Цель: Формирование представлений детей о социальной значимости профессии строителей.
Задачи:
- Показать взаимосвязь труда строительных профессий.
- Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности.
- Развитие социально-коммуникативных навыков детей, умение общаться, слышать друг друга, работать в командах.
- Воспитание уважения к труду взрослых.
Предварительная работа: Ознакомление детей с профессией строителей через просматривание презентаций о труде строителей, изготовление совместно с родителей с детьми стенгазет, рисунков и макетов, чтение художественной литературы.
Ход занятия
Вед. - Ребята я приглашаю вас в музей "Мир профессий", где я и мои помощники познакомят вас с профессией строитель, их работой от истоков до будущего.
1 реб. (показывает стенгазету)
- В старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня и строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.
Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу» - значит строить.
- Какие строительные инструменты использовали люди в старину? (топор, и пила)
- А из какого дерева строили? Почему?
(Использовали в основном дерево - лиственница, потому что когда намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить.)
2 реб. (показывает интерактивную презентацию)
- Ребята, как вы думаете, что подкладывали под каждый угол дома?
- Почему?
(Под первый сруб бревна под каждый угол подкладывали монетку - (символ богатства, под другой- кусочек шерсти (символ семейного тепла, под третий- насыпали зерно(символ сытой жизни), под четвертый - ладан( символ веры)
- Кто первый входил в дом?
(Первой в новый дом пускали кошку, и ее нельзя было выгонять из дому, иначе может случится беда)
Вед. - Хорошо наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки строили деревянные дома.
А кто же знает, как построить дом?
Чтоб было нам уютно в нём,
Чтобы он тёплым был и прочным?
Строитель это знает точно.
Он строит школы и больницы,
Многоэтажек вереницы.
Кирпич кладёт за кирпичом,
И вырастает новый дом.
3 реб. - Сейчас я приглашаю вас пройти к этому столу. Розалия, первым берется за постройку дома архитектор.
Он придумывает и рисует дома на бумаге. А строители воплощают его рисунки в жизнь. Чтобы внешний вид дома выглядел интересным и красивым, архитектор должен быть творческим человеком.
- Кто такой творческий человек? (ответы детей)
Архитекторы были всегда, и даже в Древнем Египте.
Они придумали пирамиду таким образом, что внутри нее не только гробница фараона, но и его все сокровища.
4 реб. Прораб
- Кто первый встречает рабочих на строительной площадке? (Прораб)
- Рабочий день на стройке начинается очень-очень рано, а заканчивается поздно. Прораб раздаёт задания рабочим, следит за тем, чтобы рабочие в срок исполняли всё то, что им поручено, следит за качеством исполнения работ.
- Какие правила нужно соблюдать на стройке?
(- Посещать строительную площадку с детьми в возрасте до 18 лет (посетители в возрасте от 14 до 18 лет допускаются только в сопровождении родителей.
- Брать с собой домашних животных.
- Приносить с собой крупногабаритные предметы (например, велосипеды, большие сумки, рюкзаки и т.д.).
- Снимать защитную каску.
- Перемещаться по территории строительной площадки без сопровождения представителя Застройщика или совершать любые иные действия, нарушающие требования техники безопасности; покидать сопровождающих лиц и самовольно передвигаться по территории строительной площадки, а также заходить в подвальные и технические помещения.
- Приближаться на небезопасное расстояние и прикасаться к оголенным электрическим проводам и кабелям, инженерному оборудованию, в том числе к электротехническому и вентиляционному, приближаться к движущимся частям и механизмам, строительной технике, открытым (без ограждения) котлованам.)
5 реб. Бетонщик
- Я решил построить дом на песке, но он стал провалиться.(показывает эксперимент)
- Почему как вы думаете? (Ответы детей)
Для этого нужен я – бетонщик.
Строительство любого здания начинается с заливки фундамента (основы всего здания). Он должен быть очень крепким, прочным. Возводят фундамент бетонщики. Их работа очень важна, От качества его работы зависит прочность всего здания, и сейчас я вам предлагаю забетонировать самостоятельно свой фундамент.
