Цель урока: Знакомство с языком программирования Паскаль.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомиться с историей возникновения языка программирования Паскаль.
- Узнать алфавит языка программирования Паскаль.
- Узнать о составных частях программы.
- Написать свою первую программу.
Ход урока
1. Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок информатики проведу у вас я, зовут меня Елена Николаевна. На столах лежит раздаточный материал для нашего урока, прошу пока не трогать.
2. Подведение к теме
- Вы учитесь в 9 классе и скоро вам предстоит сделать выбор будущей профессии.
Презентация. Слайд 2
- Посмотрите на слайд, на нём изображены круги, на пересечении будет оптимальная профессия для вас, если вы соотнесете 3 слова для себя: Хочу (ваши желания, интересы и цели), Могу (это ваши способности и таланты), Надо (это востребованность профессии).
- Давайте попробуем ответить на них по порядку: Хочу, Могу
- НАДО - Какие профессии востребованы в нашем современном мире? ответы..
ПРОГРАММИСТ слайд 3
3. Актуализация опорных знаний
- Что делает программист? пишет программы
- С помощью чего он это делает? Языков программирования. Вы знаете названия каких-либо языков программирования? Бэйсик, Делфи, Си++, алгоритмический язык, Паскаль слайд 4
4. Целеполагание
- Какую цель мы с Вами перед собой поставим на сегодняшнем уроке? Начать знакомство с языком программирования Паскаль. Запишите тему в тетрадь «Знакомство с зыком программирования Паскаль»
5. Изучение нового материала
- Кто изобрел язык программирования Паскаль? (Проблемный вопрос) слайд 5
- Многие на этот вопрос отвечают ошибочно.
Язык программирования Паскаль был разработан профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей школы Николаусом Виртом в 1968–1970 гг. как язык обучения студентов программированию. Слайд6
Язык программирования Pascal был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля слайд 7, который еще в 1642 г. изобрел первую механическую счётную машину. Машина Паскаля была суммирующей машиной. Николаус Вирт считал, что Блез Паскаль внес огромный вклад в развитие вычислительной техники, сделал толчок, поэтому и назвал разработанный им язык-Паскаль.
Она представляла собой систему взаимодействующих зубчатых колёсиков, каждое из которых соответствовало одному разряду десятичного числа и содержало цифры от 0 до 9. Когда колёсико совершало полный оборот, следующее сдвигалось на одну цифру.
Записать в тетрадь: В 1968 Николаус Вирт изобрел язык программирования Паскаль, названный в честь Блеза Паскаля, который в 1642 году изобрел суммирующую машину.
- А что есть в каждом языке? Свой алфавит слайд 8
- АЛФАВИТ в разных языках, отличается не только произношением букв, но и их количеством.
- Давайте сейчас поработаем в парах, каждая пара берет на столе карточку с номером 1, на которой написано 4 языка: русский, английский, немецкий, французский, вам необходимо посоветоваться и вписать число, соответствующее количеству букв в этом языке. Слайд 8
- Язык программирования Паскаль тоже имеет свой алфавит.
Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Слайд 9
- Как вы считаете, какой из перечисленных алфавитов у вас в карточке 1, лег в основу языка программирования Паскаль? Английский
- Возьмите на столе карточку 2.
Язык программирования Паскаль состоит из латинских прописных букв…
Положите карточку к себе в тетрадь, после вклейте ее в конспект.
6. Физкультминутка
А этот знак что означает?
К физкультминутке призывает.
Из-за парт мы дружно станем, голову покачаем.
Раз-двав, раз-два.
Будь умнее голова!
Головой вращает шея, покрутим ею веселее.
Подключим к работе тело, наклоны совершим умело.
Вновь, друзья, пора за дело.
- Во время физкультминутки мы назвали 3 части тела человека, повторите, какие?
Голова, шея, тело слайд 11
- Так и у программы на языке Паскаль есть 3 структурные части. Слайд11
Голова | Заголовок программы |
Шея |
Описание данных |
Тело |
Описание действий |
- Возьмите со стола карточку 3, слайд 12, пояснение по слайду, карточку также вклеите в свой конспект.
7. Практическая работа
- Откройте ноутбук и запустите файл на рабочем столе, который называется Моя первая программа.
- Интерфейс программы Pascal ABC, с которым мы будем работать включает следующие элементы: заголовок программы… последним назвать Рабочее окно программы, в нем уже написана программа, давайте посмотрим структуру программы, из чего она состоит. слайд 13 заголовок программы, тело программы. Обратите внимание Шея, структурная часть описания данных отсутствует, так как у нас ни переменных, ни констант не присутствует в программе.
- С какого служебного слова начинается заголовок?
- Какое название дали программе?
Тело программы с какого начинается слова? А каким заканчивается?
В теле есть еще один незнакомый нам оператор, назовите его: WRITELN,WRITE. Давайте вернемся к нашему человечку слайд 14. В тело нашего человека входят 2 ноги, мы их сравним с операторами ВЫВОДА, в строку, в столбец их отличие. Обратите внимание на маленькие запятые в скобках с операторами вывода, как они называются? Апостроф, в них в программе можно писать русскими буквами, давайте в них продолжим фразы самостоятельно…
- Сегодня на уроке я начал знакомиться с …
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я написал… слайд 16
Program program1;
Begin
Writeln (‘…’);
Writeln (‘…’);
Write (‘ ’);
End.
- После того как впишите фразы, нажмите на зеленый треугольник в строке инструментов и посмотрите в окне вывода, полученный результат. Зачитать несколько вариантов ответов.
- Таким образом, мы достигли цели, поставленной на уроке и задач.
8. Оценивание, поставить отметки работающим на уроке
9. Домашнее задание
- И в завершение нашего урока хотелось бы мне вернуться к 3 словам с которых у нас начался урок. Какие это были слова? Хочу, могу, надо.
- Я ими хочу и закончить его слайд 17, дав домашнее задание, начинающееся с этих слов.
- НАДО: прочитать всем параграф 11 и ответить на вопросы после него. Обязательное для всех.
- ХОЧУ: Написать сочинение на тему «Моя будущая профессия», дополнительное задание по желанию.
- МОГУ: Подготовить доклад про счетную машину Блеза Паскаля, дополнительное задание по желанию.
Можно выполнить и все 3 задания.
- Ребята, спасибо за урок, до свидания.