Разработка представляет внеурочное занятие для учащихся 1-го класса, продолжительностью 30-35 минут. Данная методическая разработка позволит учащимся познакомиться со всеми видами функциональной грамотности на примере русской народной сказке «Морозко». В наше время, мы обучаем детей решать задачи, исходя из явной информации. Упражнения и задания, которые помогают учащемуся развивать функциональную грамотность, к сожалению, не так много. По нашему мнению, это связанно с тем, что разработка достаточно сложна, в ней нужно учитывать некоторые факторы. Предлагаемые задания должны быть неразрывно связаны с реальной жизнью и соответствовать возрасту детей. Разработанные задания должны иметь систему и содержать много интересных фактов которые сумеют заинтересовать учащегося.
Русская народная сказка «Морозко»
Жил дед с семьей: первая его жена умерла, остался он с дочкой, но на другой бабе женился, а у той тоже дочка была. Так они и жили вчетвером. А с мачехой жить сложно, в народе говорят, перевернешься - бита и недовернешься - бита. К родной дочери другое отношение: что ни сотворит, все в умницах ходит. Падчерица по дому всю сложную работу делала: избу мела, печь топила, воду носила, дрова рубила, за скотиной ухаживала. С утра до ночи в заботах и хлопотах, но мачехе угодить не могла, все сварливой бабе не так было, все худо.
Мачеха все придумывала падчерице работу, а потом и вовсе решила со свету мужнюю дочь сжить, заставила старика отвезти ее в лес зимой, на мороз.
- Вези, чтобы мои глаза ее больше не видели, - сказала старуха старику.
Тот поплакал, но делать нечего, пришлось запрягать лошадь и увозить родную дочь в лес. В лесу посадил ее в сугроб, а сам уехал.
Девушка сидит в сугробе под огромное елью, вся замерзла. Тут слышит, как рядом Морозко с елки на елки перескакивает, по веточкам потрескивает да пощелкивает. Подобрался к елке, где девушка сидит.
- Тепло ли тебе, девица? - полюбопытствовал он.
- Ой, тепло, Морозушко, тепло.
Удивился Морозко, решил пониже спуститься, да сильнее стужу напустить. Снова спрашивает:
- Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?
- Ой, тепло, Морозушко, тепло.
Еще пуще припустил Морозко, ветки вокруг затрещали да защелкали. Снова спрашивает:
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, милая?
А девушка совсем замерзла, еле-еле разговаривает:
- Ой, тепло, Морозушко, тепло, голубчик!
Жалко ему стало девушку, снял Морозко с себя шубу, укутал ее, да подарками дорогими одарил.
Тем временем мачеха печет блины поминальные, да кричит старику:
- Вези свою дочь, хоронить будем.
Поехал старик туда, где оставил дочку, приезжает и видит такую картину: сидит его дочка в дорогой шубе, румяная, веселая, а рядом с ней стоит короб с серебром и золотом. Обрадовался старик, посадил дочь в сани и повез домой вместе с подарками.
Старуха ждет старика, блины печет, а собака под столом тявкает для приговаривает:
- Тяф, тяф! Старик везет свою дочь с золотом и серебром в придачу, а старухину дочь никто замуж не берет.
Старуха кидает собаке блинок и говорит:
- А ну говори быстрее, что старухину дочь замуж берут, а старикову дочь по косточкам везут.
Собака блин съела, а сама свое тявкает:
- Тяф, тяф! Старик везет свою дочь с золотом и серебром в придачу, а старухину дочь никто замуж не берет.
Тут ворота во дворе заскрипели, и в дом входит падчерица, вся сияет, в шубу одета, а за ней короб тащат с серебром да золотом. Старуха увидела, да как закричит:
- А ну, старый хрыч, запрягай лошадь, де вези в лес мою дочь, да чтобы посадил ее на том же месте.
Старик послушно отвез дочь старухи и прямо на том же месте под елью в сугроб посадил и оставил.
Сидит девица в снегу, холодно ей, она зубами стучит. Заприметил ее Морозко, стал по лесу потрескивать, с елки на елку перескакивать. Подобрался к елке, где девушка сидит.
- Тепло ли тебе, девица? - полюбопытствовал он.
А она ему:
- Ой, холодно! Не скрипи, не трещи, Морозко…
Морозко ее не послушал, стал ниже спускаться и пуще потрескивать да пощелкивать.
- Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?
- Ой, руки и ноги у меня отмерзли! Уйди, Морозко…
Еще пуще припустил Морозко, ветки вокруг затрещали да защелкали. Снова спрашивает:
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, милая?
А девушка ему в ответ:
- Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!
Морозко рассердился, да так припустил, что старухина дочь до косточек замерзла.
На утро старуха отправляет мужа в лес, говорит:
- Поезжай скорее, старый хрыч, вези дочь мою в злате-серебре из лесу.
А сама она стала пироги печь, готовиться дочь встречать с подарками.
Собачка под столом сидит и тявкает:
- Тяф, тяф! Старикову дочь женихи сватают, а старухину дочь по косточкам из лесу везут.
Старуха кидает собаке пирог:
- А ну говори быстрее, что старухину дочь с коробом золота и серебра везут.
Собака пирог съела, а сама свое тявкает:
- Тяф, тяф! Старикову дочь женихи сватают, а старухину дочь по косточкам из лесу везут.
Тут ворота во дворе заскрипели, старуха на улицу побежала, а в санях ее дочка лежит, до косточек замёрзшая.
Заплакала старуха, да поздно.
Упражнения для формирования читательской грамотности
1. Подбери и запиши тему текста.____________________________
2. Запиши основную мысль текста.___________________________
3. Выбери верные ответы: Какую работу выполняла падчерица по дому?
А) избу мела
Б) печь топила
В) воду носила
Г) дрова рубила
Д) за скотиной ухаживала
Е) пироги ела.
4. Какая иллюстрация подойдёт к тексту?
A
|
Б
|
В
|
Упражнения для формирования математической грамотности
1. Сосчитай сколько героев в сказке?_________________________
2. Реши задачу. В лесу росло 15 ягод клюквы. Падчерица собрала 10 ягод. Сколько ягод осталось в лесу?
3. Разгадай ребус и определи, где падчерица нашла ягоду?
Упражнения для формирования финансовой грамотности
У падчерицы было 30 золотых монет награды от Морозка. Определи по таблице что она сможет приобрести за эти монеты?
|
|
|
15 монет |
5 монет |
10 монет |
Упражнения для формирования естественно-научной грамотности.
1. Какое время года представлено в сказке? _________________________
2. Что делает медведь зимой? _____________________________________
3. Какие зимние месяцы ты знаешь?________________________________
Список литературы
- Русская народная сказка; Издательство «Речь», 2016 г.
- Виноградова, Хомякова, Рыдзе: Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя; Издательство: Просвещение/ Вентана-Граф, 2018 г.
- Л.В.Серых, С.А.Пульной, С.Е.Тереховой, О.В.Беловой: Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе: актуальный региональный опыт: сборник методических материалов, 2020 г.