Цель: познакомиться с традиционными кухнями жителей Удмуртии.
Вид планируемых учебных действий |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
1. Предметные |
- Иметь представление о традиционных блюдах жителей Удмуртии. |
2. Коммуникативные |
Уметь сотрудничать, приходить к общему мнению при выполнении работы в группах. |
3. Познавательные |
Уметь строить сообщения в устной форме, извлекать информацию из полученного материала. |
4. Личностные |
Формировать уважение и интерес к культуре народов своего региона. |
Ход урока
- Ребята, вы узнали, кто изображен на слайде? (Ответы детей.) (Слайд 1)
- Ижик прислал нам письмо. Вот что написано в письме. «Здравствуйте, ребята! В нашей маленькой республике проживает около 70 национальностей. Первое место по численности в Удмуртии занимают русские, на втором месте - удмурты, на третьем – татары. Удмурты являются коренными жителями республики. Еще у нас проживают украинцы, марийцы, чуваши, немцы, молдаване, армяне, евреи, башкиры и другие. Чтобы познакомиться с культурой некоторых народов в республике, я прошу вашей помощи в составлении книги «Традиционные кухни жителей Удмуртии». Я буду рад, если вы мне в этом поможете. Для этого надо выполнить несколько заданий, которые я вам прислал.
Спасибо за помощь. Ижик» (Слайд 2)
- Ребята, как вы понимаете слова «Традиционные кухни жителей Удмуртии»? (Слайд 3) (Ответы детей.)
- Назовите, какие национальные блюда вы знаете, пробовали, готовили сами? (Ответы детей.)
- Сегодня мы будем говорить о традиционных блюдах народов, проживающих в Удмуртской республике, узнаем, как и из чего можно приготовить некоторые национальные блюда.
- На столах у вас карточки № 1. Ваша задача – при помощи линий соединить название народа с его группой традиционных национальных блюд. (Слайд 4)
Карточка 1
Народ | Названия блюд |
Русские |
Токмач (суп с лапшой), бэлиш (пирог с мясом и картошкой), кыстыбый (лепешка с начинкой), чак-чак, шербет (напиток из меда), плов. |
Татары |
Виртырем (кровяные колбаски), сяртчынянь (пирожки с калегой), пельнянь (пельмени), перепечи, табань (лепешки из кислого теста), сюкась (квас), шыд лым (суп с мясом), шу нянь (пироги с калиной). |
Удмурты |
Буженина (мясо, запеченное большим куском), пряники, квас, щи, гречневая каша, блины, кулич. |
- Проверьте, что у вас получилось, опираясь на слайд. (Слайд 4)
- Кто справился без затруднений с заданиями карточки 1, нарисуйте на своей оценочной карте улыбающегося смайлика напротив цифры 1, у кого возникли затруднения – равнодушного смайлика, а кто не справился – грустного смайлика.
- Каждая группа работает над заданием карточки 2. Вам надо найти и подчеркнуть название блюда, согласно его описанию.
Карточка 2, Вариант I
Самое древнее блюдо русской кухни. Пекли из дрожжевого теста в русской печи. Обычно имеют круглую форму. Для их приготовления мука бралась самая разная: гречишная, пшеничная, овсяная, просяная, ячменная, гороховая. Бывают постные, заварные, сдобные гречневые, с припеком, пшеничные царские, красные, овсяные и т.д.
Обычно готовят во время Масленницы.
Выделите, о каком блюде идет речь.
Буженина, пряники, квас, щи, гречневая каша, блины, кулич.
- Проверьте, что у вас получилось, опираясь на слайд. (Слайд 5, 6)
Карточка 2, Вариант II
Восточная сладость, изделие из теста, пропитанное медом. Считается национальным татарским блюдом. Употребляют с чаем. Подаётся целиком или нарезается на куски. Обычно его готовит мама невесты на свадьбу, а затем "продает" гостям за любую сумму денег. Уважаемых гостей также встречают у порога с этим блюдом.
Выделите, о каком блюде идет речь.
Токмач (суп с лапшой), бэлиш (пирог с мясом и картошкой), кыстыбый (лепешка с начинкой), чак-чак, шербет (напиток из меда), плов.
- Проверьте, что у вас получилось, опираясь на слайд. (Слайд 7, 8)
Карточка 2, Вариант III
Национальное блюдо удмуртской кухни, которое готовят из дрожжевого теста. Едят лакомство с зыретом – специально приготовленным белым соусом из молока, муки, яйца и соли. Выпекаются в большой русской печи, напоминают оладьи и блины. Тесто для них готовится из пшеничной, гречневой, овсяной и гороховой муки. У удмуртов принято их готовить утром на завтрак, поэтому тесто ставится еще с вечера. Традиционно готовятся для молодых на второй и третий день празднования удмуртских свадеб.
Выделите линией, о каком блюде идет речь.
Виртырем (кровяные колбаски), сяртчынянь (пирожки с калегой), пельнянь (пельмени), перепечи, табань (лепешки из кислого теста), сюкась (квас), шыд лым (суп с мясом), шу нянь (пироги с калиной).