Игра "Забетонируй фундамент"(Дети делятся на команды и собирают фундамент определенной формы из геометрических фигур по схеме).
6 реб. Монтажник
Монтажники скрепляют металлические конструкции и работают на высоте (проводит физминутку под музыку)
Не кочегары мы, не плотники,
Но сожалений горьких нет, как нет.
А мы монтажники-высотники,
И с высоты вам шлём привет.Трепал нам кудри ветер высоты
И целовали облака, слегка.
На высоту такую, друзья мои
Уж не посмотришь свысока.
7 реб. (показывает стенгазету) Каменщик
- Кто выкладывает стены?
Их возводят каменщики.
Профессия каменщик одна из самых древних. Но сейчас дома строятся целыми панелями, но и осталась ручная каменная кладка. Самые красивые города мира: Венеция, Париж, Санкт-Петербург, — все это дело рук каменщиков
8 реб. (показывает интерактивную презентацию) Кровельщик
- Да дому необходима крыша!
Заготовкой и укладкой кровли занимается кровельщик.
Он укладывает кровлю так, чтобы она как можно дольше служила людям. Работа на высоте требует хорошего здоровья и выносливости, постоянного внимания и сосредоточенности.
- Из какого материала можно построить крыши? (стеклянные, кирпичные, железные...)
А вы знаете, что самой большой в мире металлической кровлей покрыт парк FerrariWorld в ОАЭ, площадь кровли равна по размерам площади 50 футбольных полей.
9 реб. Электрик
(показывает интерактивную презентацию о работе электрика)
- Далее наступает черед монтажников внутренней работы в доме. Монтажники — это люди, которые занимаются установкой, соединением, закреплением и подключением различных строительных элементов.
- Вот например электрик чем он занимается?
Проводит в доме провода и устанавливает розетки и выключатели.
- Именно специалисты-электрики помогают проводить «волшебный свет» в наши дома, добавляя в них комфорт и уют.
10 реб. Столяр
(работа сделанная своими руками)
- А как же дом без дверей и окон, этим конечно займется столяр-плотник.
11 реб. Сантехник
(Показывает чемодан с инструментами)
- А сантехник проведет трубы, установит в квартирах раковины и ванны.
12 реб. Штукатур
(показывает стенгазету)
- А штукатур он полностью отвечает за поверхности комнаты. Штукатурит стены и потолок
13-14 реб. Маляры (лепбук)
- Маляры окрашивают стены, потолки вручную или при помощи валиков, наклеивают обои.
Он должен умело смешивать и получать различные цвета, при этом еще и знать их свойства.
- Мы красили стены комнаты, и у нас закончилась розовая краска. Что же нам делать? (ответы детей)
- А еще мы вам можем предложить варианты оформления комнаты: (показывают эскизы)
- Белый цвет помогает зрительно расширить пространство. Однако использовать белый цвет следует очень осторожно, он придает комнате сходство с больничной палатой.
- Серый. Привносит в интерьер изящество и элегантность.
- Фиолетовый - придает комнате уют.
- Красный. Этот яркий, сочный, динамичный, но обилие красного цвета может вызвать чувство паники и беспокойства.
- Синий. Символизирует гармонию и спокойствие.
- Зеленый подходит для оформления зоны отдыха.
- Желтый. Этот солнечный цвет вызывается ассоциации с теплом и уютом, создавая удивительную атмосферу настоящего домашнего комфорта.
Вед. - Ну а без кого же нельзя обойтись на стройке? (ответы детей)
15 реб. Автомобилист
(показывает плакат)
- Ребята а вы знаете, что помогает строителям в их нелегком труде? На строительную площадку доставляют очень много строительного материала. И тут на помощь приходят большие грузовые автомобили, такие как, ЗИЛы, КРАЗы и КАМАЗы.
