Разработка внеклассного мероприятия "Герои-сибиряки"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 5

Ключевые слова: патриотическое воспитание, День Победы, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., герои-сибиряки


Воспитание культуры памяти – одна из важнейших задач современной школы.

Наши дети должны проникнуться трагедией того времени, сопереживать людям, прошедшие страшные дни войны, осознать себя частицей своего народа, приобщиться к истории своей страны.

Мы щели вырыли… и тут:
Совсем казалось близко,
Прерывистый, знакомый «гуд»
Раздался в небе низком.
Сегодня, точно как вчера:
Обычная работа:
Пикировали «Мессера»,
Строча из пулемёта.
Был гул мотора их суров
И зло сирены выли,
И пули шлёпали в песок,
Взметая струйки пыли.
М.А.Рыбаков 15.11.1942 г. [8, с. 29]

В данной методической разработке представлен сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Победы для обучающихся 5-7 классов. На начальном этапе, совместно с учащимися кружка мы проводили сбор разнообразных сведений об объекте исследования. Использовали материалы газетных публикаций, интернет-ресурсы. Эффективность и результативность проекта проверяются защитой работы. Презентация проекта важна как для учащихся, так и для учителя. Кроме того, в ней заложен большой воспитательный эффект: ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, тренируют умение проводить публичные выступления, отвечать на вопросы.

С первых минут создан определённый эмоциональный настрой через документальные видеозаписи «Артиллерийские удары» [1], документальные аудиозаписи: Молотов – речь 22.06.1941г. [1] и информационно-коммуникативные технологии. Учащиеся заранее подбирали материал о героях-сибиряках из различных источников информации, на основе которого сделали сценарий мероприятия, презентацию.

Ожидаемый результат внеклассного мероприятия:

  • повышение осведомлённости подростков в области истории своей Родины, истории Великой Отечественной войны;
  • привитие навыков самостоятельной работы;
  • сформировать навыки научно-исследовательской деятельности (структурализация, систематизация);
  • способность к самопрезентации через позиционирование и аргументацию
  • выработка активной жизненной позиции.

Предмет

Внеклассное мероприятие по краеведению

Класс

5 класс

Тип занятия

Изучение нового материала

Технология построения занятия

Проблемно-диалогическая

Цель

Воспитание патриотизма школьников на примере боевых подвигов иркутян в годы Великой Отечественной войны.

Задачи

  • Организация познавательной деятельности обучающихся;
  • Гордость за героев-сибиряков.

3. Воспитание бережного и уважительного отношения к ветеранам войны, к истории своей Родины, её традициям

Основные термины и понятия

Война, Сапун-Гора, переправа, мемориальная доска.

Планируемый результат

Личностные УУД:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные УУД:

  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе занятия;
  • формирование  умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

  • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

  • Повышение осведомлённости подростков в области истории своей Родины, истории Великой Отечественной войны;
  • Роль сибиряков в победе нашей страны.

Уметь:

  • воспроизводить информацию;
  • воспринимать информацию.

Форма работы

Устный журнал

Оборудование

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

Ушла война, ушла за поворот.
Но память по ночам всё так же гложет.
И шестьдесят и триста лет пройдёт,
Никто из нас войны забыть не сможет.

Документальные видеозаписи

Артиллерийские удары» [1]

Документальные аудиозаписи: Молотов – речь 22.06.1941г. [1]

Сибиряки, на фронте это слово
Щетинило калёные штыки,
Звучало и надёжно и сурово…
сибиряки [6, с. 17]

Сегодня внеклассное мероприятие посвящено...

Цели занятия...

Высказывают мнения и под руководством учителя формулируют общие цели занятия, озвучивают тему занятия

Актуализация знаний

Для чего это нужно знать?

Высказывают свою точку зрения.

Устный журнал

Уметь:
- воспроизводить информацию;
- воспринимать информацию;
- заполнять по ходу выступлений кроссворд.

Задание по ходу выступлений заполнить кроссворд.