- Проверьте, что у вас получилось, опираясь на слайд. (Слайд 9,10)
- Кто справился без затруднений с заданиями карточки 2, нарисуйте на оценочной карте улыбающегося смайлика напротив цифры 2, у кого возникли затруднения – равнодушного смайлика, а кто не справился – грустного смайлика.
- Чтобы узнать из чего состоят эти блюда, надо правильно записать названия ингредиентов этих блюд. Возьмите карточку 3.
Карточка 3, Вариант I
Ингредиенты блинов.
[Мука], [вада], [й,ай,ца], [сода], [сахар], [сол,], [к,ислата л,имонай,а].
__________________________________________________________
__________________________________________________________
- Проверьте, что у вас получилось, опираясь на слайд. (Слайд 11)
Карточка 3, Вариант II
Ингредиенты чак-чака.
[Мука], [м,от], [й,ай,ца], [арех,и], [сахар], [сол,], [масла раст,ит,ил,най,э].
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
- Проверьте, что у вас получилось, опираясь на слайд. (Слайд 12)
Карточка 3, Вариант III
Ингредиенты табаней.
[Мука], [дрожы], [сахар], [сол,], [масла раст,ит,ил,най,э], [вада].
_______________________________________________________
_______________________________________________________
- Проверьте, что у вас получилось, опираясь на слайд. (Слайд 13)
- Кто справился без затруднений с заданиями карточки 3, нарисуйте на оценочной карте улыбающегося смайлика напротив цифры 3, у кого возникли затруднения – равнодушного смайлика, а кто не справился – грустного смайлика.
- Для того, чтобы правильно и вкусно приготовить еду, надо знать алгоритм приготовления блюд. Используя карточки из конверта 4, составьте алгоритм приготовления блинов. Наклейте карточки в нужном порядке на лист бумаги так, чтобы получился верный алгоритм.
Конверт 4, Блины
В приготовленное тесто налить разведённую в воде мелко толчённую лимонную кислоту. |
Растереть яйца с сахаром. |
Влить постепенно воду, всыпать соль и растворённую в небольшом количестве воды соду. |
Всё хорошо размешать. |
Приступить к выпечке блинов обычным способом. |
Всё хорошо перемешать, постепенно влить полученную жидкость в муку, продолжая мешать до исчезновения комочков. |
- Используя карточки из конверта 5, составьте алгоритм приготовления чак-чака. Наклейте карточки в нужном порядке на лист бумаги так, чтобы получился верный алгоритм.
Конверт 5, Чак-чак
Взбить при помощи венчика яйца со щепоткой соли, всыпать муки, замесить тесто как на пельмени, оставляем на 20 минут. |
В кастрюле смешать мёд с сахаром и растопить на плите, при этом постоянно помешивать. |
Как только сахар растопится, снять кастрюлю с огня, залить медовым сиропом кусочки обжаренного теста, |
Разделить тесто на кусочки, скатать из них колбаски, полученные колбаски нарезать на небольшие кусочки. |
Кусочки небольшими порциями обжарить в казане с кипящим растительным маслом до образования румяной корочки, выложить в сито, чтобы стекло лишнее масло. |
Тщательно перемешать и разложить на блюде. |
- Используя карточки из конверта 6, составьте алгоритм приготовления блинов. Наклейте карточки в нужном порядке на лист бумаги так, чтобы получился верный алгоритм.
Конверт 6, Табани
Просеянную муку всыпать частями, постоянно перемешивая. |
Выпекать, наливая тесто в сковородку толщиной 3-4 мм, поджаривая с двух сторон. |
Выпекать на сковороде, смазанной жиром, перед горящей печью или на плите. |
Нарезать на кусочки и подать с зыретом. |
Поставить в тёплое место на 4–6 часов, и, пока поднимается, несколько раз обминать. |
Воду подогреть и развести в ней дрожжи, перемешать и посолить. |
- Каждая команда познакомит нас с алгоритмом приготовления национальных блюд. (Слайды 15-20)
Выступление детей.
- Кто справился без затруднений с заданиями из конвертов, нарисуйте на оценочной карте улыбающегося смайлика напротив цифры 4, у кого возникли затруднения – равнодушного смайлика, а кто не справился – грустного смайлика.
- Ребята, что вы выполнили задания Ижика.
- Что вы нового узнали о традиционных кухнях жителей Удмуртии, выполняя задания Ижика?
Ответы детей.
- Последнее задание - каждая команда оформит страницу книги рецептов «Традиционные кухни жителей Удмуртии».
Творческая работа.
- Кто справился без затруднений с последним, нарисуйте на оценочной карте улыбающегося смайлика напротив цифры 5, у кого возникли затруднения – равнодушного смайлика, а кто не справился – грустного смайлика.
- Вы помогли Ижику в его работе, оформили страницы книги рецептов «Традиционные кухни жителей Удмуртии», тем самым приблизились еще на один шаг к культуре жителей Удмуртской республики.