополнительное образование, Дополнительная общеразвивающая программа


Пояснительная записка

Направленность программы социально-педагогическая. Занятия математикой способствуют развитию и формированию мышления учащихся. Содержание программы выражается в практико-ориентированном комплексном подходе, к выработке у обучающихся навыков решения заданий повышенного уровня в дополнение к имеющимся или получаемым знаниям по учебным предметам «Алгебра и начала анализа», «Геометрия». Программа не заменяет, а качественно дополняет существующие в системе образования программы и формы работы с детьми в части формирования математической культуры.

Актуальность программы

В Концепции модернизации дополнительного образования обозначена важность создания условий для творческого развития и удовлетворения личностных потребностей детей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практикум по математике» составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, а также с запросом со стороны родителей.

Актуальность программы заключается в ее четкой логической структуре, гармоничном сочетании строгих математических фактов и занимательности, что позволяет расширить и углубить изучаемый материал, учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов. Важно подготовить учащихся к таким видам работы, которые не являются для них новыми, но представляют определенную сложность, без знания которых невозможно изучение математики и смежных предметов на старшей ступени. Данная программа предусматривает наиболее полное развитие целостной математической составляющей картины мира, расширение возможностей учащихся по свободному выбору своего образовательного пути, раскрывает широкие горизонты для развития познавательных интересов учащихся и повышает их информированность в различных аспектах современного труда.

Адресат программы – программа рассчитана на мальчиков и девочек 15-17 лет, желающим углубленно заниматься математикой.

Цель программы: Формирование познавательных интересов и математического мышления обучающихся через решения заданий повышенного уровня.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формировать представление о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
  • формировать представление о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;
  • обучать методам доказательств и алгоритмов решения; умению их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
  • обучать владению стандартным приёмам решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем;
  • формировать представление об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
  • обучать основным понятиям о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;

Развивающие:

  • способствовать развитию творческого и логического мышления обучающихся, алгоритмической культуры, пространственного воображения;
  • способствовать развитию математического мышления и интуиции;
  • способствовать формированию познавательного и устойчивого интереса к математике.

Воспитательные:

  • формировать представление о значимости математики как части общечеловеческой культуры в развитии цивилизации и современного общества;
  • создание условий для воспитания культуры личности обучающихся средствами математики.

Условия реализации программы

Объем и сроки реализации: Программа «Практикум по математике» рассчитана на 1 год в объеме 30 часов, 1 час в неделю, (занятия с октября по май).

Формы организации деятельности учащихся на занятиях.

Форма организации деятельности учащихся на занятии групповая. При необходимости допускается организация индивидуально-групповых и индивидуальных занятий.

Формы проведения занятий – практикум решения текстовых задач, уравнений, неравенств, задач на построение графиков, исследование функций.

Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональным стандартам.

Материально-техническое оснащение:

Для успешной реализации программы необходимы:

  • Отдельный, хорошо освещенный кабинет, оборудованный столами и стульями (помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и тех­нике безопасности);
  • ПК или ноутбук для показа презентаций, проектор, экран.
  • Комплект демонстрационного по геометрии, электронное оснащение

Планируемые результаты

Предметные:

  • сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
  • сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;
  • владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
  • владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем;
  • сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
  • владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Личностные:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
  • сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской и других видах деятельности;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Учебно-тематический план

Тема Теория/ Практика/ Итого Формы контроля

1. Вводное занятие

-/1/1

Опрос. Тест.

2. Уравнения и неравенства.

1/5/6

Опрос,тест,групповая работа

3. Логарифмическая функция. Показательная функция. Степенная функция.

1/1/2

Работа в парах,групповая работа

4. Преобразование логарифмических выражений. Решение уравнений и неравенств

1/5/6

Тест теоретический, самостоятельная работа

5. Формулы тригонометрии.

1/3/4

Тест теоретический, самостоятельная работа

6. Тригонометрические уравнения и неравенства.

1/4/5

Тест теоретический, самостоятельная работа

7. Текстовые задачи

-/3/3

Самостоятельная работа

8. Задачи с геометрическим содержанием.

-/2/2

Работа на готовых чертежах, теоретический тест

9. Итоговое занятие

-/1/1

Тест

Всего:

5/25/30

 

Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Практикум по математике»

  • Год обучения: 1 год.
  • Дата начала обучения:
  • Дата окончания обучения:
  • Всего учебных часов: 30.
  • Количество учебных часов: 30.
  • Режим занятия: 1 раз в неделю по 1 часу.

Полностью Программа представлена в Приложении.