Интерактивные логопедические занятия для обучающихся с ОНР «Супер-агенты спешат на помощь». Тема: «Звук и буква Ч»

Разделы: Логопедия

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: логопедическое занятие, дети с ОНР


Цель: формирование фонематического восприятия, коррекция и развитие основных компонентов речи, предупреждение недостатков чтения и письма.

Задачи:

  • Обучающая:
    • Расширять представления о звуке и букве Ч.
    • Закреплять знания об орфограмме  ЧА-ЧУ.
    • Развивать и активизировать словарный запас, навыки словоизменения и словообразования.
  • Коррекционная:
    • Закреплять связи между фонемой-артикулемой-графемой-кинемой.
    • Формировать умение действовать по плану.
    • Развивать память, внимание и воображение.
  • Воспитательная: Формировать мотивацию к коррекционной работе.

Ход занятия

1. Орг. момент «Будем друг-другу во всем помогать».

- К нам сегодня в гости приехал Чиполлино. Он сегодня узнал, что злодеи похитили у Буратино Золотой ключик и спрятали в укромном месте. Чиполлино решил отыскать ключик, но одному ему не справиться, поэтому он просит нас о помощи. Согласны?

- Сегодня вы будете Супер-агентами. /выдаются кепки/.

- Что мы будем необходимо делать Супер-агентам? /обратиться к экрану  задач/

2. Артикуляционная гимнастика

- Как и всем Супер-агентам, нам необходимо провести разминку /зеркала, аудиозапись стихотворения/

Слова

Упражнения арт. аппаратом

Упражнение пальчиками

По кочкам, по кочкам

«Качели»

Большим и указательными пальцами - «по клавишам»

По тоненьким досочкам

«Чистим зубки»

Указательным и средними пальцами - «шаги»

Язычок наш прискакал

«Лошадка»

 «Щелчки»

Но ни чуточки не устал

«Часики»

Указательными пальцами – «отрицание»

Превратился в кошку

«Кошечка»

Выгибаем ладони – сжимаем кулачки

Отдохнул немножко

 «Блинчик»

Ладони на столе

Поиграл на дудочке «Ду-Ду-Ду»

«Дудочка» - «Заборчик»

Ладонями образуем кольцо -разгибаем

И подул он в трубочку «Фу-Фу-Фу»

«Трубочка»

Дуем прикрываем ладонью губы (3 коротких, 3 длинных)

- Молодцы! Из вас получаться отличные Супер-агенты! /выдаются жетоны агента/

3. Выделение звука "Ч"

- Чиполлино запомнил символы с карты, на которую грабители наносили план поиска ключа /показать план/.

- Нам будет в поисках помогать звук, а какой, вы скажете мне, когда послушаете стихотворение, которое сочинил Чиполлино:

В нашей черной бочке ни соленые грибочки,
Ни яблочки моченые, ни огурчики перченые
Там живет ручной сверчок - то стрекочет, то молчок.

- Какой звук чаще всего встречался?

- Почему Чиполлино выбрал звук Ч, чтобы найти ключ?

- Где находится звук Ч в имени Чиполлино? /использовать конструктор ЛЕГО/

- В слове ключ?

- На что похож звук Ч?

  • Стрекочет кузнечик
  • Чихает человек
  • «помолчим»
  • Чертим, режим ножницами

4. Уточнение артикуляции звука "Ч"

- Познакомимся со звуком Ч по ближе, ведь нам с ним предстоит долгое путешествие.

- Как его произносим? /используем карточки – символы и зеркала/

Губы рупором (вытянуты и округлены);
Зубы разомкнуты;
Кончик языка за нижними зубами, спинка языка на бугорках – создает преграду (согласный звук);
Воздушная струя – прерывистая, теплая
Воздух, преодолевая преграду опускает спинку языка вниз (смычно-щелевой); Голосовые связки не вибрируют, колокольчик не звенит (звук глухой).

- Какой характер у звука? Нежный или грубый? Яркий или не очень? На что похож, на мягкую шелковистую травку или на холодный лед. /мягкий звук/. Может ль замерзнуть и стать твердым?

- Каким бы цветом вы нарисовали настроение, которое вызывает звук Ч (д/з - рисунок).

(Вывод: полная характеристика звука ч).

5. Соотнесение звука с буквой

- Итак, в путь!

- Кто запомнил I пункт назначения «Заросли черемухи».

- Что такое черемуха?

- Какой 1-й звук в слове черемуха? Какой буквой он обозначается? На что похожа буква " Ч", напечатанная в книге?

