Факторы влияния на выбор профессии школьников

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: выбор профессии


Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии:

Наличие склонностей (интересов).Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог,тренер).

Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.

Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения.

Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.

Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и "вечную" профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор.

Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под названием "Профессиональный выбор". Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – "жизненную перспективу" – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах "рабочий день"; перспективы повышения профессионального мастерства, "роста", построения "карьеры". Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавит от лишних переживаний.

Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.

Потребности обществаимеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.

Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.

Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя "китами выбора профессии". Называются они "ХОЧУ", "МОГУ" и "НАДО".

"ХОЧУ" – это наши интересы и склонности, профессиональные и карьерные предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы производства, конкретные профессии, занятия, которые нам интересны. С другой – это наши жизненные и профессиональные ценности, то, чего мы хотим получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы результаты труда были полезны для окружающих, кому-то важен заработок, кому-то – возможность постоянного карьерного роста.

Первое, что стоит сделать, приступая к выбору профессии – задать себе вопросы: что мне по-настоящему интересно? О чём мне нравится читать, смотреть фильмы, разговаривать? Отвечая на эти вопросы, мы очерчиваем круг своих интересов.

Интерес – специфическая направленность личности на определенный предмет; сосредоточенность на нём мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.

Интересы могут проявиться достаточно рано в детстве, сформировавшись под влиянием окружающей среды, близких людей. Допустим в семье спортсменов-горнолыжников у ребенка велика вероятность развития интереса к покорению снежных вершин, а девочка, которую мама-парикмахер с детства водит с собой на работу, скорее всего, уже с начальной школы будет делать прически всем своим подружкам и одноклассницам. Но вот закрепляются те или иные интересы в зависимости от особенностей нашего характера, темперамента. Так, мальчик-флегматик, совершенно не склонный к риску и авантюризму, вряд станет горнолыжником даже в семье потомственных спортсменов.

Интерес к тому или иному предмету (науке, музыке, спорту) в сочетании с соответствующими чертами личности побуждает к определенной деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Если интерес – это направленность на определенный предмет, то склонность – направленность на соответствующую деятельность. Например, ранний интерес к технике (наблюдение за процессом ремонта или сборки аппаратуры, просмотр телепередач о технических новинках) может впоследствии перейти в желание заниматься этим самостоятельно и профессионально. Наличие интересов означает "хочу знать", склонность – "хочу делать". Именно склонности, родившиеся из интересов, являются основой для дальнейшего профессионального выбора.

Определить свои интересы и склонности можно путем наблюдения за собой, анализа своих увлечений, хобби, бесед с родителями, знакомыми, учителями (им может быть многое заметно со стороны) и с помощью специальных психологических тестов.

В ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» диагностикой и тестированием, направленными на выявление способностей и склонностей к той или иной сфере деятельности воспитанниц занимается социально-психологическая служба школы. Помимо этого оказывает помощь в выборе профессионального направления элективный курс «Слагаемые выбора профиля обучения».

Для выявления факторов, которые оказывают влияние на выбор профессионального направления старшеклассниц было проведено анкетирование среди обучающихся 11-х классов.

В опросе приняли участие 31 человек.

Результаты анкетирования:

