Игра-путешествие «Наша первоклассная страна» как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 1 класса

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 1

Ключевые слова: игра, формирование коммуникативной компетентности


«Умение учиться – это новообразование, которое,
в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества»

Г.А. Цукерман.

В нашей жизни за последние время в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Обращаясь к высказыванию известного российского психолога Г.А.Цукерман, можно сказать, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к сотрудничеству, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить или произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно [1, с. 33]. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) должны формировать 3 вида результатов это предметные, метапредметные, личностные. К метапредметным результатам, в том числе относятся коммуникативные УУД, это основа любого вида деятельности, без которой невозможно добиваться целей, как педагогу, так и ученику. На сегодняшний день дети легко вступают в коммуникацию, но по поводу не учебного содержания. Например, дети без труда могут совместно играть в игрушки. Но именно учебные действия у детей 1 класса не сформированы, поскольку им нужно научиться слушать и слышать друг друга, вступать в учебный диалог, взаимодействовать в группе, паре во время урока.

С точки зрения Александра Григорьевича Асмолова, коммуникативные универсальные учебные действия - это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [2, с.151]. В примерной основной образовательной программе начальной школы выделен список коммуникативные универсальные учебные действия

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • взаимодействовать в группе, паре [3.].

На основе перечисленных коммуникативных УУД, цель игры-путешествия заключается в том, что она способствует развитию мировоззрения, познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональной сферы участников педагогического процесса, также способствуют систематизации знаний, и развитию коммуникации детей между собой и с педагогом.

Поэтому задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Игра обеспечивает регулярную смену деятельности обучающихся и вызывает всплеск активности и мотивации к учению, так как одна из ведущих деятельностей в младшем школьном возрасте по-прежнему остается игровая, которая плавно переходит в учебную. Поэтому использование такого метода как игра на сегодняшний день является эффективным средством формирования личности школьника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

Представим разработку замысла игра- путешествие «Наша первоклассная страна» которая подразумевает, то что обучающимся создаются сказочные условия для проведение познавательных турниров-викторина, состоящий из ряда этапов по станциям, включающие в себя первую очередь коммуникативные универсальные учебные действия, которые направлены умение договариваться в коллективе, находить общее решение и аргументировать свои предложения, также сохранять доброжелательное отношение друг к другу если сложилась ситуации конфликта [4.]. Поскольку игра-путешествие происходит по станциям, они включают в себя маршрутные листы, тем самым это способствует развитию у детей познавательных интересов, расширяет кругозор, умение действовать сообща, принимать решения.

Приведем пример нескольких станций, которые могут предлагаться детям.

Первая станция игры-путешествия «Школа радости». Детям предлагается разделиться на 2 команды, с которыми они будут в течение всего времени учувствовать в мероприятии, где им будут розданы маршрутные карты и будет обозначен определенной путь. В ходе игры команда определяет очередность посещения станций самостоятельно. Команда может пройти за отведенное время определенное число станций. Также в данной станции обучающимся необходимо будет придумать девиз свой группы, составить из раздаточных материалов и оформить список правил, как нужно работать в команде.

Вторая станция «Да-нетка» детям будут представлены различные картинки, на которые они должны от каждой команды задать 10 вопросов друг другу, на которые нельзя ответить слово «Да» или «Нет». Данное задание формирует коммуникативные УУД, а именно взаимодействовать в группе, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Третья станция называется «Почемучкино», каждой команде раздается вопрос, на который нужно найти ответ из нескольких книг. За каждый правильный ответ команда получает жетоны. Далее для команд создаются сказочные условия, где они отправляются дальше путешествовать по стране почемучек. Эта станция будет развивать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, и научит ориентировать на позицию других людей, отличающуюся от собственной.

Четвертая станция «Путешествие по сказкам». На данной станции предполагается, что дети отправятся в сказочное путешествие по сказкам, где сказочные герои приготовят для них определённые задания, где нужно будет отгадать сказочных героев и помочь им добраться домой. Прежде чем отправиться в путешествие по сказкам, обучающиеся проделали большую работу: разгадывали загадки, собирали разрезные картинки, рисовали любимых героев. Данная станция развивает умение ребёнок, где он может осуществлять продуктивное взаимодействия с детьми и взрослыми.

Таким образом, каждая последующая станция развивает определённые коммуникативные УУД. Темы для станций могут быть разнообразными, выбор зависит непосредственно от кружения и возрастных особенностей детей. Игра-путешествие - это метод, при помощи которого дети могут познакомиться с тем, что находится рядом, с тем, что их окружает.

Библиографический список

  1. Цукерман А.Г., Полинова К.Н./ «Ведения в школьную жизнь»/А.Г. Цукерман, К.Н.Полинова. Часть 1.-М., 1994.- 33с.
  2. Асмолов А.Г. Универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
  3. Примерная _ООП _НОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://briop.ru/images/FGOS/NOO/Примерная_ООП_НОО.pdf. – (Дата обращения 11.12.2019).
  4. Международный образовательный портал. [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/statja-igra-puteshestvie-kak-sovremenaja-forma-obrazovatelnoi-dejatelnosti-v-sotvetstvi-s-trebovanijami-fgos-do.html. – (Дата обращения 11.12.2019).