Задания для развития функциональной грамотности для детей 1-го класса

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 1

Ключевые слова: Функциональная грамотность, русская народная сказка «Морозко»


Разработка представляет внеурочное занятие для учащихся 1-го класса, продолжительностью 30-35 минут. Данная методическая разработка позволит учащимся познакомиться со всеми видами функциональной грамотности на примере русской народной сказке «Морозко». В наше время, мы обучаем детей решать задачи, исходя из явной информации. Упражнения и задания, которые помогают учащемуся развивать функциональную грамотность, к сожалению, не так много. По нашему мнению, это связанно с тем, что разработка достаточно сложна, в ней нужно учитывать некоторые факторы. Предлагаемые задания должны быть неразрывно связаны с реальной жизнью и соответствовать возрасту детей. Разработанные задания должны иметь систему и содержать много интересных фактов которые сумеют заинтересовать учащегося.

Русская народная сказка «Морозко»

Жил дед с семьей: первая его жена умерла, остался он с дочкой, но на другой бабе женился, а у той тоже дочка была. Так они и жили вчетвером. А с мачехой жить сложно, в народе говорят, перевернешься - бита и недовернешься - бита. К родной дочери другое отношение: что ни сотворит, все в умницах ходит. Падчерица по дому всю сложную работу делала: избу мела, печь топила, воду носила, дрова рубила, за скотиной ухаживала. С утра до ночи в заботах и хлопотах, но мачехе угодить не могла, все сварливой бабе не так было, все худо.

Мачеха все придумывала падчерице работу, а потом и вовсе решила со свету мужнюю дочь сжить, заставила старика отвезти ее в лес зимой, на мороз.

- Вези, чтобы мои глаза ее больше не видели, - сказала старуха старику.

Тот поплакал, но делать нечего, пришлось запрягать лошадь и увозить родную дочь в лес. В лесу посадил ее в сугроб, а сам уехал.

Девушка сидит в сугробе под огромное елью, вся замерзла. Тут слышит, как рядом Морозко с елки на елки перескакивает, по веточкам потрескивает да пощелкивает. Подобрался к елке, где девушка сидит.

- Тепло ли тебе, девица? - полюбопытствовал он.

- Ой, тепло, Морозушко, тепло.

Удивился Морозко, решил пониже спуститься, да сильнее стужу напустить. Снова спрашивает:

- Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?

- Ой, тепло, Морозушко, тепло.
Еще пуще припустил Морозко, ветки вокруг затрещали да защелкали. Снова спрашивает:

- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, милая?

А девушка совсем замерзла, еле-еле разговаривает:

- Ой, тепло, Морозушко, тепло, голубчик!

Жалко ему стало девушку, снял Морозко с себя шубу, укутал ее, да подарками дорогими одарил.

Тем временем мачеха печет блины поминальные, да кричит старику:
- Вези свою дочь, хоронить будем.

Поехал старик туда, где оставил дочку, приезжает и видит такую картину: сидит его дочка в дорогой шубе, румяная, веселая, а рядом с ней стоит короб с серебром и золотом. Обрадовался старик, посадил дочь в сани и повез домой вместе с подарками.

Старуха ждет старика, блины печет, а собака под столом тявкает для приговаривает:

- Тяф, тяф! Старик везет свою дочь с золотом и серебром в придачу, а старухину дочь никто замуж не берет.

Старуха кидает собаке блинок и говорит:

- А ну говори быстрее, что старухину дочь замуж берут, а старикову дочь по косточкам везут.

Собака блин съела, а сама свое тявкает:

- Тяф, тяф! Старик везет свою дочь с золотом и серебром в придачу, а старухину дочь никто замуж не берет.

Тут ворота во дворе заскрипели, и в дом входит падчерица, вся сияет, в шубу одета, а за ней короб тащат с серебром да золотом. Старуха увидела, да как закричит:

- А ну, старый хрыч, запрягай лошадь, де вези в лес мою дочь, да чтобы посадил ее на том же месте.

Старик послушно отвез дочь старухи и прямо на том же месте под елью в сугроб посадил и оставил.

Сидит девица в снегу, холодно ей, она зубами стучит. Заприметил ее Морозко, стал по лесу потрескивать, с елки на елку перескакивать. Подобрался к елке, где девушка сидит.

- Тепло ли тебе, девица? - полюбопытствовал он.

А она ему:

- Ой, холодно! Не скрипи, не трещи, Морозко…

Морозко ее не послушал, стал ниже спускаться и пуще потрескивать да пощелкивать.

- Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?

- Ой, руки и ноги у меня отмерзли! Уйди, Морозко…

Еще пуще припустил Морозко, ветки вокруг затрещали да защелкали. Снова спрашивает:

- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, милая?

А девушка ему в ответ:

- Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Морозко рассердился, да так припустил, что старухина дочь до косточек замерзла.

На утро старуха отправляет мужа в лес, говорит:

- Поезжай скорее, старый хрыч, вези дочь мою в злате-серебре из лесу.

А сама она стала пироги печь, готовиться дочь встречать с подарками.

Собачка под столом сидит и тявкает:

- Тяф, тяф! Старикову дочь женихи сватают, а старухину дочь по косточкам из лесу везут.

Старуха кидает собаке пирог:

- А ну говори быстрее, что старухину дочь с коробом золота и серебра везут.

Собака пирог съела, а сама свое тявкает:

- Тяф, тяф! Старикову дочь женихи сватают, а старухину дочь по косточкам из лесу везут.

Тут ворота во дворе заскрипели, старуха на улицу побежала, а в санях ее дочка лежит, до косточек замёрзшая.

Заплакала старуха, да поздно.

Упражнения для формирования читательской грамотности

1. Подбери и запиши тему текста.____________________________

2. Запиши основную мысль текста.___________________________

3. Выбери верные ответы: Какую работу выполняла падчерица по дому?

А) избу мела
Б) печь топила
В) воду носила
Г) дрова рубила
Д) за скотиной ухаживала
Е) пироги ела.

4. Какая иллюстрация подойдёт к тексту?

A

Б

В

Упражнения для формирования математической грамотности

1. Сосчитай сколько героев в сказке?_________________________

2. Реши задачу. В лесу росло 15 ягод клюквы. Падчерица собрала 10 ягод. Сколько ягод осталось в лесу?

3. Разгадай ребус и определи, где падчерица нашла ягоду?

Упражнения для формирования финансовой грамотности

У падчерицы было 30 золотых монет награды от Морозка. Определи по таблице что она сможет приобрести за эти монеты?

15 монет

5 монет

10 монет

Упражнения для формирования естественно-научной грамотности.

1. Какое время года представлено в сказке? _________________________

2. Что делает медведь зимой? _____________________________________

3. Какие зимние месяцы ты знаешь?________________________________

Список литературы

  1. Русская народная сказка; Издательство «Речь», 2016 г.
  2. Виноградова, Хомякова, Рыдзе: Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя; Издательство: Просвещение/ Вентана-Граф, 2018 г.
  3. Л.В.Серых, С.А.Пульной, С.Е.Тереховой, О.В.Беловой: Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе: актуальный региональный опыт: сборник методических материалов, 2020 г.