  1. Чем бы Вы хотели заняться после окончания школы?
    1. обучаться в ССузе – 3 чел.(9,7%)
    2. обучаться в ВУЗе - 27 чел. (87%) 
    3. работать – 5 чел.(16%)
    4.  хочу отдохнуть и развлечься – 4 чел.(13%) 
  2. Определились ли Вы с выбором профессии, если да, каков Ваш выбор?
    1. да - 24 чел.(77,4%)
    2. нет – 7 чел.(22,6%)
  3. Что Вас в ней привлекает?
    1. социальная престижность – 8 чел.(25,8%)
    2. зарплата – 10 чел.(32,3%)
    3. возможность сделать карьеру – 9 чел.(29%)
    4. возможность развить свои способности – 6 чел.(19,4%)
    5. интеллектуальный характер профессии – 7 чел.(22,6%)
    6. возможность командовать другими – 5 чел.(16%)
    7. творческий характер профессии – 10 чел.(32,3%)
    8. возможность приносить пользу людям – 14 чел.(45,2%)
    9. возможность общения с людьми – 17 чел.(54,8%)
    10. сложность профессии – 3 чел.(9,7%)
  4. Кто повлиял (влияет) на Ваш выбор?
    1. родители - 5 чел.(16%) г) школа, учителя – 4 чел.(12,9%)
    2. наследственные задатки - 8 чел.(25,8%) д) сверстники, друзья – 5 чел.(16%)
    3. материальное положение в семье – 3 чел.(9,7%) е) СМИ – 6 чел.(51,6%)
    4. иной вариант: только мой выбор– 11 чел.(35,5%)
  5. В какое учебное заведение Вы планируете поступать? На какой факультет?
    1. г. Белгород -17 чел.(54,8%)
    2. г. С-Петербург – 2 чел.(6,5%)
    3. г. Москва – 3 чел.(9,7%)
    4. г. Воронеж – 3 чел.(9,7%)
  6. Почему Вы выбрали это учебное заведение?
    1. Престиж – 8 чел.(25,8%)
    2. Желание – 6 чел.(19,4%)
    3. Близость к дому – 6 чел.(19,4%)
    4. Посоветовали – 2 чел.(6,5%)
  7. Как Вы готовитесь к дальнейшему продолжению образования? (Отметить не более трех позиций)
    1. изучаете индивидуальные особенности своей личности – 5 чел.(16%)
    2. интересуетесь требованиями к выбранной профессии - 24 чел.(77,4%)
    3. знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема – 24 чел.(77,4%)
    4. начали самостоятельно углубленно изучать предметы, необходимые для поступления – 15 чел.(48,4%)
    5. начали усиленно заниматься с репетиторами – 8 чел.(25,8%)
  8. Как Вы думаете, возможно ли в настоящее время трудоустроиться по выбранной Вами профессии?
    1. да, легко - 6 чел.(19,4%)
    2. возможно – 25 чел.(80,6%)
    3. невозможно, т.к. в настоящее время эта профессия не требуется на рынке труда - 0
  9. Почему вы выбрали именно эту профессию?
    1. Интерес – 8 чел.(25,8%)
    2. Способности – 4 чел.(12,9%)
    3. Заработок – 1 чел.(3,2%)
    4. Желание – 4 чел.(12,8%)
    5. Карьера – 1 чел.(3,2%)
  10. Из каких источников, от кого Вы получаете информацию о будущей профессии? (Отметить не более трех позиций.)
    1. родители – 9 чел.(29%)
    2. родственники – 5 чел.(16%)
    3. друзья – 10 чел.(32,3%)
    4. СМИ – 23 чел.(74,2%)
    5. педагоги – 8 чел.(25,8%)
    6. знакомые – 10 чел.(32,3%)
    7. самостоятельно – 2 чел.(6,5%)
  11. Что о Вашем выборе говорят родители?
    1. Одобряют – 19 чел.(61,3%)
    2. Не одобряют – 4 чел.(12,9%)
    3. «это твой выбор» - 4 чел.(12,9%)
  12. Что, выбирая эту профессию, Вы дадите обществу?
    1. Пользу – 18 чел.(58%)
    2. Знания – 4 чел.(12,9%)
    3. Квалифицированного специалиста – 4 чел.(12,9%)
  13. Что, выбирая эту профессию, Вы дадите СЕБЕ?
    1. Престиж – 2 чел.(6,5%)
    2. Любимое дело – 10 чел.(32,3%)
    3. Самореализация – 9 чел.(29%)
    4. Польза – 4 чел.(12,9%)
    5. Знания – 1 чел.(3,2%)
    6. Материальное обеспечение – 5 чел.(16%)

Успешность выбора профессии в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной:

  • с формированием профессиональной направленности личности,
  • адекватной самооценкой способностей,
  • реалистичным уровнем притязаний,
  • устойчивыми профессиональными намерениями,
  • достаточной информированностью о профессиях.

Профессиональное самоопределение- длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализации личности.

На уровне школы работа по изучению и формированию мотивационных факторов личности учащегося должна быть системной, то есть в ней должны участвовать и администрация школ, и педагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги, и, обязательно, сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать и родители школьников.

Проблема выбора профессионального и жизненного пути встаёт перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознаёт всех отдалённых последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своём будущем общества, в котором им предстоит жить.

В связи с этим при профессиональном выборе у подростков зачастую возникают отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределённое время или перекладывая ответственность на других: родителей, друзей, знакомых.

Психологи выделяют 4 типа подростков, выбирающих будущую профессию:

  • 1 тип - безразличный, меркантильный;
  • 2 тип - нерешительный, фантазирующий;
  • 3 тип - послушный, безответственный;
  • 4 тип - целеустремлённый, уверенный.

Как показывают результат опроса одиннадцатиклассниц, к 4 типу относится лишь незначительная их часть.

Ошибки при выборе профессии:

  1. Ориентация подростка сразу на профессию высшей квалификации (учёный, дипломат, директор, управляющий банка и т.д.).
  2. Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни.
  3. Отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
  4. Перенос отношения к конкретному человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
  5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
  6. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом.
  7. Выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями.
  8. Отсутствие умений разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии;
  9. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребёнка.
  10. Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе этой или иной профессии.

Таким образом, особенности выбора профессии у старшеклассников состоят в том, что они стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.

Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Своевременная помощь, оказанная школьнику в выборе профессии, не только помогает ему организовать непосредственно учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

Такая работа побуждает школьника задуматься о себе, о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует формированию у школьника мотивационных факторов выбора профессии.