I ученик. 22 июня 1941 года трудящиеся Иркутска собрались на площади С.М.Кирова на митинг, вызванный сообщением о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. За время войны иркутяне проявляли беспримерную трудовую доблесть, во много раз перекрывая нормы выработки. Промышленные предприятия города перешли на военную продукцию и давали фронту свыше 50 ее наименований.
Сотни миллионов рублей собрали иркутяне для внесения в фонд обороны. На эти деньги строились артиллерия, танки, самолеты. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР И.В.Сталин прислал телеграмму: «Передайте трудящимся города Иркутска, собравшим 14 140 тысяч рублей на строительство самолетов, мой братский привет и благодарность Красной Армии. Желание трудящихся города будет исполнено. И.Сталин».
Более ста иркутян за героизм, проявленный на полях сражений, получили высокое звание Героев Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями. В память об иркутянах, павших в боях за свободу и независимость Родины, в городе зажжен Вечный огонь славы, на пьедестал поставлен танк из колонны «Иркутский комсомолец», дважды Герою Советского Союза А.П. Белобородову воздвигнут бронзовый бюст [3, с. 14-15]

II ученик.
В боях за Севастополь в мае 1944 г. отличился колхозник из Братского района старший сержант С.Б.Погодаев, повторивший подвиг Александра Матросова.
В момент штурма Сапун-горы он закрыл своим телом вражескую амбразуру дота, открыв путь наступающей пехоте [4, с. 123].

III ученик
Подвиг легендарного Гастелло повторил 5 июля 1941 г. уроженец села Шерагул Тулунского района А.С.Ковалец, направив свой бомбардировщик на скопление автомашин и танков у переправы через реку Березину [4, с. 122].

IV ученик
Во время разгрома империалистической Японии славный сын бурятского народа И.Н.Баторов водрузил знамя победы над главенствующей высотой во время разгрома японской армии [4, с. 123].

V ученик
А иркутянин В.Ф.Жуков первым водрузил знамя Победы на Сапун-горе. Родился в 1914 г. в д.Милятино Смоленской области. После окончания школы работал пастухом, кочегаром в родном селе. В 1934 г. приехал в Иркутск, был рабочим на авиационном заводе, десятником на стройке. В Советской Армии в 1937- 1940 гг. Участвовал в боях у оз. Хасан в 1938 г. В 1941 г. вновь призван в Советскую Армию. Окончил курсы младших лейтенантов Забайкальского округа. Командир роты 82-го гвардейского стрелкового полка, гвардии лейтенант Жуков при прорыве обороны противника на Керченском полуострове 11 апреля 1944 г. занял первые и вторые траншеи немцев. Был ранен, но продолжал руководить боем. Участвовал в штурме Сапун-горы и освобождении Севастополя. С 3 бойцами первым достиг гребня Сапун-горы и водрузил Красное знамя. 8 мая 1944 г. в одном из боёв погиб. Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 г. посмертно. Награжден орденом Ленина, Отечественной войны 1 и 2 ст., медалями. Его подвиг отражён в диораме "Штурм Сапун-горы". В Иркутске его именем названа улица, установлены обелиск и мемориальная доска.
Сапу́н-Гора́ (укр. Сапун-гора, крымскотат. Sapun dağı, Сапун дагъы) — возвышенность, находящаяся к юго-востоку от Севастополя. Название горы можно перевести как «мыльная» (sabun — арабское заимствование в крымскотатарском языке — означает «мыло» [7].

VI ученик
На привокзальной площади в Нижнеудинске установлен бюст капитану Г.П.Масловскому. Он 4 января 1944 г. погиб смертью героя, взрывая склад с боеприпасами у деревни Хлебоедово Ленинградской области. В завещании сыну Юрию он писал: «Час назад я получил задание, выполняя которое живым не вернусь. Этого ты, мой малыш, не пугайся и не унывай. Гордись такой гордостью, с какой идет твой папа на смерть! не каждому доверено умереть за Родину... У меня есть сын. Жизнь моя продолжается, вот почему мне легко умереть. Я знаю, что там, в глубоком тылу, живет и растет наследник моего духа, сердца, чувства» [4, с. 123].