Да, вы правильно решили/

Ч – похожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя /показать печатную букву/
Буква Ч сказала «Есть»!
Отдала кому-то честь. (смотрит влево, отвернулась от карандаша, отдает честь впереди стоящей заглавной букве) /рассмотреть букву из бархатной бумаги, приклеят ее на картон повернув к красной лини слева, пригладить/

- На что похожа прописная буква "Ч"?

Чайка в небе прокричала (крылья впереди, хвост сзади).
Пароход волна качала (волны соединяются).

/Показать изображение прописной буквы/

Прописать в воздухе букву "Ч", двигая всей рукой от плеча.

Прописать, поставив локоть на стол, двигая только кистью руки.

- Чтобы пройти через заросли черемухи необходимо раздвинуть веточки и найти среди них буквы: ч– печатную, ч- прописную. Обвести правильные буквы. Индивидуальная проверка.

6. Физминутка

Ча-ча-ча - дали зайцы стрекоча. (поскоки)
Чу-чу-чу - зайцев я догнать хочу. (бег на месте)

7. Составление и чтение слогов

- Какие слоги нам встретились в физминутке? А если мы их запишем, какие гласные нам понадобятся? Почему? (Ча-Чу – пиши с А и У) /показать табличку с правилом/.

- Чтобы пройти II пункт нам также понадобятся слоги.

- Кто помнит II-й пункт плана? (река)

Река очень широка, река очень глубока.

Чтоб стала она уже, звук Ч добавить нужно.

Из большой реки получим что?... маленькую речку

- Из слогов мы построим мост – мосточек.

/составляем слоги/.

СГ

ГС

СГС

ГСГ

Получился мостик + перила = чтение слоговой таблицы по типу:

- Для чего нужны слоги? Может быть получатся слова из слогов?

(Вывод: из слогов образуются слова).

8. Звукобуквенный анализ слов

- Кто помнит III пункт плана? (мрачное болото) - /схема болота/

- По кочкам пройдем через мрачное болото, наступать можно только на те кочки – картинки, в названиях которых есть звук Ч.

Картинки: часы, пчела, мяч, бабочка, чайник, свеча, заяц, стул.

Графический диктант: «Супер-агенты – шифровщики»

- Зашифруем наш путь, чтоб не кто не догадался кроме нас. /Сам.   Раб. в тетрадях – ч1, ч2, ч3, ч5, ч1, ч4/ Проверка хором.

- А по остальным кочкам можно пройти?

- А вот Чиполлино думает иначе, но только он не может собрать подсказки из рассыпавшихся букв. Помогите ему. /составление слов из букв, запись слов в тетрадь, нарисовать домики для букв/.

Зайчик, стульчик. Взаимопроверка

- Что получилось? (уменьшились предметы на картинках и получили ласковое название).  Кто им помог?

(Вывод: звук ч помогает образовать уменьшительно-ласкательную форму слов).

9. Словообразование

- Кто помнит IV пункт плана? (дремучий лес).

10. Физминутка

- Встали, показали, как качаются деревья в лесу «Кач-Кач» (Руки вверх, переступаем с одной ноги на другую, покачиваясь). Музыка.

- В лесу темно - сделаем разминку для глаз.

- Теперь можно идти по лесу. В лесу живут разные звери. Чтобы с ними подружиться нам нужно определить где чей хвост /картинки зверей/ - волк – волчий, белка – беличий, заяц – заячий, у лисы - … (лисий). Чтоб лисица не расстроилась, давайте ее ласково назовем (лисичка) и подарим букет цветов.

(Вывод: звук ч помогает образовать новые формы слов.)

11. Работа над предложением

- Последний пункт плана какой? (цветочная поляна).

- Чтобы собрать цветы нужно составить предложение из слов, записанных на лепестках. /Цветы с отрывными лепестками/.

В траве стрекочут кузнечики.

- Сколько слов в предложении? Какого слова не хватает? Как оформляется предложение?

/Составить предложение, записать на доске и в тетрадях/.

Работа над предложением.

- Выделите звук ч в словах. Самопроверка.

- Назовите слово-предмет, слово-действие.

12. Итог

- Молодцы! Вы добрались во время и благополучно к шкатулке с ключом. Какие преграды встретились на пути?

- Вам понравилось путешествие? С каким звуком мы путешествовали? Расскажите о звуке и букве Ч, что запомнили?

- А ключ этот понадобиться нам на следующем занятии.