Патриотическое воспитание школьников через решение математических задач

Разделы: Математика, Патриотическое воспитание

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: патриотическое воспитание


Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Каждому человеку важно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Прошлое народа, страны, человечества изучает наука история. Однако познакомить учащихся с некоторыми страницами, фрагментами, эпизодами из отечественной истории можно и на уроках математики, используя различные текстовые задачи исторического содержания.

Ознакомление с математическими фактами, разбор и усвоение математических теорем, выведение формул, решение значительного количества упражнений развивают способности человека и оказывают известное влияние на развитие математического мышления учащихся. Однако только этими средствами задача математического развития и воспитания в той мере, в какой это требуется в современных условиях, не может быть обеспечена.

Существенно усилить воспитывающие функции задач может решение специально подобранных нестандартных задач.

Так, например, при изучении темы «Вычисление площади квадрата и прямоугольника» можно предложить следующий материал: «При Иване III был построен новый Кремлевский дворец, состоявший из отдельных зданий. Из всех сооружений сохранилось только одно - Грановитая палата. На первом этаже этого дома помещались склады, на втором – Святые сени и Большая палата, которая служила главным церемониальным залом дворца. В этой палате царь устраивал пиры, приемы послов». Большая палата имела квадратную форму.

Задача: Большая палата в плане является квадратом со стороной 22,1 м. Вычислите ее площадь с точностью до 0,1 кв.м.

Задача: Святые сени в плане являются прямоугольником. Длина их такая же, как длина Большой палаты, а ширина – на 13,3 м меньше длины. Вычислите площадь Святых сеней.

При решении задач на проценты я рассказываю о знаменитых мастерах братьях Рудаковых, которые в 16 веке стали изготавливать черепицу, которой до сих пор покрывают крыши домов. В 17 веке черепицу начали обливать глазурью, и она приобретала в зависимости от краски различные цвета. И после этого решаем задачу.

Задача: Братья Рудаковы изготовили 75 тыс.черепицы. Из нее 20% было зеленого цвета, остальная – красного и синего. Какое количество черепицы каждого цвета изготовили черепичники, если известно, что количество изготовленной ими черепицы красного цвета составляло 50% от количества сделанной ими черепицы синего цвета?

Изучая тему «Решение задач составлением уравнений», ребята делают небольшое сообщение о рождении Российской промышленности в правлении Петра I. Из этого рассказа мы узнаем, что Россия ввозила из-за границы большую часть используемого чугуна, а также медь, серебро и золото. Когда наша армия потеряла под Нарвой артиллерию, изготовить новые орудия взамен утраченных было невозможно: не было меди. Это заставило Петра I забрать у церквей и монастырей четверть имевшихся у них колоколов и перелить на орудия.

Задача: В 1701 году из колокольной меди отлили большие и маленькие пушки, мортиры и гаубицы. При этом полковых пушек отлили в 1,43 раза больше, чем больших. Число отлитых гаубиц составляло 0,13 от числа больших пушек. Мортир отлили на 1 меньше, чем гаубиц. Сколько орудий отлили в 1701 году, если известно, что полковых пушек отлили на 131 больше, чем мортир?

При изучении темы «Прямоугольник. Площадь прямоугольника» можно использовать форму современного конверта и форму фронтового письма-треугольника, площади и периметры которых нужно найти. При этом заранее следует рассказать учащимся о способе информации в том далеком 1941 году.

Тема «Квадратные корни»

Символика Андреевского флага уходит корнями в историю раннего христианства. Апостол Андрей был братом Апостола Петра. И царь Пётр I считал его также своим небесным покровителем. Оба брата ловили рыбу в Галилейском море, что обусловило их покровительство над морской торговлей. Андрей был первым, кого призвал к себе в ученики Христос, поэтому был назван Первозванным. Согласно средневековому преданию, Апостол Андрей также посещал территорию будущей Руси, в связи с чем ныне является святым покровителем России. В Киеве он оставил наперсный крест, после этого, когда он посетил Новгород и расположенный рядом Волхов, он также оставил наперсный крест. Апостол Андрей стал известным после неустанного проповедования христианства в своём путешествии и принятия мученической смерти на косом кресте. Став царём, Пётр I уделял много внимания разработке проектов флага.

В 1692 году он лично нарисовал два проекта. На одном из них имелись три параллельных полосы с надписью «белый», «синий», «красный», на втором были те же самые цвета с Андреевским крестом поверх них. В 1693 и 1695 годах второй проект был включен в некоторые международные атласы как флаг «Московии». С 1692 по 1712 год Петр I нарисовал ещё восемь проектов флага, которые последовательно были приняты во Флоте. Последняя (восьмая) и заключительная версия была так описана Петром I: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». В такой форме Андреевский флаг просуществовал в Российском Флоте до ноября 1917 года. 17 января 1992 года, Российское Правительство приняло резолюцию относительно возвращения Андреевскому флагу статуса Военно-Морского флага России. В субботу, 15 февраля 1992 года Андреевский флаг был освящен в Санкт-Петербурге в Николо-Богоявленском соборе.

Задача: Сколько требуется синей ленты, чтобы сшить Андреевский флаг?

Учащиеся самостоятельно готовят сообщения исторической тематики, используя энциклопедические материалы или Интернет, составляют разнообразные задачи, которые мы решаем в классе вместе.

Перед праздником Победы я стараюсь настроить ребят на героический лад, и даже обычные тренировочные задания связать с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину:

«Великая Отечественная война стала суровым испытанием для советского государства. 75 лет отделяют нас от тех трагических дней, когда Родина находилась в смертельной опасности. Почти четыре года бушевало пламя Великой Отечественной войны (1941-1945 гг). Труден и долог был путь к победе. Главным итогом Великой Отечественной войны стала победа над фашизмом, в которой решающую роль сыграл Советский Союз. Эта война для нас была освободительной. СССР вышел победителем из смертельного поединка. Германия была наголову разгромлена. Нацизм был побежден. Советский Союз внес в достижение этой победы самый большой вклад кровью и военными усилиями. Всё дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для великой победы. Несмотря на то, что нет уже советского народа, как не стало и Советского Союза, их беспримерный подвиг никогда не померкнет в памяти поколений. Никогда не забудется май 1945 г. - праздник радости со слезами на глазах. Вслед за десятками миллионов погибших в годы войны каждый день уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны. Всё меньше и опаленных войной бывших ее мальчишек и девчонок, уже успевших стать дедами и бабушками, очевидцев тех страшных дней и ночей».

Ответы:

Таким образом, решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков.

Литература

  1. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. –М., Педагогика-Пресс, 1994.
  2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., Центр педагогического образования, 2007.