С момента рождения ребенка начинается его развитие и формирование.
Первым воспитателем для него является семья, семейная среда является источником передачи ценностных норм, традиций, духовного богатства, умений и навыков. По мнению Безлюдного А.И., семья несет ответственность за весь процесс воссоздания человека и является для ребенка той микромоделью общества, через которую усваивается его духовная культура, национальные и общечеловеческие ценности [1, С - 321].
Семейные нормы и традиции обобщают и передают родовой опыт социального развития, соединяют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.
Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями [4].
Вандин А.Ю. считает, что суть семьи - рождение и воспитание детей. И здесь практика подсказывает, что как ни парадоксально, обнаружилась такая закономерность: родители должны правильно воспитывать своих детей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья [2].
Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
- малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами;
- влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным;
- основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься с самого рождения;
- происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей;
- родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени [3].
Вся система воспитания детей в семье строится на следующих принципах:
- собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей;
- родители должны обеспечивать соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность ребенка;
- отсутствие единых требований приводит к выработке приспособленческих навыков у ребенка;
- наличие авторитета родителей (духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери);
- чрезмерная опека характеризуется, прежде всего, повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, бездумным выполнением всех его желаний и прихотей;
- наличие традиции в семье, они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи;
- гендерный подход в воспитании. Образцом для девочки всегда служит мама. Именно у нее она учится готовить, стирать, перенимает другие хозяйственные навыки, учится быть мягкой, терпеливой, разумной, т.е. «хранительницей домашнего очага». Образцом мужского поведения является отец [5].
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду [6].
Таким образом, семья является первым социальным институтом для ребенка и главным фактором развития ребенка как личности. Семья формирует морально-нравственные ценности, обогащает духовно, закладывает интересы и направленность личности. Формирует семейные ценности, атмосферу внутри семьи, которая будет является в будущем эталоном для построения уже новой ячейки общества.
Список литературы
- Безлюдный А.И. «Проблема формирования личности в современном обществе» // Вектор науки ТГУ. 4 (7). 2011 – 456 с.
- Вандин А. Ю. «Роль семьи в формировании ценностных установок современной личности» // http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2256-2012-04-25-12-02-07
- Жукова А.В. «Работа с семьей как условие формирования современной личности»//http://www.socobraz.ru/index.php/
- Киселёва Т.Ю. «Влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников» // http://semyarossii.ru/component/k2/item/35-влияние-семейных-традиций-на-формирование-личности-дошкольников.html
- Пихтарь Т.А. «Семья как фактор формирования личности» // http://pedsovet.org/forum/topic6204.html
- Чиликина Л.А. «Семья в системе формирования современной личности» http://nauka-rastudent.ru/4/
- Семья - социальный институт формирования личности // http://www.family-life.narod.ru/Page0-1.htm
- http://pedprospekt.ru/servisy/zhurnal/30158/zurnal.pdf