VII ученик
Трудящимся области хорошо известны героические подвиги иркутян. Учащиеся иркутской школы № 80 назвали свою дружину именем выпускника школы Семена Скареднева. В июне 1942 г. он в составе группы разведчиков-саперов был послан на боевое задание — взорвать минное поле противника. Под огнем противника саперы доползли до цели и взорвали минное поле. На обратном пути, когда саперы пошли другой дорогой, впереди шел боец С.А.Скареднев. Неожиданно под ним взорвалась мина. Товарищи его бросились на землю. С.Скаредневу взрывом оторвало ноги, но он, превозмогая боль, пополз вперед, оставляя за собой кровавый след, и расчистил дорогу от фашистских мин для своих товарищей [4, с. 122]

VIII ученик

Иван Николаевич Антипин родился в 1914 году в деревне Кукуй Усть-Кутского района, в семье крестьянина. Русский. После окончания Киренской семилетней школы и ФЗО в Иркутске работал инструктором областного стрелкового клуба, а с 1940 года — заведующим отделом Усть-Кутского райисполкома. В феврале 1942 года был призван в ряды Советской Армии. Участник битвы под Орлом и форсирования Днепра. Командир саперного отделения 483-го отдельного саперного батальона младший сержант Антипин в июле 1943 г. со своими бойцами снял и обезвредил 400 мин. С выходом к Днепру в Брагинском районе Гомельской области в ночь на 27 сентября 1943 г. разведал место переправы, подготовил лодки и плотики и под сильным пулемётным и миномётным огнём противника обеспечивал форсирование реки подразделениями В ожесточенных боях с фашистскими захватчиками погиб 6 октября 1943 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года И.Н.Антипину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен в деревне Людвиново Брагинского района Гомельской области [5, с. 43].

IX ученик
На центральной площади города Тулуна поставлен памятник герою войны Н.Е.Сигаеву. Батальон капитана Н.Е.Сигаева первым в полку вышел к реке Десне. Он организовал переправу и внезапным ударом опрокинул врага. Но гитлеровцы стали бешено контратаковать, пытаясь сбросить смельчаков в реку. Два дня отважный командир со своими воинами отбивал врагов. Когда несколько танков противника ворвалось на небольшой плацдарм батальона, Н.Е.Сигаев с противотанковыми гранатами вступил с ними в бой, подавая пример бойцам. Фашисты были отбиты, но молодой комбат пал смертью храбрых. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза [4, с. 122-123].

X ученик

Абрамов Константин Кирикович родился в 1906 году на станции Иркутск-II в семье рабочего. Член КПСС с 1928 года, русский. Окончил девять классов. Был на комсомольской работе секретарем Назаровского РК ВЛКСМ Красноярского края. В Советской Армии с 1928 года, был красно­армейцем 36-й стрелковой дивизии, командиром взвода и секретарем комсомольского бюро полка, комиссаром батальона связи. По окончании в 1938 году Военно-политической академии имени Ленина был военкомом мехбригады и танкового корпуса, начальником политуправления Сибирского военного округа. В годы Великой Отечественной войны член Военного совета 24, 64, 63 и 6-й гвардейской армий, генерал-майор. Звание Героя Советского Союза присвоено 22 июля 1944 года за прорыв армией вражеской обороны в районе Полоцка и форсирование Западной Двины. После войны учился в Академии Генерального штаба, занимал ряд командных должностей. Умер 10 апреля 1952 года [5, с. 22-23].
Известно, какую огромную роль сыграла в Сталинградской битве 64-я армия. К.К.Абрамов как член Военного совета армии принял участие в сражении с первых же его дней, проявив твердую волю, настойчивость, большие организаторские способности. В воспоминаниях маршала В.II.Чуйкова, который исполнял обязанности командующего 64-й армией, имеется характерная фраза: «Чтобы поскорее узнать обстановку на фронте и поговорить с фронтовиками, мы с членом Военного совета К.К.Абрамовым пересели в легковую машину и обогнали свой поезд». К этой короткой фразе виден стиль работы нашего земляка: до всего докопаться, все видеть своими глазами, быть всегда в гуще армейских масс, не зная ни отдыха, ни покоя. И так было все семь месяцев Сталинградской битвы
[5, с. 25].

