Тема патриотического воспитания детей актуальна в современном мире, в основе ее - формирование и развитие у детей социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма.
Основная цель работы по патриотическому воспитанию,формирование основ гражданско-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения воспитанников к истокам русской народной культуры.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
- формирование у детей предпосылок для развития чувства патриотизма, ответственности и гордости за родной край, отечество (через изучение элементов государственной символики; истории страны, города, края; достижений русского народа)
- развивать у детей чувство сопричастности к культурному наследию (через изучение доступных для понимания ребенка элементов народного творчества, обычаев, традиций, обрядов)
- воспитание у детей любви и бережного отношения к родной природе и всему живому (через изучение особенностей климата, природных ресурсов страны, города, области)
К концу учебного года предполагаемые результаты работы оправдались, а именно:
-дошкольники знают название страны, в которой живут; имеют представление о государственной символике (флаг, герб, гимн);
- знают основные достижения страны; знаменитых людей России, важные исторические события;
- знают название родного города, его историю и главные достопримечательности;
- знают традиции государственных и православных праздников;
- проявляют интерес к истории России;
- знают названия предметов национального быта (самовар, туесок, прялка, ухват, сундук и др.) и используют их в активном словаре;
- знают название элементов национального костюма;
- знают доступные для понимания народные приметы;
- разбираются в видах декоративно-прикладного творчества (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка и др.);
- инсценируют русские народные сказки; знают былинных героев;
- используют в активном словаре элементы русского народного творчества.
Для решения всех задач, мною была изучена научно-популярная, методическая литература, осуществлен подбор наглядного, иллюстративного материала по патриотическому воспитанию и ознакомлению с культурой русского народа, систематизирован материал для занятий, развлечений.
В ходе самообразования, я ознакомилась с опытом работы по данному направлению других дошкольных учреждений.
Процесс самообразования проходил несколько этапов:
На организационном этапе, было проведено анкетирование среди родителей на темы: «Патриотическое воспитание дошкольников», «Этнокультурное воспитание в условиях ДОУ». На родительском собрании было выявлено, что большинство родителей согласны взаимодействовать по данному направлению, и считают необходимым воспитывать патриотические чувства у детей, изучать культуру России и других стран.
Мною была составлена подборка нормативно-правовой базы, а именно статей, методической литературы по данной теме. Разработано календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей с родной страной и областью и по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Мини-музей в группе по приобщению детей к истокам русской народной культуры, постоянно пополняется. В этом учебном году развивающая среда дополнена муляжом русской избы, колодцем, куклами-оберегами.
Наглядный материал по ознакомлению детей с русским народным искусством дополнен книгами, иллюстрациями, поделками детей.
Совместно с детьми изготовлены дидактические игры «Народные промыслы», «Костюмы русского народа» «Орудия труда в старину».
Оформлен центр по патриотическому воспитанию, который содержит:
- наглядный демонстрационный материал (фотографии, карточки, книги об области, городе Новосибирске);
- плакат «Государственная символика»;
- карта Российской Федерации;
- набор карточек – Города «Наша Родина - Россия»;
- мини-макет московского Кремля; картина с изображением собора Василия Блаженного.
- репродукции картин русских художников; книги о знаменитых людях России – «Юрий Гагарин», «Михаил Ломоносов», «Александр Пушкин» и др.
- иллюстративный материал «Москва – столица нашей Родины»;
- дидактические игры «Моя страна - Россия», «Угадай страну».
На втором этапе – внедренческом, мною проводились тематические занятия, КВН, викторины, театрализованные представления. С детьми проведен цикл бесед о достопримечательностях родного города Новосибирска, столицы России Москвы, городах-героях ВОВ с использованием ТСО.
В ходе работы по патриотическому воспитанию были реализован проект «Народные промыслы России». Дети совместно с родителями обобщили представление о народных промыслах, изготовили книжки-малышки о народных промыслах. Ребята также приняли участие в выставке шкатулок, на которой они познакомились с разными шкатулками, узнали историю их возникновения, а впоследствии дети поделились знаниями со сверстниками других групп.
Реализованный мною проект по знакомству детей с народной аптекой, целью которого было сформировать знания детей о лекарственных растениях родного края и воспитать желание беречь родную природу, показал положительные результаты моей работы. Система работы была отмечена дипломом первой степени во всероссийском конкурсе.
Педагоги и дети принимали активное участие в русских народных праздниках «Колядки», «Масленица», «Ярмарка», в выставке детских работ «Весна - красна», «Пасхальная весна».
В течение учебного года, я и моя коллега активно участвовали в международном проекте, нами была создана страничка в книге «Планета Детства». Данная страница включила рассказ о детях нашей группы города Новосибирска, фотографии. У наших ребят есть опыт переписки с детьми из Белоруссии. В ходе таких проектов, я знакомлю детей с соседними с Россией странами, изучаю достопримечательности, рассказываю об особенностях культуры своей страны России, любимом городе Новосибирске.
Итогом работы по изготовлению снежного городка на патриотическую тематику было присвоение нашей группе второго места в конкурсе зимних поделок.
С детьми было проведено анкетирование на тему: « Как жили люди на Руси?» и тематическое занятие «Народные ремесла». В ходе подготовки к занятию, была проведена работа с родителями и детьми, которые в свою очередь изготовили альбомы по данным темам.
На третьем этапе – аналитическом, было определена эффективность работы по патриотическому воспитанию детей через приобщение их к истокам русской народной культуры.
Если в начале учебного года, у большинства детей были недостаточно сформированы представления о родной стране, государственной символике, народной культуре. Диагностика детей в конце учебного года по патриотическому воспитанию показала положительную динамику в развитии патриотических качеств личности.
Подводя итог, можно отметить, что моя работа по самообразованию, помогает мне в данном направлении. Мой интерес, изучать историю родной страны передается детям и родителям воспитанников, которые желают расширить представление об истоках русской народной культуры, о быте и обычаях русского народа. Детям интересны занятия на тему патриотизма, беседы о героях России, о родной стране.
Перечень используемой литературы
- Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы»/ Г.Н.Данилина. – М. Аркти, 2003.
- Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В.Нечаева. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 104 с.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 224с. – (Растим патриотов России).
- Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа/ О.Л. Князева, М.Д. Маханева.- СПб.: Детство – пресс, 2010.
- Кокуева, Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: методическое пособие/ Л.В. Кокуева. – М.: Аркти, 2005.
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт. сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
- Агавелян М.Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
- Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003.