Урок внеклассного чтения. Тема нравственного долга в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма». 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

Ключевые слова: литература, внеклассное чтение, К.Г.Паустовский, рассказ «Телеграмма»


Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей создания рассказа и его композицией, проследить за авторской позицией, определить понятие «нравственный долг»;
  • развивать мышление и речь учащихся;
  • воспитывать уважение к родителям, любовь к малой родине.

Ход урока

«За добро плати добром, не будь пустельгой».
К.Г.Паустовский

1. Организационный момент

Запись в тетради даты и темы урока.

2. Словарная работа

Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе; относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

Зарубка – отметка рубящим орудием на каком-либо предмете (на дереве и т.д.).

Пустельга – хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

Эпиграф – краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

3. Реализация домашнего задания

  • Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?
  • Как Паустовский построил свое произведение для того, чтобы и у нас на сердце они остались? (Читали главу «Зарубки» из «Золотой розы» и сравнивали воспоминания писателя и художественный текст.)

4. Слово учителя

Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл». Создатель этого кристалла – автор. Как писатель Паустовский своеобразен и самобытен. Рассказ «Телеграмма» (1946 год) даёт замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я», выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров речи персонажей, специфике деталей, интерьера и других художественных средств. Постижение авторской позиции – дело нелёгкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», почти не слышен. Наша задача на уроке – проникнуть, говоря словами В.Г.Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта – то, что принято называть творческой индивидуальностью.

5. Сообщение специально подготовленного учащегося об истории создания рассказа

6. Анализ рассказа

1) Углубление восприятия произведения.

Каково ваше впечатление о «Телеграмме» К.Г.Паустовского?

О чем этот рассказ? (Тема рассказа - взаимоотношения родителей и детей. Также в нем идет речь о милосердии, об ответственности человека за свои поступки, о нравственном долге детей).

2) Композиция рассказа.

Самостоятельная работа учащихся по группам. Определить, как построен рассказ, и выделить основные части, озаглавить каждую и подобрать эпиграфы.

3) Работа с текстом.

Анализ пейзажа, интерьера.

  • Для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
  • Какие мысли передает через этот пейзаж?
  • Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?
  • Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Философский подтекст пейзажа.)
  • Выражает ли автор прямое сочувствие героине?
  • Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме?

За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.

Образ Катерины Петровны.

  • Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?
  • Каково её прошлое?
  • Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?
  • Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
  • Были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь?
  • Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
  • Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала? (Выразительное чтение письма учителем наизусть.)

Писатель приглашает нас домыслить то, что осталось в подводном течении рассказа. Женщине мог напомнить о приближении конца «облетевший, озябший» клён, который она посадила ещё «девушкой-хохотушкой», её могла испугать собственная слабость: ведь Катерина Петровна еле добрела до калитки и с величайшим трудом вернулась обратно. Да и в самом стуке, почудившемся старой женщине, есть что-то мистическое: не восприняла ли его Катерина Петровна как весть о скорой смерти?

Образ Насти.

  • Портрет.
  • Что во внешнем облике Насти подчёркивает автор? (Русые волосы и большие холодные глаза.)

Отношение Насти к художникам.

  • В мастерской Тимофеева.
  • Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?
  • Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны?
  • Почему Настя так самоотверженно помогает скульптору? Она, по вашему мнению, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матери?
  • Выставка Тимофеева.
  • Бездушна ли, по-вашему, Настя?
    (Устраивая выставку, ходила к председателю Союза Художников; сочувствует Тимофееву; «горячилась, доказывала», «приходила в отчаяние»)
  • Вспоминала ли о матери?
    («Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, заглохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней»).

Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.

  • Получение телеграммы.
  • Как Настя принимает телеграмму?
  • Почему не открыла старому художнику правду?
  • Поему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?

Чтение и анализ эпизода «Настя под хмурым небом».

Это внутренний монолог героини — кульминация центральной части рассказа. Настя переживает духовный кризис. Её горькие слёзы - это слёзы очищения. Но с просветлением души пришло и твёрдое понимание «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя!», и по-детски милое «мама», впервые произнесённое за последние годы.

- Успела ли Настя приехать к живой матери?

Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».

Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте.

Работа над эпиграфом к уроку.

  • В качестве эпиграфа выбраны слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно ей?
  • Какой смысл вкладывает в эти слова автор?
    («...не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного.)
  • Какую библейскую заповедь нарушает Настя?
    (Открыть запись на доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)
  • Какие факты свидетельствуют о том, что совесть Насти всё же пробудилась?

Выводы. Смысл названия рассказа.

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается поддержать её в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у неё прощения. Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно.

7. Домашнее задание

  • Как выражается авторская позиция в тексте рассказа «Телеграмма»? (Письменно)
  • Написать сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю». (По выбору учащихся)