XI ученик
Особой любовью и уважением пользуется у нас имя женщины-героя Марии Никитичны Цукановой.
Мария Никитична Цуканова родилась в 1924 году в селе Новониколка Тюменской области. В Иркутске жила с февраля по июнь 1942 года. Молодая девушка не боялась самой трудной и тяжелой работы, трудясь в литейном цехе авиационного завода, она и ее подруги с успехом заменяли ушедших на фронт мужчин. Здесь же М.Н.Цуканова вступила в ряды ВЛКСМ. Но отважная девушка стремилась на фронт. В июне 1942 года она добилась призыва в ряды армии и оказалась на Тихоокеанском флоте. С августа 1945 года принимала участие в боях с японскими империалистами. Медсестра Мария Цуканова вынесла с поля боя 52 раненых краснофлотца и ока­зала им необходимую помощь. Раненая, в бессознательном состоянии, она попала в плен и была зверски замучена.
М.Н.Цуканова вместе с другими погибшими советскими воинами была похоронена в братской могиле близ города Сейсин. 14 сентября 1945 года посмертно ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Ее памяти посвящена мемориальная доска на цехе Иркутского авиационного завода, ее именем названа улица в Куйбышевском районе города. С 1948 года имя М.Н.Цукановой присвоено комсомольской организации авиазавода [6, с. 10].

XII ученик
Кузнецов Иннокентий Васильевич (1914, с. Нукуты Ирк. обл. - 1996, Геленджик), Герой Сов. Союза. Род. в семье крестьянина, рано лишился родителей, подростком работал трактористом. Затем участвовал в стр-ве авиазавода в Иркутске, работал землекопом, слесарем, мастером цеха з-да. В 1935 окончил школу парашютистов, учился в трехгодичном аэроклубе Иркутска. В 1939 призван в армию. Окончил Батайскую авиац. школу. 6 июня 1941 летчик, командир авиазвена, зам. командира и командир авиаэскад­рильи, зам. командира авиаполка на Западном, Калининском, Юго-Западном, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Майор, зам. командира 30-го гв. истребительного полка 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта сбил 12 фашистских самолетов лично и 15 - в группе. В схватках с фашистами совершил 2 воздушных тарана (в марте 1943 и 19 апр. 1945). После войны Иннокентий Васильевич расстался с армией, в 1946 демобилизовался и вернулся на авиац. з-д в Иркутск. Работал мастером группы сборщиков, затем летчиком-транспортником. В сент. 1951 перевелся на работу в ЛИИ. Окончил курсы летчиков-испытателей. В 1954 вернулся на Иркутский завод. Испытывал серийные Ил-28, Ту-14 и Ан-12. В 1956 принимал участие в оказании помощи Еги­петским ВВС по обучению их пилотов полетам на реактивном бомбардировщике Ил-28. В нач. 1960-х расстался с авиацией и ушел в отставку. Проживал в Ейске, затем в Геленджике.
Нагр. орденами Ленина, Красной Звезды и медалями, 22 марта 1991 Указом Президента СССР присвоено зв. Героя Сов. Союза [2, с. 285].

XIII ученик
Ерохин Георгий Алексеевич (6 марта 1907, с. Усть-Илга Иркутской губернии - 17 июня 1986, Иркутск), полный кавалер ордена Славы, участник Парада Победы в Москве в 1945. В авг. 1941 ушел добровольцем в действующую армию. Храбрый разведчик уничтожил пулеметный расчет врага, а будучи раненым, с другим бойцом уничтожил танк противника. Когда полк попал в окружение, командир доверил ему знамя и гвардии старшина не только спас его, но и нашел надежный путь выхода из окружения. На Параде Победы Ерохин Г.А. шел в составе сводного полка 1-го Белорусского фронта. В Иркутске на доме, где жил Георгий Алексеевич (ул.  Советская, № 72), 5 мая 1989 установлена мемориальная доска [2, с.  163-164].

