Киноклуб как средство медиаобразования и воспитания школьников

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба

Ключевые слова: медиаобразование


Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, современное образование характеризуется сменой ценностных ориентиров. «Нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Поэтому в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося» [1]. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, общекультурное (художественно-эстетическое) направление можно реализовать на внеурочных занятиях школьного киноклуба. Быстрое развитие информационно-коммуникативных технологий и средств мультимедиа, массовое оснащение школ компьютерной техникой, создают благоприятную среду для практического воплощения идеи школьного киноклуба как средства медиобразования и воспитания учащихся. Целью медиаобразования является развитие медиакомпетентности школьников, творческой активности, способности мыслить критически, умений сравнивать и оценивать сообщения, передающиеся по каналам медиа, привитие эстетических идеалов, обучение способам современной коммуникации, подготовка к жизни в современных информационных условиях.

Актуальность проекта заключается в том, что создание школьного киноклуба позволит выстроить целостную систему организации образовательной среды, в которой найдут гармоничное сочетание педагогически значимого содержания, эффективности мультимедийной формы, возможности организовать «диалог поколений» и творческую самореализацию учащихся.

Ключевыми фигурами российского медиаобразования можно считать О.А.Баранова, И.С.Левшину, С.Н.Пензина, Г.А.Поличко, Л.П.Прессмана, Ю.М.Рабиновича, Ю.Н.Усова и А.В.Шарикова. Над программами по киноискусству также работали многие ученые и деятели: И.В.Вайсфельд, О.Ф.Нечай, А.В.Федоров. Киноклубное движение 60–80-х годов XX века имело свои традиции и богатый опыт идейно-нравственного и художественно-эстетического воспитания учащихся. Деятельность киноклубов заключалась в регулярных просмотрах кинофильмов и их обсуждениях, в сборе материала о творчестве актеров, режиссёров и сценаристов, в изучении теории и истории киноискусства. В конце 1980-х - первой половине 1990-х годов эти традиции были утрачены. Поэтому современные педагоги, находясь в поиске эффективных методов работы с подрастающим поколением, могут возродить киноклубное движение как средство повышения культуры и медиаграмотности учащихся.

Медиапедагоги рекомендуют выбирать для просмотра и обсуждения со школьниками различные медиатексты в зависимости от зрительского возраста. Ученые-исследователи выделяют следующие стадии восприятия кинолент[2]:

1. «Мир романтических приключений» (7–13 лет). В этот период школьник ищет в ильмах яркий пример для подражания. Особый интерес вызывают приключенческие фильмы с захватывающим сюжетом и активным героем. Реагируя на тот или иной фрагмент фильма, ребенок активно использует жесты, смеется, комментирует происходящее на экране. Мальчиков привлекают киноленты с участием разведчиков, военных, путешественников, супергероев. Девочек привлекает мелодрама – жанр сильных и открытых эмоций. На данном этапе руководитель киноклуба способствует  развитию у учащихся вкуса, умения критически мыслить, самостоятельно оценивать нравственную проблематику фильма, жизненную позицию экранных героев.

2. «Мир реальных проблем» (13–15 лет).  Герой здесь – реальный человек, а не идеальный богатырь или «сверхчеловек». Происходит реалистическое изображение действительности,  которое отображается в драматических жанрах (психологическая драма, трагедия). На смену идентификации с идеальным героем приходит сопереживание.

3. «Мир поэтико-метафорических образов» (15–17 лет). Реальность показывается достоверно, но автор передает свое представление о мире. Ведущий жанр – притча, позволяющая говорить о вечных ценностях бытия, о поисках смысла жизни, о борьбе добра и зла, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного.

Мультфильмы для школьников тоже вызывают интерес. В процессе просмотра анимационных фильмов учащиеся испытывают спектр эмоций. Мультипликация средствами юмора, сатиры, весёлого розыгрыша, шутками подводит школьников к ответам на их многочисленные вопросы: «Почему? Как? Зачем? Какой я? Какие люди меня окружают?».