16 реб. Экскаваторщик
(показывает макет)
- Построить дом помогает строительная техника. Подвал и фундамент копают экскаваторы. А работает на экскаваторе - экскаваторщик. Работа у него ответственная - копать траншеи, ямы и котлованы не так-то просто проявлять точность, чтобы не ошибиться и не уйти в сторону, при копании траншеи в городе, где узкие улочки, пешеходы, высокие дома.
А вы знаете, что это:
1. Самый огромный в мире экскаватор и им управляют 5 человек.
2. Самый тяжелый землеройный экскаватор с одним ковшом.
3. Самый миниатюрный экскаватор, он даже помещается в детскую песочницу.
4. Существуют экскаваторы-амфибии. они могут работать на воде и в болотах.
5. Интересную конструкцию имеет «шагающий экскаватор» или экскаватор-паук.
17 реб. Крановщик
- А также на помощь строителям приходит подъёмный кран. Крановщик подает наверх кирпичи, раствор и все, что необходимо поднять на высоту.
Он работает в маленьком помещении на большой высоте. Условия работы достаточно жёсткие. Для того чтобы подняться в кабину башенного крана, надо преодолеть вверх по лестнице около 80 метров! Бывает, что машинисту необходимо спуститься вниз и опять потом подняться. А еще он, не должен боятся высоты.
- А вы знаете почему кран получил такое название?
1. Он похож на журавля, который на английском языке произносится как сrane.
2. Самый большой в мире не передвижной кран установлен в Китае.
3. Невероятно, но краны могут использоваться и на воде.
4. Кажется невероятным, но бывают и краны способные летать.
Вед. - А хотите узнать, какие умные дома будут в будущем?
18 реб. А я представляю вот такой умный дом (интерактивная презентация)
- В этом доме предусмотрено все!
Свет, температура в помещении регулируется голосом.
Система дома моет посуду, полы и чистит ковры, наполняет миски домашних питомцев кормом.
- Холодильник составляет меню, заказывает доставку продуктов.
Окна подсказывают, как одеться по погоде.
- Умное зеркало показывает температуру тела, вес, дает рекомендации по уходу за собой. Например: какой макияж сегодня лучше сделать?
- Вы принимаете душ, а система дома подает необходимое количество воды комфортной температуры. Вода очищается и используется повторно.
19 реб. (показывает макет)
- Мой дом будущего будет построен на море, потому что морской воздух очень полезен. В этих домах на верхних этажах наблюдать за птицами, а на нижних, за рыбами. Энергию в этих домах будут получать от солнечных батарей, это будут очень экономичные дома.
20 реб. (показывает рисунок)
- Я представляю дома в нашем родном город через 100 лет вот такими.
21 реб. (показывает макет)
- Это дом - капсула, они могут улететь на луну, а потом спуститься на землю, а так же жить под водой. А это дом-шар, он стеклянный, в нем может поместиться очень много людей, потому, что он увеличивается.
22 реб. (показывает интерактивную презентацию)
- Архитектор "энергонулевых" домов занимается созданием домов, которые полностью обеспечивают себя необходимой энергией.
«Энергонулевые» дома – это дома, которым не нужны мусоропровод, электростанция и котельная.
Для того чтобы быть архитектором энергонулевого дома, нужно быть архитектором, проектировщиком, дизайнером, физиком и экологом.
Это тот редкий случай, когда на работе можно участвовать в спасении планеты.
23 реб. (показывает макет)
- Я представляю дом будущего в виде шара - путешественника, который сможет находиться в воздухе и на земле, и горах. Им будут управлять машины - роботы. Они будут убираться, готовить, и развлекать гостей.
24 реб. ( показывает макет)
- Это подземный дом, при беглом осмотре кажется, что это просто обычное возвышение. Если посмотреть внимательнее, то можно увидеть вход в холм. Такой маленький дом сливается с ландшафтом и оставляет минимальный след в окружающей среде. При этом в этом доме есть всё, что необходимо для жизни.
Вед. - Да, есть такие профессии, которые можно назвать "вечными". Они существуют сотни лет и будут существовать всегда, такой профессией являются.
Все дети: - СТРОИТЕЛИ.