Подведение итогов

Более 79 тысяч иркутян не вернулось с полей сражений, но память о них навсегда сохранится в памяти народа.
«О сибиряках могу сказать одно, — писал маршал Г.К.Жуков, - это настоящие Советские Героические воины, большие патриоты нашей Родины, верные ее сыны. Там, где действовали сибиряки, я всегда был уверен в том, что они с честью и боевой доблестью выполняют возложенную на них задачу. Так оно и было в течение всей Великой Отечественной войны» [8, с.14]
Учитель зачитывает вопросы кроссворда, учащиеся дают ответы.
Кроссворд «Герои-сибиряки»:
(Приложение 1)
1. Старший сержант из Братского района, отличившийся в боях за Севастополь: закрыв своим телом вражескую амбразуру, повторил подвиг Матросова.
2. Лётчик, повторивший подвиг Гастелло: направил свой бомбардировщик на скопление автомашин и танков у переправы через реку Березину.
3. Воин, водрузивший знамя Победы над главенствующей высотой во время разгрома японской армии. 
4. Воин-иркутянин, первым водрузивший знамя Победы на Сапун-горе.
5. Фамилия капитана-героя, которому установлен памятник на привокзальной площади в Нижнеудинске.
6. Воин-разведчик, расчищавший от фашистских мин дорогу для своих товарищей.
7. Воин, получивший звание Героя Советского Союза за форсирование Днепра.
8. Дважды герой Советского Союза, генерал армии, его бюст установлен в городе Иркутске.
9. Герой войны, капитан, его батальон первым вышел к реке Десне и организовал переправу; в городе Тулуне ему поставлен памятник.
10. Герой, боевая слава которого зародилась в боях за Сталинград.
11. Имя девушки-санинструктора, павшей смертью храбрых в боях за порт Сейсин на Дальнем Востоке.
12. Герой, лётчик-иркутянин, совершивший воздушный таран
13. Герой-иркутянин, полный кавалер ордена Славы.
Учитель даёт оценку учащимся: молодцы, Вы внимательно слушали, поэтому все могли заполнить кроссворд.

Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда.

Ответы на кроссворд:

  • Погодаев.
  • Ковалец.
  • Боторов.
  • Жуков.
  • Масловский.
  • Скареднев.
  • Антипин.
  • Белобородов.
  • Сигаев.
  • Абрамов.
  • Мария.
  • Кузнецов.
  • Ерохин.

Заключение

Документальные аудиозаписи «Сталин о победе» [1].
Видеофайл «Минута молчания».

 

Учащиеся встают.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Диск «Чем дальше мы уходим от войны…». – М.: «Русское слово», 2010
  • Иркутск: Историко-краеведческий словарь. Иркутск: Сибирская книга (ИП Лаптев А. К.), 2011. – 596с.
  • Козлов И.И. Путеводитель по Иркутску.- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1982. - 192 с.
  • Косых А.П., Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. История Иркутской области: учебное пособие по краеведению для учащихся 7-10 классов средних школ. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1983. – 174 с.
  • Кузнецов И.И. Золотые Звёзды иркутян. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1982. – 352 с.
  • Памятники Иркутска рассказывают о Великой Отечественной /Составитель О.Л.Воронин. – Иркутск: редакционно-издательский отдел упрполигафиздат, 1985. - 34 с.
  • Сапун-Гора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Сапун-гора
  • Фронтовое письмо: Письма жителей Иркутской области времён Великой Отечественной войны / Редактор-составитель: И.И.Терновая. - Иркутск: «Оттиск», 2010. – 174 с.