На занятиях киноклуба учащимся будут предложены художественные и анимационные фильмы, рекомендованные Министерством культуры Российской Федерации для просмотра в школах. Дополнительная информация к картинам содержит данные о стране и годе выпуска фильма, об авторах картины, задействованных в ней актерах, аннотацию [5]. Также школьники смогут познакомиться с кинолентами-победителями Международного фестиваля детского и семейного кино «Ноль Плюс», который ежегодно проходит в городе Тюмень [6]. Среди основных тематик фильмов – дружба, приключения, поступки, достижения, сотрудничество и другие. Есть специальные темы: профессии и труд, культура народов России и мира, жизнь и спорт, Великая Победа, природа и человек, талант и творчество, и другие. В личном кабинете наставника на онлайн-платформе zeroplus.tv нами была создана собственная подборка из предложенных фильмов. Наставник может самостоятельно задавать вопросы и тесты к фильмам, либо воспользоватся уже готовыми вопросами, также можно придумывать задания на внимание, развитие памяти. Этот функционал позволяет сформировать в детях более осмысленный подход школьников к кинопросмотру и навыки вдумчивого взаимодействия с аудио-визуальным контентом. Кинорепертуар может варьироваться в зависимости от изучения произведений на уроках литературы, истории, МХК, от новинок в кинематографе, потребностей времени, а также заявок школьников и т.п.

Авторы брошюры «Инструкция для учителей и родителей. Как смотреть кино вместе с детьми» выделили следующие уровни интерпретации фильма [2]: сюжетно-событийный уровень (что происходит?); психологический уровень (понимание мотивов персонажей, чувств героев); символический уровень (уровень интерпретации деталей) и философский уровень (фильм как высказывание о мире). Таким образом, задача ведущего киноклуба состоит в том, чтобы научить школьников понимать язык кино, постараться увидеть «детали»: пейзажные эпизоды, имена героев, внешность персонажа, предметный мир, диалоги, надписи, цвет, звук, монтаж и т.д. Еще один способ проанализировать сюжет фильма – работа с картами В.Я. Проппа, где выделено более 30 функций персонажа [3].

При работе с фильмом могут быть использованы различные формы работы: лекция, написание кинорецензии, тренинговые упражнения, игры, киновикторины, самостоятельное создание киноурока и другие.

Таким образом, ученики, успешно освоившие программу, будут:

  • понимать возможности кинематографа;
  • разбираться в специфике кино как отдельного вида искусства;
  • иметь представление о кадре и его особенностях;
  • разбираться в процессе производства кинофильма и кинематографических профессиях, видах и жанрах кино;
  • понимать основы сценарного дела и драматургии кино.

Выявление способностей и развитие личностных качеств учащихся будет происходить во время участия в творческих конкурсах и школьных мероприятиях, фестивалях, в процессе подготовки к занятию. Родителям также будет предложено принять активное участие в работе киноклуба, осуществляя диалог поколений. Таким образом, медиаобразование обладает огромным потенциалом в воспитании и обучении детей в общеобразовательных учреждениях.

Литература

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с.

2. Как смотреть кино с детьми [Электронный ресурс]. URL: https://books.foxford.ru/teacher (дата обращения: 20.12.2019).

3. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И.В.Пешкова. – М«Лабиринт», 2001. – 192 с.

4. Рыжих, Н.П. Использование медиаобразования в воспитании детей / [Текст] / под ред. А.В.Федорова – Таганрог. Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та. – 2011. – 232 с.

5. Сто фильмов для школьников онлайн. [Электронный ресурс]. URL: culture.ru/cinema/movies/ (дата обращения: 26.12.2019).

6. Zeroplus.tv. [Электронный ресурс]. URL: zeroplus.tv/compilation (дата обращения: 21.12.2019).