Контингент: учащиеся 6-х классов (25 человек)
Необходимость темы: повышение конфликтности в коллективе
Конспект занятия:
Первое занятие в общей группе (оба класса вместе):
Зачитывается притча о зависти:
Однажды змея погналась за бабочкой и преследовала ее день и ночь. Страх придавал бабочке сил, она била крыльями и летела все дальше и дальше. А змея не уставала ползти по пятам. На третий день обессилевшая бабочка почувствовала, что не может больше лететь, она присела на цветок и спросила свою преследовательницу:
— До того как ты меня убьешь, можно задать тебе три вопроса?
— Не в моих привычках предоставлять такие возможности жертвам, ну да ладно, будем считать это твоими предсмертными желаниями, можешь спрашивать.
— Ты питаешься бабочками?
— Нет...
— Я сделала тебе что-то плохое?
— Нет.
— Тогда почему ты хочешь убить меня?
— Ненавижу смотреть, как ты порхаешь!!!
Вопрос учащимся: как вы думаете, о чём это притча? Верно….., о зависти.
Очень часто мы обижаемся, ненавидим друг на друга, желаем ближнему зла и даже не задумываемся об этом. А ведь причина зачастую в нас самих, только надо поглубже заглянуть в свое сердце, и тогда мы сможем разглядеть этого змея – «змея зависти», который является одной из главных причин человеческой ненависти.
Учащиеся делятся на 4 группы по 5-7 человек (вытягивая вслепую цветные фигурки). В группах, путём обсуждения, надо ответить на вопросы и записать:
- Как вы думаете, зависть это хорошо или плохо?
- В каких ситуациях мы можем увидеть, что в корне конфликта лежит чувство зависти? (перечислите их)
Методом группового анализа делаются выводы о том, что:
- зависть – это естественное чувство человека;
- всё зависит от самого человека (его личностных качеств) как он будет справляться с ней, возьмёт ли это чувство под контроль. Будет ли она толкать человека к саморазвитию, или она примет разрушительную для развития личности форму – самоутверждение за чужой счёт.
Продолжение занятия на следующий день (по подгруппам 12-13 человек):
Давайте вспомним наш вчерашний разговор. Мы остановились на том, что я попросила вас подумать:
- что стоит за желанием человека вызывать зависть других людей (т.е. активно этому способствовать/провоцировать) Какой это человек?
- как вы думаете, к чему это может привести?
Обсуждение проходит методом «мозгового штурма». Ведущий подводит учащихся к мысли о том, что результатом таких действий часто становится месть со стороны других людей (н-р: кража/порча телефона) или полное игнорирование человека, что так же не делает его счастливым.
Работа в парах.
Задача: выработать форму конструктивного поведения, которое нивелирует чувство зависти у одноклассников.
Путём случайного выбора раздаются описания жизненных ситуаций из школьной жизни для разыгрывания в парах:
- «Тебе на день рождения подарили самый новомодный телефон…..»
- «Ты получил за контрольную работу наивысший балл……»
- «Ты приходишь на школьную вечеринку в очень модном наряде…..»
- «Тебе мама разрешает гулять далеко от дома, а твоему однокласснику нет…»
- «Тебе разрешают приглашать много друзей к себе в гости, а другому нет…»
- «Тебе разрешают приносить в школу гаджеты, а твоему соседу по парте нет…»
Общее подведение итогов занятий:
- Зависть лежит в корне большинства конфликтов;
- Зависть чаще негативное чувство, на которое тратиться очень много эмоциональных сил (что очень затратно для личности и мешает мыслить продуктивно и развиваться)
- Иногда зависть может способствовать личностному росту человека (увидев красивого/подтянутого спортсмена, может возникнуть желание заняться спортом и вести здоровый образ жизни)
- Чтобы не провоцировать зависть других людей необходимо попробовать публично снизить значимость предмета, события, ситуации… (хотя бы на вербальном уровне).
Понимание всех этих психологических тонкостей и соблюдение нехитрых правил приведёт к увеличению количества друзей и развитию вашей личности в целом. Только надо набраться терпения, если вы действительно хотите изменить ситуацию. ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ!!!